Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Память

«Советский Союз» родом из Германии

«Советский Союз» долгое время был самым крупным пассажирским судном в стране, однако об этом не писали в энциклопедиях. Теплоход отошел СССР по репарации после войны, построили же его в 1922 году немцы. Зато за время своей работы на линии Владивосток – Камчатка успел легендами обрасти больше, чем ракушками на корпусе. Корр. «В» поговорил с последним капитаном «Советского Союза» о высоких гостях, будничной жизни судна, а также о последнем рейсе теплохода.
«Советский Союз» родом из Германии

Как немецкое судно полюбилось партийным вождям и простым труженикам Дальнего Востока

Старпомы в мундирах – жди гостей!

В первое время, когда «Советский Союз» проходил техническую наладку в южных широтах, теплоход стал настоящей Меккой для руководящих кадров страны – начались смотрины еще с Никиты Хрущева. При этом как-то так получалось, что будущий капитан судна Петр Полещук лично встречал едва ли не всех самых известных гостей теплохода.

– Мы стояли в Крыму напротив Ливадии. К нам причалил катер, с него сошел полковник в штатском. Спросил: «Видите у берега судно? Как станет отходить, мне сообщите, а мы пока тут осмотримся». На том судне к нам прибыла целая делегация – Хрущев, Ворошилов и Аджубей (советский журналист, зять Хрущева. – Прим. автора) с женой и ребенком. Чтобы помочь гостям залезть на борт, каждому подавал руку.

Делегация осмотром судна осталась довольна, а Клим Ворошилов даже сказал, что обязательно расскажет всем о достижениях советского судостроения. Петр Иванович, случайно оказавшийся в тот момент рядом с высоким гостем, шепнул тому на ухо, как все было на самом деле и что советские инженеры сумели только лишь поучаствовать в его восстановлении.

– В мою вахту в Севастополе на внешнем рейде подошел к нам другой катер. Напарник по обыкновению направил его тогда к штормтрапу (веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту. – Прим. авт.). Гляжу – на катере флаг министра внутренних дел СССР, а по штормтрапу к нам поднимается Брежнев – сказал, что по приглашению Хрущева. Они с Серовым, тогдашним министром внутренних дел, осмотрели несколько палуб, пообещали заглянуть позже. И уже потом Леонид Ильич со своей семьей прибыл на наше судно с официальным визитом. Помню, сидел в нашем танцевальном салоне, шутил: тут, говорит, можно и невесту поискать. Жена его тогда еще одернула.

Как говорит Петр Иванович, впоследствии визит высоких гостей моряки и прочий судовой люд научились предсказывать заранее – по тому, как одето командование судна: если помощники капитана в мундирах, значит, пора и самому приодеться.

– Была у нас на борту и жена Хрущева (Нина Кухарчук, официальный брак с ней Никита Сергеевич оформил только в 1965 году, после ухода на пенсию. – Прим. авт.). Помню, между судном и спущенным на него парадным трапом оставался зазор сантиметров в 70. Мы думали, что она к нам не перепрыгнет, но та весьма шустро перемахнула на трап и все у нас посмотрела, – рассказывает Петр Полещук.

Тогда же, в период долгой стоянки «на югах», «Советский Союз» посетили и самые важные для Петра Ивановича пассажиры – супруга Мария Ивановна с дочерью Светланой. Муж и жена вместе уже 60 лет, а она до сих пор с восторгом вспоминает о своем первом визите на тот теплоход.

Рядовое приключение

В 1957 году по завершении технических работ «Советский Союз» пришел на Дальний Восток и стал работать на экспрессной линии «Владивосток – Петропавловск-Камчатский», сразу обретя на ней большую популярность. По сути, пароход тот стал первым комфортабельным судном на данном маршруте – до этого пассажирам приходилось переправляться на транспортнике. Сказывалась и небольшая стоимость билетов на «Советский Союз» – государство взяло на себя большую часть расходов, поэтому, к примеру, провоз автомобиля «Жигули» до Владивостока стоил недорого. Палубы тогда были буквально забиты автомобилями.

