Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Главное

Москва – второй Сарай

Никто не спорит вот с чем: кочевники внесли масштабные корректировки в вектор исторического развития России. Этому учат еще со школьной скамьи. Эффект от татаро-монгольского нашествия подается исключительно в негативном свете. Но жизнь, как водится, намного богаче любых интерпретаций. Сегодня ученые активно пересматривают устоявшиеся взгляды и приводят все более удивительные аргументы. О том, как кочевой мир помог зародиться нашей государственности, о монгольской глобализации и о многом другом в интервью «В» рассказал член-корреспондент Российской академии наук, ведущий специалист по истории кочевого мира на Дальнем Востоке Николай Крадин.

 Новый взгляд на влияние кочевников в истории мира и России

Ученые ДВО РАН представили новый взгляд на влияние кочевников в истории мира и России

Мыслили глобально

На январском заседании президиума ДВО РАН ученый выступил с докладом «Кочевники в мировой истории», в котором обобщил результаты последних исследований и представил новый взгляд на кочевые общества. Николай Крадин также является соавтором второго тома «Всемирной истории» – масштабного проекта Российской академии наук, который будет состоять из шести томов. Второй вышел в 2012 году и был посвящен истории Средних веков. В прошлом году он прочитал лекцию перед французскими профессорами в Колледж де Франс в Париже, посвященную кочевому миру.

– Николай Николаевич, почему это тема сейчас настолько популярна?

– Историки всегда пишут историю, во многом переосмысливая свой жизненный опыт. Вы думаете, почему среди шести мировых классиков теории цивилизаций трое наших соотечественников? Да потому, что для нас характерно восприятие мира через призму кризиса и раскола, нам всегда кажется, что настоящее хуже прошлого, а будущее просто ужасно, вот поэтому три наших великих соотечественника – Данилевский, Сорокин, Гумилев – создали теории, согласно которым история – это процесс возникновения, роста, расцвета и упадка разных цивилизаций. Каждому из них казалось, что он живет в эпоху кризиса.

Вот и сейчас мы живем в эпоху глобализации, эпоху беспрецедентных культурных обменов между различными народами и государствами. Наверное, это влияет на нас, историков, и мы пытаемся отыскать истоки современных изменений в далеком прошлом.

– В чем заключается новизна современного взгляда на кочевников?

– Во «Всемирной истории» нам удалось преодолеть штампы евроцентризма. Вклад крупнейших цивилизаций был показан одинаково, а связующую роль между ними – как цемент между кирпичами – сыграли кочевые общества.

Традиционным было считать, что кочевники – исключительно грабители, разрушители, варвары. В этом есть немало правды. Они нападали, уничтожали, из-за них гибли города, государства, цивилизации. И Киевская Русь как государство пала под ударами монголов. Однако кочевники приносили не одно зло. Существуют и позитивные моменты. Так, они явились чем-то вроде силового поля, по которому проходили контакты между различными цивилизациями.

Мы стали активно использовать понятие «глобализация» применительно к эпохе Средневековья. Сейчас мы живем в глобальном мире. Видим, как изменение цен на нью-йоркской бирже моментально влияет на ритмы экономической жизни в Сингапуре или Японии. Но взаимодействие между цивилизациями Запада и Востока существовало и в древности. Только ритмы были более медленными.

Во времена монголов сложилось торгово-экономическое пространство, по которому пошли очень интенсивные обмены: технологические, культурные, торговые. Самые хрестоматийные примеры: так называемая китайская плавающая игла (компас) помогла европейцам выйти в открытый океан и открыть Новый Свет. Порох – тоже изобретение Поднебесной. Столетняя война началась, когда использовали только холодное оружие, а заканчивалась под канонады французской артиллерии, удивительно похожей на китайские тыквообразные пушки. Печатный станок – вещь, которая в Китае была известна гораздо раньше, чем Иоанн Гуттенберг изобрел свой аппарат.

Монголы создали гигантскую империю, прообраз глобального мира. Были установлены системы торговых караванов, контакты с далекими государствами. Это, в принципе, их и погубило. В наше время мы сталкиваемся с проблемой моментального распространения различных эпидемий (атипичной пневмонии, птичьего гриппа и др.). За считаные часы болезнь способна долететь с одного конца земли на другой. В Средние века эти контакты были медленными, но именно то, что монголы создали своеобразный «буфер обмена» между странами, стало причиной появления черной смерти в Европе. В 1331 году чума появилась в Китае. Уже через 17 лет во время осады города Кафы монголы использовали некий аналог бактериологического оружия – трупы умерших от чумы забрасывали катапультами через крепостные стены. Болезнь попала в Италию и распространилась по Европе, в результате чего, по разным оценкам, погибло от 40 до 60 процентов европейского населения.

Европе – технологии, нам – разруха?

– Чем отличается влияние кочевых обществ на Европу от их влияния на нас?

Монголы после покорения Руси организовали военный поход на Европу. Рыцарская конница не была в состоянии с ними справиться. Но Европа не представляла жизненной необходимости для кочевников. В то время она была далеко не центром мирового исторического развития. Все основные сокровища сосредоточились на Ближнем Востоке, в Индии и Китае. Европу спасла смерть великого хана Угэдея, сына Чингис-хана. Монголы посчитали самым важным вопросом выбор нового великого хана и повернули обратно.

Есть такая концепция, согласно которой появление стремян перевернуло историю Старого Света. Она была выдвинута Линном Уайтом в 1960-е годы. Стремя позволило создать тяжелую кавалерию, а это было дорогое дело. Чтобы снарядить всадника, нужны немалые ресурсы. Так появился феодализм. Концепцию можно ругать за технологический детерминизм, и, наверное, правильно – были и другие факторы, которые привели к феодализму. Но если бы стремя не появилось в VI веке в Европе, то и феодализма, возможно, никакого не было. А стремена в Европу принесли кочевники. Они были изобретены примерно в III-IV веках. Кстати, изобрели стремя у нас, на Дальнем Востоке. Где-то на территории между современным Китаем, Корейским полуостровом и Внутренней Монголией. В VI веке тюрки, которые создали тяжелую кавалерию, разгромили каганат жужаней. Жужани бежали в Европу, где стали известны нам под названием авары. Именно они принесли туда стремена.

Стремена произвели серьезный технологический переворот. Стало удобнее стрелять из лука, что сыграло положительную роль больше для земледельцев, нежели самих кочевников, потому как те еще в древности освоили знаменитый парфянский выстрел, когда всадник на скаку поворачивается и стреляет из лука. Стремена позволили создать тяжелую кавалерию, которая сменила сарматских катафрактариев (вооруженную конницу). У катафрактариев не было устойчивости. Копье нарушало баланс, не давало хорошо держаться в седле. Когда появились стремена и седла с высокой лукой, то кавалерия стала доминирующей силой на полях сражений и являлась таковой на протяжении почти тысячи лет.

Это очень увлекательная и одновременно трагическая страница мировой истории. Печально осознавать, сколько человеческих умов ломали головы, как бы изобрести новые ухищрения, с помощью которых можно было бы уничтожить себе подобных… Сейчас много пишут о роли распространения военных технологий в мировой истории. Это и выдающийся американский историк Уильям Мак-Нил, и его последователь в нашей стране профессор Сергей Нефедов из Екатеринбурга.

– А что же у нас, в России?

– Для России же татаро-монгольское иго привело к формированиютотально-административных управленческих систем. Правда, трудно сказать, можно ли было без этих механизмов создать такую мощную государственность, какая затем появилась в России. Шарль Луи Монстескье вывел выдающийся закон: для маленьких государств характерна республика, для средних – монархия, а для больших – империя. Весь вопрос в том, возникла бы Российская империя при отсутствии модели, установленной монголами?

– Так возникла бы?

– С приходом кочевников Русь вообще перестала существовать как некая политическая целостность. Она была включена в состав Золотой Орды. Но благодаря этому нам удалось сохранить свою культуру, не стать карликовым государством, как страны Балтии. В тот момент шло активное продвижение рыцарских орденов с Запада на Восток. Те части нашей страны, которые не попали под монгольское влияние, превратились в карликовые государства. Монголы в известной степени помогли отстоять русскую культуру от нашествия немецких орденов. С этого момента Россия постепенно начинает выходить на политическую арену. Благодаря заимствованиям организации военного дела от монголов, освоению огнестрельного оружия Россия становится крупным государством и начинает расширяться на Восток. Выходит так, что сначала они прекратили наше развитие, а затем благодаря накопленному потенциалу мы стали увеличиваться в размерах и становиться настоящим государством.

Москва – второй Сарай

– Есть ли какое-то наследие от кочевников, которое мы можем наблюдать в современности? Политические, экономические процессы, которые зародились в то время и актуальны по сей день?

– Монголы разгромили Киевскую Русь, прошлись по ней катком, но степень разрушений в летописных источниках несколько преувеличена. К счастью, не все территории Руси оказались разоренными. После нашествия кочевников наша страна была включена в границы Золотой Орды, установились тесные контакты с завоевателями и другими народами, вошедшими в империю.

