Просто «А» и просто «Б» сидели на трубе

ПРЕДСТАВЬТЕ: учитесь вы с вашим малышом-первоклассником или пусть даже с дошкольником читать, часами овладеваете азбукой, а толку – ноль.

15 янв. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3472 от 15 янв. 2014
2caf480c302e0bc5f5fe7a4e0c5a9cc9.jpg О тех, кто не научится читать, или Что такое «болезнь гениев»?– До чего же ребенок бестолковый, – уже в сердцах злитесь вы. И невдомек вам, что дело не в бестолковости вашего чада, не в его лени или в нежелании учиться и даже не в мамином желании пораньше научить читать ребенка, а в особенностях развития вашего малыша. Название этой проблемы – дислексия, то есть нарушение способности к овладению навыком чтения. Ее не стоит путать просто с плохой техникой чтения, которая свойственна всем малышам в начале обучения. Есть дети, которые совсем не способны овладеть чтением (это алексия). В старшем возрасте и даже у взрослого человека к дислексии могут привести различные опухолевые процессы, травмы головы, нарушения мозгового кровообращения. Но это уже совсем другая история… Чаще же всего дислексия проявляет себя в старшем дошкольном возрасте, когда дети начинают учиться читать и готовятся к школе. – Это состояние (дислексия – не заболевание, это именно нарушение функции) могут спровоцировать хромосомная патология, болезни обмена веществ, при которых неправильно формируется мозг, – говорит врач-генетик Валентина Воронина. Ученые по сей день пытаются выяснить, от каких факторов зависит наследование дисклексии. За двадцать лет изучения данного вопроса ими было выделено шесть генов, от которых предположительно зависит появление дислексии. Эти гены и их возможные мутации, получившие общее название «аллели риска», оказывают воздействие на многие процессы развития головного мозга. И скорее всего, их связь с возникновением дислексии будет подтверждена в самом недалеком будущем.– Причем если причина заключается в наследственности, то родители могут быть как просто носителями поломанных хромосом без каких-­либо признаков самой дислексии, так и сами страдать от ее последствий, – добавляет Валентина Георгиевна. – А может быть и так, что родители – дислетики, но при этом у них рождается абсолютно здоровый ребенок. И тут срабатывает принцип импрессинга, то есть дети срисовывают поведение родителей и сами начинают демонстрировать симптомы дислексии.К третьему фактору появления отклонения можно отнести следствие гипоксии, то есть нехватки кислорода во время беременности или родов, – добавляет Валентина Георгиевна.К сожалению, нет пока той диагностики, которая позволила бы поставить ребенку диагноз на момент беременности. Да и положа руку на сердце – нужна ли она? Ну определят у ребенка дислексию и что? Между тем, по оценкам ученых, около 15-20 процентов населения планеты испытывают сложности с восприятием, чтением, письмом или математическими вычислениями. И для вашего успокоения отметим: подобные сложности присущи людям как со средними, так и с высокими умственными способностями. Среди самых известных дислектиков такие великие люди, как Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Леонардо да Винчи. Не случайно у этой патологии есть еще одно название – «болезнь гениев». Не помешала дислексия творить и другим гениям – Гансу Христиану Андерсену и Владимиру Маяковскому. Интересно, что один из симптомов дислексии – затруднение с рифмами. Может быть, именно поэтому Маяковский так своеобразно рифмовал свои вирши – по созвучиям.Как отличить неспособность от простой лени?На местном родительском форуме, а именно на ветке, посвященной обучению детей­-дислектиков, приводится масса примеров:«…при произношении путаются слова, например, вместо покупать – капупать» (это пишет мама о ребенке дошкольного возраста. – Прим. авт.).«…у ребенка (это о первокласснике. – Прим. авт.) 5-7 слов в минуту к концу первого полугодия первого класса, при письме он хронически опускает гласные, то есть слова в его текстах состоят только из согласных, иногда при письме зеркалит буквы». «Мы занимались: часами сидели, читали тексты. Сначала я ему читала, потом мы вместе по слогам перечитывали уже мною прочтенное, потом по очереди: предложение – я, предложение – он. Потом он уже сам, причем все тот же текст… В итоге к концу первого класса мы уложились, даже чуть-чуть норму превысили: у нас получилось 53 слова в минуту (это притом что одноклассники читали по 115 слов в ту же минуту). Теперь (мы уже в четвертом классе) читаем без проблем, догнали и обогнали некоторых одноклассников, а вот пишем катастрофически медленно и делаем ошибки даже в тех словах, которые точно знаем, как писать! Что это? Все-таки дислексия?»