– Особенно много пассажиров было у нас в летний период – люди ехали на Камчатку на лечебные воды, в августе школьники спешили во Владивосток к началу учебного года. Позже добавились и так называемые вербованные – молодежь, едущая на Курилы на рыбный промысел. Теплоход зачастую был заполнен полностью – на 1500 мест. Иногда даже приходилось брать на борт лишнее число, особенно военных – они у нас ночевали прямо на верандах. Иной раз стоишь на мостике и смотришь, как внизу загружаются пассажиры – бесконечным, казалось бы, потоком. А уже спустя пару часов никого на судне и не встретишь – куда все подевались? – вспоминает Петр Иванович.

Жизнь на пароходе всегда кипела: здесь во время рейса рожали (в условиях моря вполне могли начаться преждевременные роды), нетрезвые пассажиры выпадали за борт.

Бывало и так, что 30-50 школьников, отправляющихся на Камчатку по специальной программе, питались вместе с матросами и жили в условиях, приближенных к тем, в которых находилась команда.

Интересно, говорит Петр Иванович, производилась высадка вербованных – специального трапа для них не спускали, всех желающих просто выгружали на погрузочной сети с высоты бортов судна прямо на причал. У молодых «добытчиков», как говорит бывший капитан, такая высадка вызывала только смех и редкие вскрики у девушек, а вот люди постарше воспринимали ее с куда большей тревогой.

При этом по части общей судовой безопасности, по словам Петра Ивановича, пассажирам бояться было нечего. Несмотря на ходившую вокруг теплохода легенду о том, что немцы поклялись всеми силами уничтожить трофейный корабль (как это якобы сделали итальянские диверсанты с крейсером «Новороссийск»), никакой диверсии на «Советском Союзе» не опасались. Однако за техникой безопасности здесь всегда следили с особой тщательностью.

– Каждый раз перед посадкой пассажиров мы проводили проверку так называемых клинкетных дверей между водонепроницаемыми переборками. С каждым заходом в порт спускали шлюпки то с одной, то с другой стороны судна – проверяли их готовность. На одной из шлюпок стояли подвесной мотор и пассивный отражатель для туманной погоды. Помимо этого, одно из помещений на судне переоборудовали в первый в Дальневосточном пароходстве тренажер – здесь новички осваивали технику работы с надувным плотом. Кроме того, только на «Советском Союзе» вахту несли сразу два вторых помощника. Учитывая все вышесказанное, думаю, специально потопить наш теплоход было очень нелегко, – улыбается Петр Полещук.

За «визой» – в «Советский Союз»

В советское время поговаривали, что для того, чтобы «заработать визу» (иными словами, получить путевку в жизнь), выпускникам различных учебных заведений, а также Школы мореходного обучения нужно было сначала отработать на «Советском Союзе». Каждый год львиная доля команды с отличными характеристиками сходила на берег, а вместо нее набиралась новая.

– Бывало, в городе со мной здоровалась какая-нибудь незнакомая девушка – и только потом я вспоминал, что она работала у нас на судне. Во Владивостоке, между прочим, до сих пор живет наша работница, успевшая в свое время даже стать руководителем больницы ДВОМЦ ФМБА, – говорит Петр Иванович.

Неизменным по большей части оставался старший состав судна. Петр Полещук с особой теплотой вспоминает о своих предшественниках на посту капитана «Советского Союза», таких как Николай Артюх (первым из советских моряков принял командование судном с подъемом на нем советского флага, почетный гражданин Владивостока) и Серафим Мышевский. Старшими помощниками на борту теплохода трудились такие известные позже в городе люди, как Евгений Корчаковский (будущий капитан), Валентин Бянкин (будущий начальник Дальневосточного морского пароходства) и Эдуард Банашкевич (заместитель начальника службы эксплуатации ДВМП). А все четыре вторых помощника на момент начала эксплуатации судна уже имели дипломы капитана дальнего плавания.

– Экипаж был дружным, – комментирует обстановку на судне Петр Полещук. – Если кто и ругался, то это, как правило, девушки из-за какого-нибудь парня. Я, кстати, когда был капитаном, спокойно относился к тому, что молодые флиртовали друг с другом на службе – это можно на суше, почему же на море нельзя? Лишь бы это работе не мешало.

Между тем на судне все-таки нашелся один «диверсант», правда, свой, местный.

