Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Парк культуры

Ради оперы, страсти и порочных женщин

В начале апреля (4, 5, 6 апреля) в Приморском театре оперы и балета состоится премьера сразу двух одноактных опер – «Алеко» и «Паяцы». Поставить эти шедевры на сцене нового театра был приглашен один из самых опытных и известных режиссеров Приморья – Ефим Звеняцкий, художественный руководитель и главный режиссер академического театра имени Горького.
Ради оперы, страсти и порочных женщин

Ефим Звеняцкий отложил премьеру в собственном театре

Связать голос и игру

– Когда ко мне обратился с предложением Антон Лубченко, художественный руководитель театра оперы и балета, – говорит Ефим Семенович, – у нас состоялся обстоятельный разговор о проекте «Алеко» и «Паяцы». Согласился я с удовольствием: видел все постановки и концерты оперного театра, так что мне было и лестно, и интересно поработать с этим коллективом. Сложность была только одна: как мне соединить невозможное – выпуск собственного спектакля «Парижская жизнь» Оффенбаха, репетиции которого сегодня уже идут, и работу в театре оперы и балета? Я решил этот вопрос – отодвинул на месяц премьеру в собственном театре.

– Почему вы пришли к такому решению?

– Я ведь не впервые берусь за оперу. В моей жизни были постановки «Травиаты» и «Риголетто» на сцене родного театра, а также в Хабаровске. Конечно, мне было интересно снова вернуться к работе над оперой.

Хотя сразу должен сказать: та, давешняя, работа над постановкой опер была совсем другой. Тогда во Владивостоке оперу ставили, что называется, всем миром: хор из института искусств и ансамбля песни и пляски, оркестр – радио и телевидения.

Нынешняя работа в театре оперы и балета совсем другая: есть оркестр, хор, и это единый коллектив, у которого одна задача.

– Но почему обратились к вам, драматическому режиссеру?

– А сегодня это вообще тренд: в ведущих оперных театрах постановки делают именно драматические режиссеры. Ведь опера и драма – жанры, идущие навстречу друг другу.

В «Алеко» и «Паяцах» чрезвычайно насыщенная драматическая коллизия. Их можно даже назвать трагическими, поскольку на кону стоит в сюжетах жизнь человека. А музыка какая! Замечу, что эти оперы не так часто идут на сценах, тем более в связке. Но, несмотря на всю разницу в либретто, эти оперы во многом схожи, в них кипят похожие страсти и живут сильные порочные женщины.

– Есть ли сложности в работе драматического режиссера, который ставит оперу?

– Конечно. То, чего недостает оперным певцам (мастерство актера, умение двигаться на сцене), они компенсируют тем, что по-настоящему важно в опере, – голосом, музыкой. Они голосом передают все переживания героя. А драматическому актеру нужно жить в образе своего персонажа, ощущать его в себе. И это совершенно другой подход.

На мой взгляд, самые лучшие оперные актеры умеют соединить в себе и силу актерской игры, и владение голосом. И в данном случае свою задачу как режиссера вижу так: помочь актерам соединить драматическую интонацию и вокальное изложение. И тогда получится хороший оперный спектакль с драматическим настроением. Время для постановок спрессовано. Обычно я спектакли репетирую полгода, но и работа в таком плотном режиме мне тоже будет интересной.

Сегодня я с нетерпением жду встречи с художником Жанной Усачевой из Мариинского театра, которая будет работать над оформлением спектаклей. Мне очень понравилась ее работа над оформлением балета «Четырнадцатая». Мы с нею уже поговорили по телефону и, кажется, нашли общий язык. Думаю, ее эскизы меня впечатлят.

Что касается подбора актеров, то они уже были мне предложены – специально приглашены для постановки. Одного – Владимира Галузина – я слышал на «Евгении Онегине», прекрасный голос.

С утра до ночи – вокал и танцы

– Но это же не будет значить, что в вашем родном театре жизнь замрет?

– Разумеется! Идут репетиции «Парижской жизни» Оффенбаха. Каждый день. Хор, балет, солисты. Мы закончили с Владимиром Колтуновым работу над оформлением сцены. Около ста эскизов костюмов сделал Андрей Климов. Виктор Либерский, прекрасный композитор, занимается окончательной аранжировкой. Премьеру назначили – после переноса – на 17 мая.

В качестве музыкального руководителя я пригласил замечательного режиссера «Геликон-опера» Вячеслава Стародубцева. У него есть свой театр оперы и драмы, где он делает великолепные постановки. Его знание музыки и вокала для меня первостепенны, над этим он и будет работать, а я займусь драматической стороной дела – режиссурой, решением, трактовкой.