Поверьте, таких сообщений­-жалоб – десятки. И учитывая приведенную выше статистику в 15-20 процентов, количество обращений просто не втискивается в ее рамки. Ну разве что на этом форуме собрались абсолютно все владивостокские мамы дислектиков. Вопрос: у всех ли отметившихся на ветке мам детишки имеют эту проблему?Вообще­-то, чтобы определить врожденную неспособность к обучению, ученые выделили группу симптомов, свойственных этому отклонению. Один из основных признаков – неузнавание некоторых букв и их неправильное называние. В частности, замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (например звонких и глухих), а также замена графически сходных букв (х­ж, п­н, з­а и др.). Нарушение слияния звуков в слоги и слова, то есть ребенок читает по буквам, а не по слогам. Поясним: большинство детей начинают учиться читать, узнавая, как звуки речи составляют слова. Затем они соединяют эти звуки в буквы алфавита. Например, они узнают, что буква «в» формируется из звука «вэ». Тогда дети учатся смешивать эти звуки в слова. В конце концов, большинство детей могут мгновенно распознавать слова, которые они видели много раз. Но это труднее для детей­-дислектиков. Они могут с трудом помнить простые слова, которые они видели много раз. Почему возникают такие сложности? В этом случае мозг человека имеет проблемы с обработкой букв и звуков. Это создает проблему в разбивании слова на отдельные звуки речи и составлении слов из букв. Поэтому ребенок с дислексией читает медленно и может сделать много ошибок. И в том числе будет смешивать буквы в словах (например, чтение слова «нос» как «сон»). Искажение структуры слова, которое проявляется в пропусках букв, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов (например, вместо слова «капитан», ребенок читает «пакитан»).Чтение справа налево.«Глотание» окончания в словах. В том числе нарушение падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.Среди иных признаков – пространственные нарушения. Например, отстает в развитии общая моторика. Наблюдаются затруднения в определении левой и правой сторон, верха и низа. Позднее выделение ведущей руки.Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.Подобные проблемы возникают и у многих здоровых детей, но отличие состоит в том, что по мере овладения чтением эти трудности проходят сами собой. У ребенка же с дислексией они носят весьма устойчивый характер. Такие дети, как правило, не любят читать, для них это слишком сложно. Никакой информации из прочитанного текста извлечь им не удается. Как обучаться без способностей?Тяжело читать, когда читать не умеешь! Очень тяжело, когда приходится демонстрировать свое неумение перед всем классом, в котором большинство одноклассников читают со скоростью пулемета «Максим». И как в этом случае не появится стойкой нелюбви, даже ненависти к чтению! И столь же стойких комплексов. Ко всем прочим неудобствам появляются дополнительные неврологические проблемы, которые требуют помощи психологов. Хотя, по большому счету, к психологу (или к логопеду) нужно идти как можно скорей, как только у ребенка отчетливо вырисовываются проблемы с чтением, с письмом, отличные от обычной лени. Хотя бы затем, чтобы определить, что это именно дислексия, а не иные психо­неврологические проблемы. Помните выше приведенный пример, описанный на форуме, когда с помощью постоянных занятий ребенку удалось научиться читать и воспринимать текст? Получается, что можно справиться с этим врагом и собственными силами?– Есть несколько форм дислексии, и если у ребенка эта проблема носит легкий характер, то можно, наверное, справиться лишь усилиями родителей, – говорит логопед Центра диагностики и консультирования «Коррекция» Юлия Мягкова. – Если, конечно, родители достаточно замотивированы, чтобы осознать: их ребенку нужна дополнительная помощь в обучении чтению, в приготовлении уроков, в мотивации его на получение знаний. В сложных же случаях помимо работы непосредственно логопедов необходима помощь и нейропсихологов, и медикаментозная помощь, и лечебная физкультура.Если же родители и учителя махнули рукой на ребенка, списав все на трудный характер, лень, общие проблемы в обучении, то ребенок вполне может остаться безграмотным на всю жизнь, поскольку самостоятельно справиться со своей проблемой он не сможет. Скажем больше: после пятого класса большинство специалистов за дислектика даже и не возьмутся. Причина все та же: компенсация возможна только в раннем возрасте, в данном случае речь идет о начальных классах. СПРАВКА «В» ДИСЛЕКСИЯ характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осваивать навыки правописания даже при поддержании должного уровня умственной активности, базы начальных знаний, необходимых для распознавания отдельных слов и сохранении мотивации.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО