Городу на сопках – высокую архитектуру

БЫВШИЙ когда-то закрытым портом, Владивосток прошел долгий и трудный путь по обретению новой жизни в современных капиталистических реалиях. И сегодня у столицы Приморья есть все шансы стать вратами в Азиатско-Тихоокеанский регион, центром делового, культурного, экономического сотрудничества.

12 дек. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3458 от 12 дек. 2013
bede7332961815f50e35c9a47fb3e76f.jpg Без надзора Владивосток выглядел бы иначеЗа последние пять лет город сильно изменился. Нужно признать, что за несколько десятилетий был и удачный опыт застройки, и откровенно провальный, ведь концептуальной политики градостроительства попросту не существовало. Такая ситуация складывалась до тех пор, пока мэр Владивостока Игорь Пушкарев не возобновил работу Градостроительного совета. Сегодня совет имеет огромный вес в профессиональных кругах и все заметнее формирует правильные принципы – создавать интересные современные объекты, беречь историческую застройку и одну из главных ценностей нашего города – виды на море. Вспомним особенно резонансные и интересные проекты, представленные экспертам строительства в этом году.Этажная эпопеяИтак, первое интереснейшее и довольно-таки затяжное обсуждение касалось строительства административного здания на ул. Дальзаводской, 31.Компания-застройщик «Регион-­1» решила возвести на этом месте 18-этажное нежилое здание. Разрешение на строительство выдали прошлые городские власти еще в 2003 году. Однако в 2008-м оно было отменено, для чего специалисты, изучившие вопрос по поручению Игоря Пушкарева, нашли веские основания. Тем не менее в июле 2011 года суд обязал администрацию города не препятствовать застройщику. Идя навстречу Градсовету, проектировщики снизили высоту здания до восьми этажей, однако эксперты вновь порекомендовали убавить пыл и ограничиться всего тремя этажами. Заказчик согласился с экспертами и дал слово не портить сложившийся архитектурный ансамбль в исторической части города.Проектировщики действительно переделали объект и две недели спустя вновь представили на «архитектурный суд». В новом эскизе этажность здания со стороны улицы Светланской, как и видели его эксперты, понижена до трех. Также разработчики постарались уменьшить объем постройки, чтобы избежать для жильцов близлежащего дома эффекта подпорной стенки. Для этого они выполнили террасирование здания, уменьшая его высоту постепенно, в виде ступенек. То есть агрессивную архитектуру проектировщики постарались изменить на более вписывающуюся в существующую застройку. Отступ от жилого объекта увеличился с 6 до 15 метров. Однако въезд на парковку так и не был предусмотрен, а полноценный выезд и вовсе отсутствовал. Завершая рассмотрение вопроса, глава Владивостока вторично потребовал от представителей компании «Регион­-1» – так как в первый раз те его «не услышали» – выйти с разъяснениями по проекту к жильцам близлежащих домов, обсудить все их предложения по благоустройству прилегающей территории, найти взаимоприемлемые решения по всем аспектам строительства. Мэр подчеркнул, что только когда все вопросы будут полностью улажены, а проект доработан, он может быть одобрен. Алеутской вернут ансамбльЗаманчивое предложение звучало и о строительстве административного здания на пересечении улиц Прапорщика Комарова и Алеутской. Сейчас здесь находятся кафе «Хохлома», пристроенные к нему кухня и двухэтажные складские помещения. При этом нынешнее здание кафе вряд ли можно считать вписавшимся в исторический ансамбль улицы Алеутской, учитывая, что псевдорусский лубочный колорит общепита диссонирует с окружающей застройкой начала прошлого века. Новое пятиэтажное здание предлагалось расположить напротив главного входа на территорию краевой клинической больницы. На первых двух этажах должна разместиться парковка на 68 машино-мест, на третьем этаже – ресторан, а оставшиеся этажи займет представительство банка. Проектировщики постарались бережно отнестись к историческому центру города и не строить высоток, а фасад оформить в стиле окружающей застройки. В качестве образца выбрали соседнее здание краевой поликлиники.В пресс­-службе краевого центра напомнили, что тогда проект вызвал нарекания по поводу узкого проезда, грозящего привести к транспортному коллапсу, ведь заезд на парковку предполагался только с улицы Прапорщика Комарова, так что машины въезжали на парковку и выезжали бы с нее одновременно. Из-­за близости к медучреждению проектировщикам пришлось сделать арку, чтобы не закрывать окна на третьем и четвертом этажах больницы, выходящие на фасад будущего здания.Эксперты обратили внимание и на оформление здания со стороны Алеутской – проектировщики, чтобы «вписать» строение в существующую застройку и достигнуть какой-­то гармонии с рядом стоящими зданиями, просто скопировали соседний фасад, однако эта нарочитая историческая детализация не нужна. Впрочем, сам подход – бережное отношение к исторической застройке – нашел полную поддержку у маститых архитекторов. Проект одобрен с учетом некоторых рекомендаций.