Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Семья

Айфон как смысл жизни?

– У нас в классе на Новый год всем подарили айфоны 5S, – как бы между прочим заявила мне моя пятиклашка, придя домой из школы в первый же день после каникул. К слову, на Новый год она в подарок тоже получила новенький смартфон (правда, относительно дешевый, китайский, одним словом, не Apple!). Сказано все это было вроде бы без излишних эмоций, просто как констатация факта, но в подтексте я прочитала: все, кроме меня… Хотя по поводу «всех» у меня, честно говоря, возникли сомнения.

Стоит ли дарить детям дорогие вещи

Итак, дорогие подарки… Дарить или не дарить? Тема, признаюсь, заезженная до безобразия, но при этом остается почему-то поразительно актуальной.

Самое смешное, что и ответ мы вроде бы знаем, но при этом «весь класс с айфонами». Потому как существует главный контраргумент: как это так, у всех есть, а у моего не будет? К тому же подпитанный генетической памятью, сформированной нашими мамами, папами, бабушками, – сами будем босы-голы (это я, конечно же, утрирую), но детям все самое лучшее.

«Бентли» против велика

Любой психолог вам скажет: ребенок должен быть самодостаточный, чтобы у него не возникало желание стать таким, как все…

Но нельзя, к сожалению, поднять его самооценку, сказав: «Уверенность в себе и авторитет среди сверстников не вещами нужно зарабатывать. Легко быть популярным с айфоном. Но еще круче перестать быть отщепенцем за счет внутренних резервов» – такое бывает только в американских фильмах. Ребенок с характером и без этих слов не будет париться по поводу отсутствия айфона. Но в том­-то и дело, что не у всех есть этот характер. А кроме того, процесс воспитания такого качества, как самодостаточность, сложен и не всем под силу, поскольку требует от родителя самому быть самодостаточным.

Мне понравился комментарий мамочки с одного родительского форума, которая доступно описывает печаль ребенка по поводу сильно желаемой, но неполученной вещи:

«Если в детстве у тебя не было велосипеда, а теперь есть «Бентли», то все равно в детстве у тебя не было велосипеда…

Для нынешнего поколения смысл фразы заменяется другими ценностями – айфон, айпад и т.д. Объяснить ребенку можно что угодно, и он, может быть, даже поймет, но чувствовать себя иначе от этого не станет. Например, у моей мамы не было возможности покупать мне в школу тетрадки с картинками. И я прекрасно понимала, что не так уж важно, что нарисовано на обложке тетради, но «понимаю» и «хочу» – это разные вещи. Сегодня я могу купить любую тетрадь, но мне это абсолютно все равно. А вот детские ощущения от того, что у меня не было таких тетрадок, я помню очень хорошо. То же самое с айфоном. Детство есть детство, и бессмысленно пытаться подстроить его под взрослые мерки. Когда вырастет, сам поймет, что айфон ему не нужен, а пока он ребенок, простое «хочу» у него все равно будет преобладать».

– Увлеченность подростков гаджетами в большей степени вопрос статуса и престижа, – высказала свое мнение по этому поводу моя хорошая знакомая, мама четырех мальчишек и профессиональный психолог. – Самоутверждение за счет вещей всегда было свойственно подросткам. Вспомни наше детство: гораздо круче тот, у кого джинсы, на поясе которых написано не «Тверь», а Levi's, у кого магнитофон Sony, а не «Весна». Но смотрите вглубь: именно семья формирует привычку утверждаться за счет вещей. И в отличие от штанов 80-­х нынешнее увлечение гаджетами формирует психологическую зависимость сродни наркотической.

То, что ты пойдешь на поводу у ребенка, его от комплексов не избавит, но сформирует привычку на всю жизнь смотреть на вещи как на показатель статусности: сейчас много молодых людей, у которых нет жилья, но зато есть тачка по цене квартиры.

Ищите компромисс

– Если у вас есть возможность, желание и ребенок хочет получить эту вещь, дарите на здоровье, – уверена семейный психолог Людмила Миргородская. – Другое дело, когда у родителей нет возможности купить дорогую вещь. В таком случае лучше честно сказать причину, проговаривая ситуацию и не связывая ее с поведением ребенка: «Я тебе не покупаю этот телефон, потому что у тебя по математике две двойки подряд» или «Потому что ты по дому мне помогать не хочешь».

Другой аргумент: «Потому что я считаю, что в этом нет необходимости!» Причем в данном случае аргументы противной стороны принимаются. И если это действительно аргументы, то можно договориться. Например, приурочить покупку к дню рождения или к какому-то другому празднику.