В раскопках наших исследователей выясняются интересные вещи. Скажем, там, где раньше была столица Золотой Орды, нашли небольшое по площади жилище, которое отапливалось жаровней. Судя по православному крестику, здесь жил русский пленник. Чуть выше этого жилища уже находился большой дом с заготовками ремесленной продукции. Очевидно, житель этого дома стал предприимчивым ремесленником. Рабство само по себе не очень эффективно. Первое время монголы уводили в рабство много пленников. Разумнее дать человеку такую степень свободы, чтобы он мог заниматься своим делом, тогда его труд будет более эффективным.

Сейчас, например, все тянутся в Москву. А тогда, в конце XIII века, народ ездил в Сарай – столицу Золотой Орды – на заработки. Ведь где власть, там деньги, там гораздо больше возможностей для предприимчивых людей.

– То есть уже тогда существовали рабочие мигранты? Причем из России в Орду?

– Не только в Золотую Орду, но и в Монголию. Есть записки европейских путешественников. Один из них доехал до Каракорума, столицы Монгольский империи. Он пишет о русском мастере, который сделал трон для монгольского хана Гуюка. Были различные мастеровые из Франции, Италии, Китая, с Ближнего Востока.

Что касается политической системы, то тут все сложнее. Мы не смогли бы воссоздать монгольскую систему правления, потому как у них самих не было четкой устоявшейся модели государственности. То, что они создали, для них самих было неким нонсенсом. Что-то копировалось у Китая, что-то у государств Ближнего Востока, что-то у Средней Азии. В свою очередь, какие-то компоненты этой системы были приняты русскими князьями. Очевидно одно: мощная государственная система возникла в России только после того, как в Золотой Орде установились система ярлыков и налогообложения зависимых территорий. В этом смысле мы продолжатели ордынских традиций. Просто столица из Сарая переместилась в Москву. И Москва стала неким продолжателем дела Золотой Орды. Про это много писал Гумилев, а еще до него данный вопрос обстоятельно разрабатывался евразийцами и особенно Вернадским-младшим. Поэтому, когда говорят, что Москва – третий Рим, я нисколько это не отрицаю, но дополняю, что Москва – это также второй Сарай или третий Каракорум.

– Можно ли говорить о положительном влиянии кочевников на наше государство?

– Можно говорить, что их роль не была исключительно отрицательной, о масштабах их влияния. В прошлом году на конференции в Крыму меня спросили: как вы относитесь к изъятию концепции татаро-монгольского ига в современных учебниках в связи с многонациональным характером населения России? Я шутливо ответил, что полностью поддерживаю данную инициативу, но уж точно не хотел бы оказаться в сентябре 1240 года в осажденном войсками Батыя Киеве.

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Съехавшие с трубы
Съехавшие с трубы

В субботу, 15 февраля, на площадке по экстремальным видам спорта Центра детского творчества прошли городские соревнования по сноуборду в дисциплине джиббинг (скольжение по препятствиям), которая по праву считается одним из самых зрелищных видов зимнего спорта. Профессионалы, призеры краевых и областных чемпионатов, предоставили площадку молодым спортсменам, скромно отойдя на второй план и заняв место судей.

Москва – второй Сарай

Никто не спорит вот с чем: кочевники внесли масштабные корректировки в вектор исторического развития России. Этому учат еще со школьной скамьи. Эффект от татаро-монгольского нашествия подается исключительно в негативном свете. Но жизнь, как водится, намного богаче любых интерпретаций. Сегодня ученые активно пересматривают устоявшиеся взгляды и приводят все более удивительные аргументы. О том, как кочевой мир помог зародиться нашей государственности, о монгольской глобализации и о многом другом в интервью «В» рассказал член-корреспондент Российской академии наук, ведущий специалист по истории кочевого мира на Дальнем Востоке Николай Крадин.

Канна – царица клумбы
Канна – царица клумбы

Одна из самых молодых коллекций Ботанического сада-института ДВО РАН, отмечающего в этом месяце свое 65-летие, эффектные канны. Эти нарядные и чаще всего крупные растения призваны играть солирующую роль, вырастая за один сезон до 1,5-2 м. Обычно это, как говорится, штучный товар, их не сажают целыми клумбами и рядами. Но даже если на участке растет одна канна, она всегда привлекает внимание.

Огонь Паралимпийских игр встретят в Приморье
Огонь Паралимпийских игр встретят в Приморье

В феврале в Приморье примут огонь Паралимпийских игр-2014. Эстафета горящего символа этих состязаний пройдет с 26 февраля по 7 марта. В ней примут участие более 1500 факелоносцев и четыре тысячи волонтеров.

А ну-ка, казачата!

Юные казаки Приморья (и не только) могут принять участие во всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Славься, казачество».

Последние номера
газета
газета
газета
газета