Вместе с Вячеславом мы почти закончили либретто. Дело в том, что идея поставить «Парижскую жизнь» зрела у меня давно, еще с тех пор, когда Юлий Гриншпун – лучший музыкальный режиссер на Дальнем Востоке – ставил ее у себя в Хабаровске. Но с тех пор прошло время, и когда я взял пьесу, то увидел: многое в ней созвучно 90-­м годам, началу века, но не современности. Поэтому решил вернуться к классической трактовке оперетты, а их оказалось немало, вот и пришлось сесть и заняться написанием собственной версии на основе всех имеющихся.

– Почему вы решили поставить оперетту на сцене драматического театра?

– Раньше у нас было шоу. Актеры танцевали, пели. Это для них была такая школа! У нас выросло целое поколение актеров, которые обладали не только драматическим талантом, но и вокальными, хореографическими данными. Наталья Овчинникова, Ирина Кулешова, Михаил Марченко, Жанна Стрелкова, Александр Белоконь, Александр Славский. Шоу было своего рода тренингом для артистов, им было тоже это интересно – попробовать себя в такой ипостаси. Кстати, поставить оперетту предложили мне именно они.

Должен сказать, что для них эта постановка – неимоверный труд. Они с утра до вечера в танцевальном и вокальном классе.

К театру пришвартуются «Крейсера»…

– Как известно, 27 марта вся театральная общественность будет отмечать День театра. Зрители уже привыкли к тому, что театр имени Горького всегда к этому замечательному дню дарит зрителям премьеру. Уверена, эта традиция будет соблюдена и в нынешнем году. Наверняка у вас и у всего коллектива театра немало творческих планов. Так какие же спектакли мы увидим на сцене театра имени Горького до 17 мая?

– В скором времени – 14 и 15 марта – представим зрителю постановку режиссера Вадима Паршукова «Соло для часов с боем». Там вы увидите весь цвет старшего поколения театра.

Известный некогда во Владивостоке режиссер Юрий Чернышов приглашен мною во Владивосток, чтобы осуществить постановку «Крейсера» по роману Валентина Пикуля. Я не ставлю «датских» спектаклей (спектакли к юбилеям, памятным датам. – Прим. автора), но 110­летие Русско-японской войны меня взволновало. Ее мало кто помнит сегодня, наше невежество историческое – это ужасно. Трагическая страница той войны, описанная в романе Пикуля, мне кажется, должна появиться на театральной сцене. Мы уже три месяца вместе с Юрием Чернышовым пишем пьесу по роману, это дело очень непростое, но очень интересное. Потом нас ожидает сложный пошив костюмов для спектакля, думаю, буду обращаться за консультацией к историкам флота, к музею.

Конечно, постановка «Крейсеров» – это пока дело далекого будущего (премьеру планируем на конец декабря 2014 года), а меж тем, не отрываясь от работы над нею, Юрий Чернышов уже этой весной осуществит на сцене театра еще один спектакль – по пьесе Робера Тома «Фредди». Все знают его другое произведение – «Восемь любящих женщин». Но на его фоне все как-то подзабыли про «Фредди», а меж тем это очень интересная вещь. Премьера будет в июне.

Скажу также, что в конце мая – начале июня мы повезем несколько спектаклей в Москву и Санкт-Петербург. И сами будем принимать гастролеров. К примеру, академический театр комедии имени Акимова из Санкт-Петербурга. Они еще никогда не приезжали в наш город. Приедет к нам МХТ Чехова – привезет «Белую гвардию». Спектакли 25 и 26 июня. Ожидается театр Виктюка с недельными гастролями – с 5 по 10 апреля. Покажут «Маркиза де Сада» и «Саломею». 

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Семь дней со сковородой
Семь дней со сковородой

Масленица, или Сырная неделя (как ее только не называют!), в этом году началась с 24 февраля и продлится до 2 марта. Эти семь дней предшествуют Великому посту, и считается, что за это время необходимо хорошо и вкусно поесть. Самый пик блинопечения наступает с четверга по воскресенье. Это время называется широкой Масленицей, все ходят в гости, много готовят и веселятся. Причем готовить можно не только блины.

От Андреевки до сафари-парка
От Андреевки до сафари-парка

Достопримечательности Приморского края впечатлили известного путешественника-блогера из Москва Сергея Долю. Особенно его поразили сафари-парк и морской заповедник.

Земля для многодетных семей: как и где ее получить?

Прямая линия газеты «Владивосток» – тел. 241-56-50

В «Управдоме» изучают ТСЖ

​Всех желающих приглашают на урок в школу «Управдом». Состоится он сегодня, 26 февраля, в 18.00 в актовом зале администрации города Владивостока, сообщила пресс-служба мэрии. Тема урока: «ТСЖ – от А до Я». Вход свободный.

Кармен и Хозе запоют, когда Крюгер взмахнет

​В начале лета во Владивостоке – на базе Приморского театра оперы и балета – пройдут Дни французской культуры.

Последние номера
газета
газета
газета
газета