Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
ЖКХ

Пусть сильнее грянут ветры!

«ВЕТЕР, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» – строки Александра Сергеевича, известные нам с детства. Вряд ли сказочный царевич Елисей догадывался, что могучее природное явление может двигать не только облака и крылья мельниц, но и лопасти ветрогенератора. Специалисты МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» приручили воздушную стихию и направили ее на благо жителей острова Рейнеке.
Пусть сильнее грянут ветры!
Во Владивостоке научились делать электричество из воздуха Еще несколько месяцев назад свет в домах островитян появлялся периодами: работал дизельный генератор, который не мог обеспечить круглосуточным электропитанием жителей. Свет подавался на несколько часов утром и вечером. По этому графику граждане жили последние 15 лет и приспособили под него свой быт. Согласитесь, в наше время это выглядело анахронизмом, раздражительным эхом из 90-х годов – эпохи владивостокского «позднего средневековья». Поэтому глава Владивостока Игорь Пушкарев принял принципиальное решение – дать Рейнеке круглосуточное электроснабжение. Был взят курс на использование современных экологичных и экономичных технологий. Поставлена задача – проработать взможность установки на острове ветрогенератора. Место, стоит отметить, весьма подходящее – чего-чего, а ветра здесь хватает. Есть и подходящая возвышенность – удобная сопка, благодаря чему создавать искусственные насыпи не потребовалось. Работники электрического предприятия с заданием главы справились на ура. Войсковая операция Установка ветрогенератора, хоть и была трудоемкой, для инженеров представляла небывалый интерес. – Здесь без творчества не обойтись, – говорит Сергей Решенок, главный инженер производственного предприятия ЭКО. – Ведь невозможно все нюансы прописать инструкцией. И никакая машина не в состоянии это сделать. Это может только человек, который сталкивается с ситуацией и понимает, как в ней действовать. Специалисты даже сравнивают строительство ветрогенератора с целой войсковой операцией. И сравнение вполне справедливо. Посудите сами: работникам требовалось создать на сопке новый энергообъект. На Рейнеке тяжелой техники нет, для начала ее потребовалось туда переправить и поднять на сопку. А прямой дороги на сопку тоже нет. Значит, ее необходимо построить. И дорога эта должна быть полноценной, со сливом, чтобы дождевая вода не застаивалась, не размывала конструкцию. Часть сопки необходимо было снести, организовать строительную площадку, выкопать котлован, залить его бетоном. Бетонных заводов на Рейнеке, как вы догадыватесь, также нет. Потребовался бетоновоз. А мачта? Ее высота – 37 метров. Переправить такую деталь – тоже работа не из легких. И вот 28 августа сего года Игорь Пушкарев вместе с сотрудниками МУПВ «ВПЭС» запустил в работу ветрогенератор. Нажав кнопку «Запуск», мэр включил ветродизельный автономный энергетический комплекс. Символизировав тем самым начало новой жизни на острове. С того момента электроэнергия для населения начала подаваться круглосуточно. Части одного целого Ветродизельный автономный энергетический комплекс – установка, которая работает по принципу взаимного резервирования ветровой энергии и энергии от дизель-генератора. Автоматика в зависимости от силы ветра и потребительской нагрузки сама определяет, откуда в данную минуту выгоднее «взять» электроэнергию. Во время пиковых нагрузок, если силы ветра не хватает, включается дизель-генератор. Когда нагрузки спадают, автоматика переключается на использование силы ветра. Комплекс состоит из нескольких частей. Это собственно ветряк, на котором установлен генератор постоянного тока. Также имеются дизельный генератор, аккумуляторная батарея и блок автоматики, который включает систему в прямой последовательности. Если ветра нет, то за работу берется дизель. Ветер появился – дизель передает свой «пост» ветрогенератору. Если ветер небольшой – часть энергии поступает от аккумулятора, который был заряжен ветрогенератором, а часть – от дизельного генератора. При полной нагрузке мощности аккумулятора хватит на четыре часа. Как видно, предусмотрены все погодные случаи. Человек руководящий При этом станция абсолютно автономна. Персонал необходим только для того, чтобы менять масло в дизельном генераторе и заливать топливо. Но думать, что человек вовсе исключен из процесса, в корне неправильно. Наоборот, он занимает главную роль – дирижирует системой. – У объекта есть свой сервисный инженер – человек, который разбирается в программировании, в алгоритме работы ветрогенератора, в том, как заряжаются-разряжаются аккумуляторные батареи вплоть до внутренних химических процессов, – отметил Сергей Решенок. – Блок автоматики – это, по сути, огромный компьютер, оборудование совсем иного технологического уровня. Эксплуатировать его может только профильный, квалифицированный специалист. Сервисный инженер вбивает в программу основные настройки. Так, если шторм, система понимает, что ветра намного больше, чем требуется, и она отворачивает «вертушку» в сторону, под угол 90 градусов. Если и этого ветра много, то начинают срабатывать тормозные механизмы. Ведь, если допустить раскрутку генератора свыше положенных показателей, он просто сорвется с мачты. При этом новый энергообъект в состоянии выдержать порывы до 35 метров в секунду. Это ветер, при котором закрывают мосты через Золотой Рог и на остров Русский. Экономия из воздуха По словам специалистов, использование ветрогенераторов эффективно в тех регионах, где среднегодовые скорости ветра более 5 метров в секунду. Средняя годовая скорость ветра на острове Рейнеке более 6 метров в секунду. Ветрогенератор, по расчетам, должен обеспечивать 30-40 процентов потребности острова. Кстати, использование новой и уникальной для Приморья установки даст и ощутимую финансовую экономию городского бюджета. Теперь, чтобы обеспечить жителей домов электричеством, кроме дорогостоящего дизельного топлива будет использоваться возобновляемый природный источник энергии. Применение силы ветра позволит сэкономить бюджету на топливе для этой территории порядка 20 процентов. Смерч над городом Возникает законный вопрос: почему бы по всему городу не запустить электрогенераторы? Ответ простой. – Главное условие – круглосуточная подача электричества – при ветрогенераторах практически невыполнимо. Ветер с таким постоянством не дует, – говорит Сергей Решенок. Иными словами, если посмотреть на те мощности, которые потребляет Владивосток, чтобы обеспечить жителей бесперебойным «ветряным» электроснабжением, над городом должен сформироваться смерч не слабее того, что унес домик Элли в «Волшебнике Изумрудного города». Чудес в этом мире не бывает. Сейчас на Рейнеке постоянно проживают четырнадцать семей, четырнадцать домашних хозяйств. Летом число островитян с каждым солнечным днем увеличивается в геометрической прогрессии. Появляются киоски, открываются магазины, работают холодильники с напитками, начинает функционировать база отдыха. Появление бесперебойного электроснабжения поможет увеличить рекреационный потенциал этой территории. – Когда на территории проживает мало людей, ветрогенераторы идеально справляются со своей задачей, – продолжает Сергей Решенок. – Владивосток потребляет почти 600 мегаватт. Тут потребуется огромная электростанция, подобная тем, какие ставят норвежцы посреди океана. В свою очередь, ветрогенератор на Рейнеке имеет достаточно скромную мощность – 50 киловатт. – О генерации можно говорить, когда мощности станции достигают мегаватта, – продолжает Сергей Решенок. – Тысяча киловатт – это уже полноценная, большая электрическая станция, которая закрывает все вопросы: и центрального водоснабжения, и подключения абсолютно любых потребителей, и освещения территорий. Электричество – это бизнес, производство, жизнь. По словам специалиста, установка ветрогенераторов актуальна для мест у берега моря, где нет ограждающих конструкций, препятствующих турбулентным потокам ветра. Если взглянуть на географическую карту города, то потенциальными территориями для ветрогенерации являются острова Попова (планы по возведению там ветрогенераторов у городской администрации уже имеются) и Русский. Да и, в принципе, большая часть береговой черты Владивостока попадает под это условие. Что нам ветер на это ответит Ветрогенератор на Рейнеке – это первая ласточка, локальный проект по энергообеспечению острова. Но он также должен подсказать специалистам, на что способен ветер в нашем городе. – На карте мира вряд ли найдутся две такие точки, где бы ветер вел себя одинаково, – отметил Сергей Решенок. – Ветрогенератор на Рейнеке позволит нам проработать вопрос, как и в каких объемах в городе возможна выработка электрической энергии из воздуха, в какой период времени энергии будет не хватать, в какой будет наблюдаться ее избыток. Технических вопросов много. И новый ветрогенератор однозначно даст нам огромный багаж знаний. Ветер – очень своевольное явление. Он может мгновенно прекратиться. При этом нагрузка у станции остается постоянная, и все спады и подъемы должна нивелировать автоматика. Как автоматике себя вести – решает человек. Он создает и постоянно совершенствует программу, чтобы она вела себя адекватно любым погодным условиям. – Готовая станция появляется через год-два после введения в эксплуатацию, – говорит Сергей Решенок. – Тогда уже она прекрасно будет выполнять свою задачу именно в этом месте именно в этот период времени. Возьмите и перенесите ее в другое место – и надо начинать все сначала. Большое видится на расстоянии. Ветрогенератор на Рейнеке дал мощный толчок развитию в городе современной электрогенерации на основе возобновляемых источников, но впереди сотрудников МУПВ «ВПЭС» еще ждет огромная работа как по наладке объекта, так и по исследованию перспективных «ветряных» участков. Путь непростой, но ведущий в верном направлении – сделать электричество максимально дешевым для населения и безопасным для экологии. И, кажется, к этому нас подталкивает сама природа.

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

В этом номере:
Большая ярмарка: последний выход
Большая ярмарка: последний выход

За продуктами на центральную площадь приезжают даже из края

Народные идеи для Минного городка
Кататься на коньках, не выходя из школы
Кататься на коньках, не выходя из школы

Хотя Владивосток еще не видел большого снега и серьезных морозов, учащихся некоторых образовательных учреждений города уже можно встретить с коньками в руках, сообщает пресс-служба администрации города.

Заплати и уезжай спокойно

Более полутысячи жителей Приморского края не смогут выехать за границу из-за долгов за свет. Долги 540 неплательщико в превысили 4,5 млн рублей. Решение о временном запрете пересечения границы РФ вынесено службой судебных приставов.

Светланскую соединят с набережной Цесаревича
Светланскую соединят с набережной Цесаревича

На улице Светланской появится новый сквер. Об этом заявил на недавнем заседании комитета по бюджету, финансам и налогам думы города главный архитектор Владивостока Анатолий Мельник.

Последние номера
газета
газета
газета
газета