– Буквально в одну ночь пожарная тревога срабатывала три или четыре раза. В итоге позвонили в органы. Поджигателя вычислили – им оказался человек… из пожарной вахты судна. Незадолго до того его оттуда выгнали за употребление алкоголя на посту. И он, видимо, в отместку решил устроить поджог, причем сам поджигал и сам же потом бегал тушить. Дали ему в итоге за такие дела четыре года, – вспоминает Петр Иванович.

На гвозди…

– Решение о «разделке» судна стало для нас неожиданным. Как обычно, осенью мы завершили навигацию, а потом нам сказали, что следующего рейса не будет. Собственно, не было и никакого прощального рейса, никто из пассажиров не горевал по этому поводу, – вспоминает Петр Полещук.

При этом, как отмечает последний капитан теплохода, освидетельствование Морским регистром показывало, что судно отвечает требованиям для безопасного мореплавания. Внешне корпус практически не ржавел, только в районе ватерлинии. Однако возраст судна (а списано с баланса транспортного флота оно было 5 декабря 1980 года) давал себя знать: на «Советском Союзе» протекали палубы, стали сильнее заметны сбои в технической части.

К тому же уже не соответствовали современным требованиям каюты для пассажиров – в третьем классе жили одновременно по пять человек, иллюминаторы таких кают выходили почти на уровень воды. Да и авиаперелеты стали к тому времени более доступны населению…

Петр Полещук вспоминает, как в шутку сказал одному из партсекретарей ДВМП, что негоже пускать «Советский Союз» на гвозди, за что получил предупреждение «громче молчать». Однако некоторое время спустя судно все-таки было переименовано в «Тобольск», а в 1982 году с командой в 60 человек оно ушло в Гонконг на металлолом.

Но память о «Советском Союзе» сегодня можно найти в разных уголках Владивостока: в музее им. Арсеньева есть стол из каюты класса люкс этого теплохода; сменив несколько владельцев, в собственность Пушкинского театра перешел рояль с борта легендарного судна. Ну а в семье Петра Ивановича и Марии Ивановны Полещук в память об ушедшем на покой судне до сих пор хранят немецкие бокалы, которые, пожалуй, по праву принадлежат последнему капитану «Советского Союза».

Автор : Антон ВАЛЬТОН

В этом номере:
Съехавшие с трубы
Съехавшие с трубы

В субботу, 15 февраля, на площадке по экстремальным видам спорта Центра детского творчества прошли городские соревнования по сноуборду в дисциплине джиббинг (скольжение по препятствиям), которая по праву считается одним из самых зрелищных видов зимнего спорта. Профессионалы, призеры краевых и областных чемпионатов, предоставили площадку молодым спортсменам, скромно отойдя на второй план и заняв место судей.

Москва – второй Сарай

Никто не спорит вот с чем: кочевники внесли масштабные корректировки в вектор исторического развития России. Этому учат еще со школьной скамьи. Эффект от татаро-монгольского нашествия подается исключительно в негативном свете. Но жизнь, как водится, намного богаче любых интерпретаций. Сегодня ученые активно пересматривают устоявшиеся взгляды и приводят все более удивительные аргументы. О том, как кочевой мир помог зародиться нашей государственности, о монгольской глобализации и о многом другом в интервью «В» рассказал член-корреспондент Российской академии наук, ведущий специалист по истории кочевого мира на Дальнем Востоке Николай Крадин.

Канна – царица клумбы
Канна – царица клумбы

Одна из самых молодых коллекций Ботанического сада-института ДВО РАН, отмечающего в этом месяце свое 65-летие, эффектные канны. Эти нарядные и чаще всего крупные растения призваны играть солирующую роль, вырастая за один сезон до 1,5-2 м. Обычно это, как говорится, штучный товар, их не сажают целыми клумбами и рядами. Но даже если на участке растет одна канна, она всегда привлекает внимание.

Огонь Паралимпийских игр встретят в Приморье
Огонь Паралимпийских игр встретят в Приморье

В феврале в Приморье примут огонь Паралимпийских игр-2014. Эстафета горящего символа этих состязаний пройдет с 26 февраля по 7 марта. В ней примут участие более 1500 факелоносцев и четыре тысячи волонтеров.

А ну-ка, казачата!

Юные казаки Приморья (и не только) могут принять участие во всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Славься, казачество».

Последние номера
газета
газета
газета
газета