Визит в нестоличную Японию

Продолжение. Начало в номерах за 30 октября и 6 ноября.

13 нояб. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3441 от 13 нояб. 2013
33c329ecfee72d47915b88a8fa362c68.jpg Древности, сады, чай и горы – необыкновенный туристический миксИз Такаоки выезжаем в Канадзаву – административный центр префектуры Исикава. Почти 400 лет назад на побережье Японского моря был возведен замок-крепость Канадзава, родовое поместье князей Маеда. И по сей день он выглядит как при самураях Маеда, но используется не только для туристических маршрутов. Здесь проходят общественные мероприятия, концерты, городские торжества. Тигр для хорошей ауры Напротив замка на высоком холме раскинулся один из самых знаменитых и красивых садов Японии – Кэнрокуэн. Его заложили 300 лет назад. Все началось с небольшого сада для одного из князей Маеда. На месте нынешних сувенирных магазинчиков, которые расположились у входа в парк, самурай и его командиры тренировались в верховой езде и стрельбе из лука. Самурай любил звук падающей воды, потому в парке есть и водопад, и фонтан, работающий круглые сутки, и журчащие ручьи. Чтобы придать саду хорошую ауру, тогдашние дизайнеры продумали его антураж до мелочей: пруд с островом в виде черепахи – символ долголетия, сосна сформирована в виде журавля – символ счастья. В неблагополучных направлениях расставлены камни, очертания которых напоминают тигра, льва и дракона, – специально для защиты сада от негатива и злого глаза. В парке есть заветный мостик – кто по нему пройдет, будет жить сто лет. Желающие долголетия истоптали каменный переход чуть не до дыр. 40 лет назад проход по нему закрыли, и с тех пор считается, что для долгих лет достаточно его просто увидеть. По парку можно гулять без устали весь день – столько в нем чудесных и диковинных пейзажей. Он хорош в любое время года. Здесь посажено 400 сакур, и весной, в ту неделю, когда японская вишня в самом цвету, в Кэнрокуэне наблюдается паломничество желающих насладиться этой красотой. Загадка настоящей гейши В Канадзаве с незапамятных времен сохранились кварталы с чайными домиками, где выступают гейши, или гейко, – так в Японии называют девушек, которые развлекают гостей приятной беседой, песнями и танцами. «Ни в коем случае не путайте их с дамами легкого поведения», – предупредил журналистов переводчик. Но это было излишним. Кто видел настоящих гейко, тому даже в голову не придет сравнивать их с легкомысленными особами – в настоящих гейшах столько же обаяния, сколько и достоинства. Мы посетили квартал гейш Хигаси Тяягай, зашли в один из чайных домиков, которому, как оказалось, более 200 лет. Зашли с парадного входа, а есть и черный – для гостей, которые по каким-то причинам не желают афишировать свои визиты к гейшам. На первом этаже – комнаты для девушек, гримерная, маленький магазин сувениров, склад, в котором хранятся ценные вещи, поскольку толстые глинобитные стены надежно защищают от пожара. В прежние времена это помещение использовалось и в качестве холодильника. И еще есть чайная комната с золотыми татами. Специальные шнуры покрывали сусальным золотом и ткали из них циновки. Сейчас здесь редко собираются на чаепитие, в основном любуются на красоту. Второй этаж – гостевой. Здесь две комнаты – красная и синяя. Последняя – для самых дорогих гостей, такие даже сюда приходят с охраной. Именно в ней хозяйка дома Оками-сан согласилась ответить на наши вопросы. Когда все журналисты расположились и угомонились, только тогда появилась гейша и заняла почетное место – спиной к стене, на которой висел ценный свиток. И сразу стало ясно: теперь не он, а хозяйка чайного дома – главное украшение комнаты – настолько Оками-сан походила на утонченных красавиц с древних японских гравюр. И это удивительно, поскольку в ней ничего яркого и вызывающего. Неброское светло-лиловое кимоно, гладкая прическа без сложных завитков и богатых украшений, минимум косметики на лице (сложный макияж и шиньоны – только для вечерних представлений). Все движения души – только в жестах - они подчеркнуто изящны и церемонны, голос спокойный и негромкий – никаких эмоций и, боже упаси, суетности. …Убедившись, что все внимают только ей, Оками-сан начала рассказывать об обычаях чайных домов. Оказывается, к гейшам с улицы не попадешь, у ценителей их талантов должен быть поручитель. Плата за каждое посещение не берется: два раза в год хозяйка чайного домика подбивает расходы и посылает чек клиенту. Если тот по каким-то причинам не сможет его оплатить, то расплачиваться по счету придется поручителю. Стать гостем гейши – удовольствие недешевое: два часа общения обойдется в 150 тыс. иен (примерно 50 тыс. рублей). К гейшам обычно приходят после ресторана, реже дамы сами готовят и накрывают