Стекляшкам не место в историиОживленную дискуссию специалистов вызвала идея реконструкции здания, которое находится в исторической части города – на улице Светланской, 83. Комплекс «Дары моря», в котором располагались управление промыслового флота и предприятия по добыче и обработке морепродуктов, был построен еще в советские годы. Сейчас здание потеряло былую внешнюю привлекательность, что неудивительно, ведь за 35 лет в нем ни разу не было капремонта. При этом парковочных мест около здания всего 15, из-за чего посетители и сотрудники вынуждены оставлять машины на проезжей части. Проект реконструкции помимо обновления здания предполагает надстройку двух дополнительных этажей и создание парковки, рассчитанной на 60 автомобилей. Эти этажи якобы растворятся в воздухе благодаря использованию стеклянных конструкций. Появятся шпиль на крыше, лестницы, напоминающие вышку для прыжков, также предполагается разделение входов в кафе-клубы и бизнес-центр.В общем и целом эксперты высказались против: сказался недостаток парковочных мест и тот факт, что предполагается много пользователей здания. А это чревато «убийством» и развалом здания рекламой. Выезд с парковки представился как очень опасное место, чреватое дорожно-­транспортными происшествиями, да и парковочных мест требовалось гораздо больше, минимум около 200.Еще одно административное здание предлагалось построить на улице Гоголя, 52 (неподалеку от ПромстройНИИпроекта). К архитектурному облику у экспертов не возникло никаких претензий – эскиз выглядел вполне достойно, однако практически все специалисты выразили серьезную озабоченность тем, что такого рода объект усугубит и без того сложную транспортную ситуацию в этом районе. Опять главной проблемой назван недостаток парковочных мест. Сомнение вызвало и назначение столь дорогих земель в деловой части города. Специалисты видели здесь общественно-деловую и рекреационную зону с продуманной планировкой и красивым дизайном.Были и проекты, вообще снятые с обсуждений. Так произошло с несостоявшимся зданием для спортсменов и тренеров в районе спорткомплекса «Олимпиец» на улице Батарейной, 2. Заказчиком тогда выступила администрация Приморского края. Уже первое представление эскиза ярко показало: стеклянная высотка закроет редкий по красоте вид на Амурский залив с батареи Безымянной, что абсолютно неприемлемо для уникального исторического памятника. Не дожидаясь обсуждения, вице-губернатор края Владимир Балан попросил снять вопрос с повестки, извинившись за чиновников, предложивших саму идею строительства здесь такого объекта.Башне сменят функционал В водонапорную башню, более 50 лет стоявшую в запустении, было решено вдохнуть жизнь. Напомним: трехэтажное здание 1893 года постройки ранее выполняло важную функцию – оттуда заправляли водой ж/д составы. Памятник культуры и истории практически полностью сохранил свой первоначальный облик, но пришел в запустение. В конце 90-х годов прошлого столетия объект был приватизирован, с тех пор сменилось несколько собственников. Один из них планировал соорудить на этих площадях тематическое кафе на 150 мест, но проект так и не был реализован. Предполагалось задействовать помещение башни и под гостиницу, но ввиду невысокой номерной емкости инвестор не решился вкладывать в идею деньги.Согласно представленной работе первый этаж должен быть витражным, но в целом архитектуру решили сохранить, при этом задействовать примыкающую бетонную постройку, разместить выставочные залы, а также оборудовать рядом 15 машино-мест.Члены Градостроительного совета назвали проект крайне сложным и согласились, что памятник должен жить. Красоту не застроятНе боялись заказчики выносить на суд Градсовета и рисковые проекты. В частности, варианты постройки в одном из самых важных для горожан районе – на проспекте Красоты.Так, представили эскиз прекрасного 20-этажного ресторанно-гостиничного комплекса на улице Всеволода Сибирцева, 67. Чтобы избежать гнева гуру архитектурного дела, которые всеми силами борются с безобразными зданиями, мешающими любоваться красивыми панорамами, заказчики и проектировщики решили использовать интересный ход и как бы «вынесли» первый этаж здания, оставив его стоять на треугольном основании. Таким образом, комплекс возвышался бы на 13,5 метра над землей. Подниматься в ресторан предлагалось на прозрачном лифте. Подобное решение использовалось при строительстве одного из подразделений погрануправления в районе Эгершельда – в результате с улицы Крыгина морская панорама отлично просматривается.Сложный рельеф участка позволил устроить пять подземных этажей, которые за счет перепада высот с одной стороны смотрятся как террасы. Здесь застройщики предполагают оборудовать автопарковку на 142 места. Два этажа отеля отвели для общественно-развлекательных целей – ресторана на 50 посадочных мест, интернет-кафе. На двух других этажах разместятся офисные помещения. Остальные 16 этажей – жилой сектор. Прилегающую к зданию территорию пообещали благоустроить. Кровлю автопарковки преобразовали под видовую площадку, которая могла бы быть свободной для посещения всех жителей и гостей города.Проект вызвал единодушное одобрение специалистов, которые отметили, что эта концепция застройки участка действительно соответствует владивостокским реалиям.«Родина» окольцует СеменовскуюФантастическое решение по поводу торгового центра «Родина» на одном из заседаний совета представили проектировщики ООО «Проект 2.0». Первая составляющая работы касалась реконструкции и увеличения объема здания, которое давно нуждается в капитальном ремонте. В нем предложили часть первого этажа отвести под парковку, в том числе механическую, на втором этаже разместить торговые площади, на третьем и четвертом – развлекательную зону с кафе и террасами.Изюминкой стал воздушный переход дискообразной формы на перекрестке улиц Семеновской и Алеутской. Идея действительно оригинальная – словно велосипедная шина прокатилась по торговым комплексам и застряла между ними. Однако в кругу архитекторов та самая «шина» и вызвала бурю эмоций. Одни говорили, что в историческом центре такому сооружению не место. Другие, напротив, уверяли, что уникальная конструкция будет привлекать внимание туристов со всего мира. Как, например, аналогичная постройка в японской Иокогаме. В любом случае реализация проекта – это дело перспективы.Кстати, вопрос строительства воздушного перехода на пересечении Светланской и Алеутской рассматривался и ранее. В свое время Приморгражданпроектом был создан ряд достойных воплощения эскизов, ведь такое сооружение здесь необходимо – это оживленный участок города, где обычные пешеходные переходы не так уж и безопасны. Спрятать его под землю также не получится – внизу железнодорожное полотно. Хоромы вместо помойкиНеожиданное назначение получил бывший полигон в районе бухты Горностай – там решили разместить жилой квартал «Уссурийский». Данная бухта – один из немногих резервов Владивостока для комплексного жилищного строительства. Исходя из концепции проекта на участке площадью 300 гектаров смогут стать новоселами порядка 30 тысяч горожан. Территория поделена на несколько зон: индивидуальные дома, здания средней этажности и многоэтажные высотки. Позаботились застройщики и об объектах социального назначения – здесь предусмотрено строительство четырех школ, каждая из которых рассчитана на 825 учеников, и 11 детских садов вместимостью 240 малышей. Будут торгово-­развлекательные и деловые центры. Авторы проекта подчеркнули, что в новом микрорайоне в приоритете будут пешеходы, для чего запроектированы зеленые бульвары. Архитектурный стиль специалисты почерпнули у зодчих Канады по примеру застройки Ванкувера, где все дома оригинальные, нетиповые. Однако даже предварительные наброски вызвали множество нареканий у мэтров градостроения. Главное недовольство касалось недальновидности проектировщиков, которые не учли особенностей ландшафта местности. К примеру, прямо у береговой черты, где единственно правильное решение напрашивается само собой – использовать в качестве пляжа, выделили просторные участки под строительство торговых точек и кафе с ресторанами.По общему признанию членов Градостроительного совета, в данном случае на их суд вынесены совсем сырые разработки, над которыми архитекторам еще предстоит изрядно потрудиться.ГУМу вернут былую славуИсторическое здание торгового дома «Кунст и Альберс» не осталось без внимания зодчих. Согласно проекту архитектурного бюро «Group-Arch» оно будет сохранено и получит новую жизнь.Так, предполагается создание на базе имеющихся торговых центров принципиально новых многофункциональных комплексов. Как объяснили заказчики, это мировая тенденция последних лет. Цель таких реконструкций – вдохнуть новую жизнь и новое содержание в старые стены.Итак, на суд Градсовета был вынесен не просто отреставрированный ГУМ, а целый деловой квартал, на площадях которого должны разместиться солидные офисы класса «А» – таких в городе сейчас просто нет, торговая галерея из многочисленных бутиков со стеклянной крышей-атриумом, фудкорты, рестораны, два уровня автопарковки и т.