Закон о капремонте: позиция муниципалитета

НА ПРОШЕДШЕМ на днях Общественном совете по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при администрации Владивостока обсуждались вопросы, крайне важные для горожан.

6 дек. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3455 от 6 дек. 2013
b912fbc3f2bb9fb1d044e3b9dc505095.jpg Общественный совет при администрации города обсудил систему капитального ремонта…В частности, одна из острых тем была посвящена краевому закону «О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае», который разработан в связи с изменениями Жилищного кодекса РФ и 185-го ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Документ обязывает субъекты РФ законодательно закрепить за собой организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на своей территории.Законопроект предусматривает создание в Приморье специального фонда – регионального оператора, который будет аккумулировать взносы собственников жилья на капитальный ремонт и возьмет на себя большинство функций по его проведению. Ежемесячный платеж на капремонт станет обязательным для жителей многоквартирных домов, а его минимальный размер установит администрация Приморского края.Программу планируют утвердить в декабре, а уже в апреле у собственников наступит обязанность по уплате взносов. По сути, фонд начнет формироваться с апреля.– Создание фонда регионального оператора повлечет определенные финансовые нагрузки на горожан, – заметил председатель совета глава города Игорь Пушкарев. – Но коли фонд будет работать, нам – речь в первую очередь идет о жителях Владивостока – необходимо получить максимальный эффект от работы программы. Как пояснил начальник управления содержания жилищного фонда администрации Владивостока Григорий Пейхвассер, город выполнил всю подготовительную работу по вступлению в программу.– Большинство управляющих организаций достойно отработали, представив нам всю требуемую информацию, – отметил Григорий Пейхвассер. – На основании предложений УК был сформирован трехлетний краткосрочный план ремонта многоквартирных домов (с перечнем домов и с конкретными видами и стоимостью ремонта). В основном речь идет о ремонте кровель: каждое второе обращение в администрацию города – это текущая кровля. И лифтов, поскольку их значительное количество в скором времени будет остановлено, что в итоге отразится на здоровье населения. Кроме того, мы подготовили тридцатилетнюю программу ремонта, определив каждому дому очередность. Но данные эти не статичны – вся информация будет корректироваться. Плюсы общего котлаКак пояснил собравшимся один из разработчиков краевого закона Олег Вышковский, основное направление, прописанное в документе, – выбор собственниками способов формирования фонда. Если кратко, то суть в следующем: собственники вправе выбрать два способа формирования фонда: либо спецсчет, либо счет регионального оператора. Если люди выбирают специальный счет, то, пока они не накопят достаточной для ремонта суммы, работы произвести не удастся. Для примера: стандартная четырехподъездная пятиэтажка на 80 квартир за год может собрать около 250 тысяч рублей. Между тем только ремонт кровли (если она мягкая, то требует ремонта каждые десять лет) для такого дома обойдется в среднем в полтора миллиона. То есть пять-шесть лет нужно будет только копить на кровлю. Еще один недостаток спецсчета в том, что дом не сможет рассчитывать на финансовую поддержку муниципалитета и края.– Другое дело, если деньги аккумулируются на счете регионального оператора – закон допускает возможность за счет сборов с одних домов делать ремонт в других с последующим возмещением потраченных средств. То есть это будет единый счет, но в пределах одного муниципального образования, – разъяснил совету тонкости формирования счета Вышковский. По мнению главы, вариант «общего котла» конкретно для Владивостока предпочтительнее: у нас есть дома, которые никогда не соберут деньги на ремонт.Дома вне закона?Один из недостатков законопроекта, по мнению участников совета, в том, что он запрещает муниципалитету выделяемые на программу деньги потратить на ремонт домов по исполнительным листам.Между тем, напомним, у города долг в 3,5 млрд рублей по вынесенным судебным решениям по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые, к слову, не ремонтировались десятилетиями. И при этом краевой закон подразумевает, что в программу включены все дома, которые имеются на территории муниципального образования. Однако прецеденты, когда дома по исполнительным листам ремонтировались за счет федеральных и региональных программ, у нас есть. Такие работы проводились и по 185-му ФЗ, и по программе «Морской фасад». Тогда городу удалось привлечь именно на капитальный ремонт домов из федерального, краевого и местного бюджетов пять млрд рублей. Как результат: из более чем 1800 исполнительных производств практически половина была погашена за счет программ.– Понятно, что город не собирается снимать с себя ответственность за исполнение судебных решений, – пояснил Григорий Пейхвассер, – но если собственники согласны участвовать в программе, то почему не дать им эту возможность? В противном случае им годами придется ждать своей очереди на исполнение решения суда.Недовольны подобным новшеством и горожане. К слову, на недавно прошедшей школе «Управдом» были заданы вопросы о включении в программу домов, подлежащих ремонту по исполнительным листам. И жильцы, узнав, что такие дома не могут рассчитывать на участие в софинансировании муниципалитета и края, были сильно разочарованы.Когда результат от денег не зависитДругой нюанс, который не учитывает законопроект, – невозможность именно муниципалитету исполнять роль технического заказчика при выполнении ремонта городских домов.– Если край оставит эту функцию за собой, сколько бы мы здесь потом ни собирались, мы не сможем управлять процессом. Не будет край заниматься каждым домом – слишком много в регионе домов, – высказал свою позицию Игорь Пушкарев. – Мы знаем, каковы последствия формального подхода. Если председатель совета дома, представитель УК, представители муниципалитета не смотрят за ходом работы, то, затратив сколь угодно большие деньги, качества мы не получим. Откровением для собравшихся было и то, что в попечительский совет при едином операторе не вошел ни один представитель Владивостока – самого крупного участника программы. Как выяснилось, от руководителей муниципальных образований в состав совета включены глава Уссурийска Сергей Рудица, глава Артема Владимир Новиков, два депутата ЗС ПК и два представителя от Жилищной инспекции и департамента ЖКХ администрации края. Кандидатуру же председателя назначает губернатор.– Как так получилось, что город, где самое большое количество домов, жителей и средств, не имеет в попечительском совете представителей ни от городской думы, ни от администрации города? – удивилась депутат городской думы Людмила Таран.– Как смогут жители участвовать в приемке работы? Хотелось бы, чтобы механизм был детально прописан и регламентирован. Кроме того, хотелось бы, чтобы в процессе разработки и приема документа соблюдалась прозрачность, чтобы предложения муниципалитетов учитывались при разработке закона, а не отправлялись в корзину, – вопросов и пожеланий к разработчикам законопроекта у Общественного совета было предостаточно.Тарифы для УК повысят?Другой, крайне актуальный для горожан вопрос, рассматриваемый на совете, был посвящен возможному пересмотру тарифа на коммунальные услуги, предоставляемые управляющими организациями.По инициативе владивостокских управляющих компаний была проведена независимая экспертная оценка для обоснования расчета стоимости работ по содержанию общедомового имущества. В результате, как, впрочем, и ожидалось, нормативные расходы получились выше существующих тарифов. А именно: разница между затратами по обслуживанию благоустроенного дома и фактической платой, которую получают УК от собственников, проживающих в нем, составляет от 25 процентов. Дефицит по частично благоустроенным домам еще выше – от тридцати процентов.Подобная разница объясняется тем, что в течение более чем пяти лет тарифы на коммунальные услуги, оказываемые УК, не пересматривались.– С таким тарифом невозможно платить заработную плату квалифицированным специалистам, – заметила депутат думы и по совместительству представитель управляющей компании Людмила Таран. – И если раньше сантехник обслуживал три дома, то сейчас количество домов увеличилось в разы. Число работающих сейчас в управляющих организациях меньше пятидесяти процентов от нормы, что сказывается не только на комфорте, но и безопасности жизни жителей многоквартирных домов, которые сами по себе являются сложными инженерными конструкциями.Так что, по всей вероятности, стоимость коммунальных услуг вскоре повысится. Во всяком случае на Общественном совете отметили: необходимо пересмотреть тарифы на услуги УК. Для этого было предложено сформировать специальную рабочую группу, в состав которой войдут депутаты, представители городской власти, управляющих компаний и аудиторы.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО