Наука подвела итоги

НАУЧНЫЙ журнал Science назвал свою десятку научных прорывов 2013 года. Самыми важными редакция признала работы по иммунотерапии рака, сообщает Lenta.ru. В список также вошло выращивание примитивных подобий органов из стволовых клеток вне организма и определение источников космических лучей высокой энергии.

9 янв. 2014 Электронная версия газеты "Владивосток" №3469 от 9 янв. 2014
37be0dbcef4195c4b5eb4f0f2775ad9b.jpg Прорывом года ученые признали новые способы борьбы с онкологическими заболеваниямиРедакция журнала подчеркнула, что занявшая первое место в десятке иммунотерапия рака была разработана и даже опробована в клиниках намного раньше, поэтому ее включение довольно условно. В 2013 году, как пишет Science, результаты клинического применения вакцинных препаратов против злокачественных опухолей стали очевидны даже скептикам. Суть этого направления в борьбе с раком заключается в уничтожении клеток опухоли лимфоцитами без привлечения обычных для химиотерапии лекарственных препаратов.Ряд вакцин от рака основан на антителах, которые блокируют один из рецепторов на поверхности так называемых Т-киллеров, лимфоцитов, которые уничтожают как раковые клетки, так и другие потенциально опасные объекты. В конце 1980-х годов исследователям удалось найти рецептор, ограничивающий активность Т-киллеров. Блокирование этого рецептора, CTLA-4, способно «снять тормоза» с лимфоцитов и за счет этого активизировать борьбу иммунной системы с опухолью.Иммунотерапевтический подход не ограничен блокированием CTLA-4 рецепторов или еще одного механизма, который в нормальных условиях тоже ограничивает активность Т-киллеров. Для уничтожения раковых клеток используют перепрограммированные Т-киллеры, и, по предварительным данным, это позволяет как минимум сократить размер опухолей.Ряд других работ был опубликован непосредственно в 2013 году. Например, о выращивании искусственного мозга из стволовых клеток. Австрийские нейробиологи утверждают, что до полноценного мозга еще далеко, но полученный ими объект уже можно использовать в ряде исследований.В список вошли опыты, показавшие роль сна в очищении мозга от токсинов. Кроме того, ученым удалось сделать мозг прозрачным. Это была не первая попытка превратить обычную ткань в прозрачную (первые прозрачные анатомические препараты сделаны еще в XIX веке), однако новый метод позволил сохранить большую часть белков мозга. Именно белки зачастую интересуют исследователей, стремящихся отследить изменения в мозге после тех или иных событий. Лента.ру писала также про клонирование человеческих эмбрионов для получения стволовых клеток – еще одно биологическое открытие из списка.В области астрофизики редакция Science отметила определение источников космических лучей высокой энергии, а в области биотехнологий – метод манипуляции ДНК при помощи так называемого CRISPR-механизма. Эта методика позволяет избирательно редактировать нужные гены, поэтому может найти широкое применение на практике. Как и иммунотерапия рака, основанная на CRISPR, генная инженерия появилась задолго до 2013 года, но именно в этом году научный журнал счел необходимым ее отметить. Другим биомедицинским направлением года признано масштабное изучение человеческого микробиома, так называют совокупность проживающих в теле бактерий. Бактерии играют ключевую роль в работе кишечника, а также обеспечивают защиту от патогенных организмов и поддержание физиологических параметров (примером служит, например, молочнокислая вагинальная микрофлора).Перовскит, новый материал для изготовления солнечных батарей, тоже был известен ранее (в виде минерала описан в первой половине XIX столетия). Но именно в 2013 году вышел ряд научных публикаций, которые показали перспективность перовскита для изготовления солнечных батарей.Завершает список исследование, посвященное структуре антител, используемых для борьбы с вызывающими респираторные инфекции вирусами. Структуру молекул удалось определить путем рентгеноструктурного анализа, что потребовало выделения белка и его кристаллизации. Эта работа, как отмечается в комментарии Science, может привести к созданию вакцин, работающих уже не против возбудителей сравнительно неопасной инфекции, а против ВИЧ, который в отсутствие специальной (дорогостоящей и с рядом побочных эффектов) терапии приводит к СПИДу и летальному исходу.

Автор: Отдел новостей «В»