д. Предполагается, что складские и временные постройки внутреннего двора ГУМа могут быть снесены, но окончательный ответ на этот вопрос сможет дать только историко-культурная экспертиза. На их месте планируется возвести мультикомплекс, который будет построен по передовым технологиям и станет визитной карточкой города. Современный компонент на три этажа превысит историческую часть, но за счет высоких скатов крыши старого здания и применения особых архитектурных приемов со стороны Светланской они не будут видны. Также проект объединит ГУМ с кинотеатром «Уссури» – на первом этаже между зданиями запланирован проход. В торговый дом можно будет войти с трех входов – два запланированы со стороны центральной улицы, один – с улицы Уборевича. Заказчики подчеркнули, что сложившаяся ситуация диктует определенные условия по расширению и обустройству городской инфраструктуры, в том числе торговых площадей, в соответствии с мировыми стандартами. Иначе крупнейшие торговые бренды никогда не придут во Владивосток. В связи с этим в новом здании четыре этажа отводятся под торговые галереи, два – под автомобильную парковку, два – под офисные помещения. На первом этаже будет выделено пространство для проведения выставок, встреч, мероприятий. Парковка на 200 машино-мест займет пятый и шестой этажи здания – такое решение продиктовано уникальным ландшафтом нашего города. При этом заезд на парковку предусмотрен с улицы Уборевича, чтобы не мешать движению по Светланской. Террасы, благоустроенная территория придадут комплексу элегантности. Предусмотрено в новом здании и арт­-пространство с экспонатами в том числе музея старейшего в крае универмага. Все объекты квартала «Большой ГУМ» предполагается связать в единое пространство современными галереями, лифтами и эскалаторами. Эксперты Градостроительного совета признали, что работа выполнена с большим уважением к историческому наследию. Понимание и одобрение вызвала идея вдохнуть жизнь в объект, который в последние годы испытывал кризис. В то же время вопросы вызвало предполагаемое увеличение нагрузки на городские коммуникации в центре города. Кроме того, было высказано пожелание тщательно продумать варианты подсветки здания в темное время суток. В итоге члены Градостроительного совета поддержали проект.Орлиная сопка снова под прицелом Одобрено было ведущими архитекторами Владивостока и очередное многоэтажное строительство на Орлиной сопке.Речь идет о строительстве 24-этажного жилого здания с детским садом и кафе на сопке Орлиное Гнездо (Некрасовский пер., 17). Представили проект специалисты Дальневосточного ПромстройНИИпроекта, заказчиком выступило ООО «Орлиное гнездо-2». На эскизе – высотное компактное здание-свечка интересной закругленно-­треугольной формы с кафе и видовой площадкой на крыше. Помимо жилых квартир в доме разместятся фитнес-центр, офисы, детский сад на 50 мест, а на верхнем этаже – кафе с видовой площадкой. В здании три независимые лестницы, четыре лифта для жильцов, еще два – для посетителей предприятия общественного питания. По соседству с домом в склон вмонтируют 4-уровневую парковку на 100 машино-мест. Еще столько же автомобилей можно будет разместить на парковках в районе жилого комплекса. Проектировщики предложили создать также в этом районе благоустроенные территории со спортивными и детскими площадками, пешеходными аллеями, лестницами и террасами. В качестве дополнительной «нагрузки» застройщик выразил готовность вложить средства в строительство дорог, в том числе очень нужной городу трассы, соединяющей улицы Гоголя и Прапорщика Комарова через Аксаковский переулок.Главный архитектор ОАО «ДНИИМФ» Александр Котляров отметил, что здание запроектировано грамотно, в полном соответствии с правилами землепользования и застройки, а кроме того, такой объект не только можно расположить на сопке – он станет здесь дополнительным градостроительным акцентом.Яркий облик города подчеркнут высотки Свое мнение высказал главный архитектор Владивостока Анатолий Мельник, подчеркнув, что приморская столица по сравнению с крупнейшими городами мира пока имеет множество пустующих площадок, которые необходимо застраивать и благоустраивать, и сопки в их числе, поскольку город почти тотально расположен на них. При этом высотный дом­свечка, который не перекрывает вид, предпочтительнее, к примеру, поясной застройки домами 83-й серии советских времен, нивелирующими сопки. Тем более что два года назад на аналогичном совете рассматривалась и была поддержана концепция развития Орлиной сопки. Было предусмотрено создание не только новых транспортных и пешеходных линий, парка на ее вершине, но и ряда крупных градостроительных объектов, которыми могут стать отдельные высотные здания и даже гигантская башня, соразмерная телевышке и самой сопке, а также мосту через Золотой Рог. В этом русле предложили поднять здание еще на несколько этажей, потому как такие решения создадут принципиально новый, интересный и яркий облик нашего приморского города. За год были рассмотрены и другие проекты – эскизы отдельно стоящих административных, жилых зданий, планы комплексной застройки целых районов, перекрытия железнодорожных путей, строительства марины и многое другое. Все идеи как заказчиков, так и архитекторов амбициозны, порой рискованны, порой сдержанны, но все они требовали доработок и более объективных решений. Как они будут реализованы – покажет время, но без присмотра городских властей застройка Владивостока не останется.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»