Анисимовка, которой уже нет

ВОТ так сразу и не скажешь, чем именно берет за душу выставка художника Анатолия Заугольнова «Жила-была Анисимовка», что до 15 декабря работает в музее имени Арсеньева на Светланской, 20. Но пройтись по залам выставки быстро, мельком глянув на картины, не получается. Замедляют посетители шаг, вглядываются в простые пейзажи, задумываются. Может, в этих картинах что-то особенное?

13 нояб. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3441 от 13 нояб. 2013
9e4fa877bc48ce630c7f6dc94e604bea.jpg Создавать красоту можно из грязи и водки, пером и даже пальцемДругая деревняБольше 20 лет назад друг пригласил Анатолия Заугольнова в деревню Анисимовку, что рядом с горой Педан. Приехал художник и влюбился. До глубины души тронули его творческую натуру чистота и красота природы, искренность и простота жизни деревни.– Там удивительно красиво, – уверяет Анатолий Павлович, – причем в любое время года – зимой, весной, летом. А какие сопки! Фалаза и Педан совсем рядом, туристов туда тянет как магнитом. Стал сюда ездить, возить художников на пленэры. Потом мы проводили выставки. Полюбилась нам Анисимовка.Но с каждым своим приездом стал замечать: исчезает та Анисимовка, в которую я влюбился, пропадает. Цивилизация, технический прогресс уничтожают все, и в том числе русскую деревню. Исчезают ее быт, уникальность, теряет красоту природа.Что творится сейчас в Анисимовке? Вы не увидите в ней то, что нарисовано на моих пейзажах. Сегодня в деревне здоровенные коттеджи, скрытые трехметровыми сплошными железными или кирпичными заборами. Ладно, пусть будут заборы, но домины-то хоть как-­то художественно оформите… Вот как было в усадьбах помещичьих – интересная архитектура, кованые ажурные решетки. Есть на чем глазу задержаться. А здесь – спрятались за сплошным железом… И сразу видно, как изменилась психология человека, какое глубокое духовное падение произошло. Не от скота, как раньше, заборы ставят – от людей прячутся. Что потеряно в современной Анисимовке? Там жили обыкновенные деревенские люди, работали на огородах, держали скот – коров, овец, коз. Вы можете себе представить, что сегодня в деревне свежее молоко и сметана – дефицит? Потому что никто не держит коров. А ведь именно так и происходит. Пришли в деревню другие люди – городские, желающие жить своим мирком, огородиться от пространства и от людей. Сила деревни была в том, что все друг друга знали, жили единым миром… Сегодня же – как у нас в городе, когда соседи на одной лестничной площадке незнакомы и не общаются. Деревня переходит в другое качество, и видеть его мне неприятно.Да, я не люблю современную цивилизацию, считаю, что она уродует и землю, и человека. И в искусстве придерживаюсь классических форм, ищу во всем золотую середину. Человечество, переходя границы, уничтожает себя. Поэтому я и назвал эту выставку «Жила­-была Анисимовка», поскольку ее уже нет. Нет той деревни, что так вдохновляла. Пространство Анисимовки жило своей простотой, своей истинностью. Там художнику не нужно было ничего выдумывать, нужно было только уметь увидеть.Без головоломок и изысков«Только увидеть», точнее, уметь увидеть – это и есть главная особенность, изюминка любой работы Анатолия Заугольнова. На выставке «Жила-­была Анисимовка» нет головоломных «концептуальных» шарад, когда надо год смотреть на картину, чтобы понять, о чем, собственно, она. Нет и «изысков», заставляющих сожалеть, что реализм почил в бозе. Его работы просты. Забор и подсолнухи. Пейзаж со стогами. Дом. Колодец. Но простота эта только на первый взгляд. Анатолий Заугольнов в простых пейзажах Анисимовки увидел душу деревни, то, к чему рвется уставший от стрессов и суеты человек. Увидел – и сумел так запечатлеть, что невозможно пройти мимо.Работы, представленные на выставке «Жила­-была Анисимовка», написаны в течение 20 лет. Кстати, далеко не все представил Анатолий Павлович в экспозиции. – На выставке у меня представлены работы в разных техниках: акварель, станковая графика, масло, – говорит художник. – И очень разные материалы. Я рисую всем. Гелевой ручкой, землей, даже, простите, навозом и грязью. Пальцем, кистью, мелками… Надо сказать, в России мало кто использует мелок для работ выставочного уровня. Использую и тростник, сам делаю из него перо и рисую черной тушью. Мне нравится осваивать новые материалы, все время ищу что-­то новое. Кстати, работ, выполненных грязью, например, на выставке нет. Они уже давно куплены. Как-то пробовал вместо воды в акварели использовать водку. Интересно получалось, цвет необычный. Работы на выставке уже можно показывать как историю прошлого. Через какое-­то время люди будут тосковать, глядя на них, и думать: неужели это было – вот такая красота и такие пейзажи? Негде будет человеку отдохнуть, прийти в себя на природе, переключиться, уйти от стресса и озлобленности. Уходящий облик городовНикогда не скажешь, глядя на работы Анатолия Заугольнова, что этому художнику исполнилось 75 лет (и выставка, кстати, приурочена к юбилею). Его пейзажи словно заряжают духом бодрости, чистоты, радости. В каждой из его картин хочется поселиться. Дышать вот таким чистым воздухом, гулять и смотреть на такую красоту.Есть у Анатолия Заугольнова мечта. Много лет рисовал он старый Владивосток, те уголки нашего города, где сохранились старые дворики.– В основном, – говорит художник, – это дворики на Пушкинской, Миллионке. Ездил я и по городам России – по Золотому кольцу, в Питер, в Москву, был на Украине – в Киеве, тоже рисовал старинные особняки, уголки, дворики. Больше 100 работ получилось. Мечтаю выставить их, показать уходящий облик городов. Надеюсь, что осилю этот проект, было бы здоровье.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