стол. Мужчины сидят на специальном возвышении, другая сторона комнаты отделена занавесями, как сцена: здесь выступают девушки. Хотя артистки могут быть вовсе не юными – среди них есть и 20-летние, есть и солидные дамы 80 лет. Гейко – это искусство без возраста. – Когда гейши танцуют, с ними нельзя разговаривать, можно только внимательно смотреть на них, – объясняет церемонию приема гостей Оками-сан. – В Канадзаве осталось всего 48 настоящих гейш – тех, у кого есть документ, подтверждающий их статус. Посетители – не случайные люди, все они должны быть достаточно образованными, чтобы понимать символику танца, жестов, знать историю страны, национальные традиции и этикет. Настоящая обитательница чайного дома умеет играть на разных старинных музыкальных инструментах, петь, танцевать, рисовать, умело поддерживать беседу. Некоторые учатся этому с детства, есть те, кто берет уроки мастерства уже в более зрелом возрасте. – Неподготовленной девушке надо учиться этим искусствам не менее двух лет у более опытных гейш, – отмечает Оками-сан. На этом короткий экскурс в закрытый мир гейш завершается. Оками-сан демонстративно поглядела на часы и объявила, что в доме много гостей – туристов и ей необходимо уделить немного внимания и им. Она поклонилась и удалилась прочь неподражаемой семенящей походкой.Золото найдете в мармеладе В Канадзаве охотно рассказывают легенду, поясняющую незатухающий интерес местных жителей к прикладным видам искусства. Правители провинции – князья Маеда были вторыми в стране по влиятельности после клана Токугава. И чтобы не дразнить главного самурая своим возрастающим могуществом, Маеда вкладывали деньги в культуру, развитие ремесел. И здесь до сих пор бережно относятся к традициям прикладного творчества – будь то техника раскраски тканей, вышивка, производство сусального золота, бумаги или изделий из керамики.Например, 99 процентов сусального золота, производимого в стране, делают в цехах Канадзавы. Здесь можно увидеть ценный металл в самых неожиданных местах и вещах: и в косметические кремы добавляют, и циновки золотят, и даже в мармеладе, который мы пробовали в местном ресторане, попадались золотые хлопья. А вот для традиционной одежды – кимоно – сусальное золото мастера Канадзавы не используют – такова традиция. Об этом рассказали нам в мастерской кимоно «Кага-юдзен». Например, в Киото щедро украшают кимоно сусальным золотом и вышивкой. Исторически так сложилось, что там селились воины, а это зажиточное сословие. Дорогой одеждой они подчеркивали свое богатство и знатное происхождение. В Канадзаве проживали менее состоятельные граждане, потому обходились без золота в одежде – только краски, темы рисунков были более приземленными – в основном цветочные мотивы, птицы. Растительный орнамент удивляет реалистичностью: например, в рисунке зачастую можно увидеть листик, объеденный червячком, привядший бутон… В мастерской «Кага-юдзен» нам показали весь процесс производства традиционной одежды. Он со-стоит из десяти этапов, и на одно кимоно у мастера уходит два месяца. Но соблюсти все тонкости средневековых технологий нынче уже невозможно. Например, раньше клей, которым наносили рисунок на ткань, смывали в реках. Опускали туда куски материи, стопорили колышком, и течением вымывало клей, но не краску. Сейчас, конечно, такой метод не используют, но его можно увидеть – такое представление некоторые мастерские устраивают для туристов.В Канадзаве мы посетили музей Современного искусства «XXI век». В самом центре города – круглое здание из стекла настолько прозрачного, что не сразу и заметишь фасад. В здании две зоны – платная и за которую денег не берут – в ней размещаются детская студия, библиотека, ресторан и магазин. В платной зоне – различные выставки и вернисажи. Например, можно зайти в комнату без крыши и полюбоваться облаками, бегущими по небу. Местные жители почему-то назначают здесь свидания. Встречаются и отсюда начинают обходить все помещения галереи с инсталляциями. Еще понравилась комната, где потолок – дно бассейна. Здесь можно увидеть стену из растений и забавного человека, который меряет небо. Устали – найдите стену, раскрашенную в национальный орнамент. Если присмотреться, то рядом расставлены стулья-качалки. Их не сразу приметишь, поскольку и они повторяют раскраску стены. В музее много интересного, недаром число его посетителей измеряют в миллионах. Мы тоже не заметили, как пролетело время, пора возвращаться в гостиницу Nikko Kanazawa hotel. Жаль расставаться с Канадзавой – столько интересного здесь мы не успели посмотреть и узнать. Но визит в нестоличную Японию продолжается – завтра нам предстоит поездка в другой город.Продолжение в следующем номере «толстушки».

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»