Капитализм, обремененный обществом

МНОГО ли вы, дорогие читатели, сталкивались в жизни с таким явлением, как социальная ответственность бизнеса? Я имею в виду не разовые акции добра и милосердия, а именно учет общественных интересов в коммерческой деятельности.

6 февр. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3485 от 6 февр. 2014
fc25974ce3627946c411b4d2bbb57395.jpg Представители отечественных деловых кругов много рассуждают в прессе и на экранах ТВ на тему необходимости вкладываться в развитие общественной сферы, но вот в реальной жизни я с таким явлением сталкивалась только в суперкапиталистической державе – Японии. Оказалось, что хрестоматийные капиталисты добровольно и без понуканий заботятся о своих согражданах. Например, в одном из горнолыжных курортов под Тоямой поднимались на территорию спортивной базы по канатной дороге. Зашли в вагончик – в глаза бросился плакат, на котором иероглифами и на английском языке размещена надпись, обещающая бесплатную доставку в парк внукам, если те возьмут с собой бабушку, дедушку или их вместе. Зачем, спрашивается, предпринимателям старики, ведь никакой выгоды от них – на базе экстремальные виды спорта и весь платный сервис рассчитан на молодых, сильных и ловких. Однако коммерсанты оборудовали удобную прогулочную зону и парочку бесплатных аттракционов, рассчитанных на посетителей в возрасте. Все это меры, стимулирующие молодежь брать с собой престарелых родственников, чтобы те не скучали дома, а чаще бывали в обществе, не выпадали из социальной среды. Почему-то у нас такие инициативы бизнеса – редкость. Зачастую даже выполнение социальных норм, предусмотренных законом, уже повод для гордости, а не само собой разумеющееся. Скорее пытаются откреститься от общественных нужд. К примеру, к Новому году городские власти постарались создать для горожан праздничное настроение: украсили дома, улицы, деревья и площади иллюминацией и новогодней атрибутикой. Но сколько фирм, предприятий сервиса и торговли присоединились к почину, много ли вы, читатель, насчитали тех, кто щедро декорировал и наряжал витрины и фасады на радость посетителям и прохожим? Вспомним, как прошлой, небывало снежной зимой спецтехника на дорогах краевого центра работала в круглосуточном режиме, а дорожные рабочие чистили тротуары вручную. А многие предприятия, обязанные убирать подведомственную территорию, предпочли обрастать снежными сугробами. Злостным нарушителям все нипочем – штрафы, взыскания и даже судебные приставы. Они подсчитали: наказание обходится дешевле, чем траты на уборку, эстетику и удобства для горожан, причем своих же клиентов. На порицания зачастую отвечают: «Скажите спасибо, что налоги платим». При этом удивляются, почему россияне на бизнесменов не молятся, как в странах развитого капитализма.

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»