Другое дело, вы знаете, что чадо хочет девайс, старается лучше учиться, помогает вам и у вас нет никаких договоренностей. Вот тогда вы можете в награду купить ему эту вещь

– Дети есть дети… В любом случае, если они и не хотят быть как все, все равно хотят иметь то, что есть у большинства, – считает детский психолог Надежда Соболева. – Процесс воспитания самодостаточности длителен, начинать его надо задолго до возраста желаний модных телефонов, но в принципе и в 8­10 лет еще не поздно объяснить, как соизмерять желание и возможности.

Объясните ему: «Понимаешь, в каждой семье свои материальные возможности. Мы, например, не в силах пойти и купить тебе этот смартфон (планшет). Но это не значит, что мы тебя любим меньше. (Обязательно смещайте акцент с денег на родительскую любовь!)

Но если ты действительно очень сильно хочешь эту вещь, то подожди немного, мы накопим на нее. И ты также можешь поучаствовать в процессе».

Как? На более мелкие «хочу» предоставлять выбор: или мы выполним это твое желание, или будем копить деньги на телефон (или планшет…) – выбирай.

И даже к походу на день рождения к не самому близкому другу можно найти компромисс: когда меня приглашали, я дарила какой-нибудь символический подарок, но на день рождения не шла.

А сэкономленные деньги складывайте в копилку, доступ к которой может быть и у чада.

– Ты знаешь, практика копилки очень эффективна, – поделилась со мной все та же многодетная мама-психолог. – К тому времени, когда мой старший наконец-то накапливал на свою очередную хотелку, она уже не являлась для него по-прежнему желанной. И он, испытав весь сложный процесс накопления, очень тщательно подходил к вопросу купить-не купить.

В пятнадцать лет этот компромисс уже не сработает, но сработает другой:

– Хочешь дорогой телефон? У тебя есть возможность на него заработать…

А теперь резюме: я все-таки нашла золотую середину, по крайней мере, лично для себя. Гаджеты – телефоны, планшеты, компьютеры – детям нужны для личной безопасности, для спокойствия родителей (чтобы знать, где сейчас твой ребенок), для получения информации, для учебы – Сеть вытесняет библиотеки и печатные энциклопедии. Дело не в наличии различных девайсов у ребенка и даже, наверное, не в их стоимости – цена и качество должны быть сопоставимы. Проблема в отношении к бренду, а не к имеющимся функциям гаджета, когда айфон нужен именно ради айфона. Если ребенка устроит столь же функциональный аналог, но менее брендовый и более дешевый, тогда в чем проблема?

– Ну вот зачем тебе айфон? – спросила в конце концов у дочки.

– Какой айфон? – за пару дней она уже и забыла про «весь класс». – Ты что, хочешь айфон мне купить? Не надо, лучше давай эти деньги на путешествие отложим…

Ну вот, а это уже совершенно другая песня.

Автор : Лика ТКАЧЕНКО

comments powered by Disqus
В этом номере:
Съехавшие с трубы
Съехавшие с трубы

В субботу, 15 февраля, на площадке по экстремальным видам спорта Центра детского творчества прошли городские соревнования по сноуборду в дисциплине джиббинг (скольжение по препятствиям), которая по праву считается одним из самых зрелищных видов зимнего спорта. Профессионалы, призеры краевых и областных чемпионатов, предоставили площадку молодым спортсменам, скромно отойдя на второй план и заняв место судей.

Москва – второй Сарай

Никто не спорит вот с чем: кочевники внесли масштабные корректировки в вектор исторического развития России. Этому учат еще со школьной скамьи. Эффект от татаро-монгольского нашествия подается исключительно в негативном свете. Но жизнь, как водится, намного богаче любых интерпретаций. Сегодня ученые активно пересматривают устоявшиеся взгляды и приводят все более удивительные аргументы. О том, как кочевой мир помог зародиться нашей государственности, о монгольской глобализации и о многом другом в интервью «В» рассказал член-корреспондент Российской академии наук, ведущий специалист по истории кочевого мира на Дальнем Востоке Николай Крадин.

Канна – царица клумбы
Канна – царица клумбы

Одна из самых молодых коллекций Ботанического сада-института ДВО РАН, отмечающего в этом месяце свое 65-летие, эффектные канны. Эти нарядные и чаще всего крупные растения призваны играть солирующую роль, вырастая за один сезон до 1,5-2 м. Обычно это, как говорится, штучный товар, их не сажают целыми клумбами и рядами. Но даже если на участке растет одна канна, она всегда привлекает внимание.

Огонь Паралимпийских игр встретят в Приморье
Огонь Паралимпийских игр встретят в Приморье

В феврале в Приморье примут огонь Паралимпийских игр-2014. Эстафета горящего символа этих состязаний пройдет с 26 февраля по 7 марта. В ней примут участие более 1500 факелоносцев и четыре тысячи волонтеров.

А ну-ка, казачата!

Юные казаки Приморья (и не только) могут принять участие во всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Славься, казачество».

Последние номера
газета
газета
газета
газета