По ком звонит "телефон доверия" налоговой инспекции

Недавно в краевой налоговой инспекции начал действовать "Телефон доверия". Эта новость вызвала бурю откликов и мнений - и здесь нечему удивляться. Ведь подобная телефонная служба затрагивает одну из самых щепетильных и волнующих тем для каждого из нас - денежную. Конечно, нравственные устои наших граждан не всегда совпадают с позицией налогоплательщиков США, Германии, Швейцарии, Италии, где такие "горячие линии" уже давно являются неотъемлемой частью налоговых расследований. В этих странах более половины оперативной информации налоговики получают из конфиденциальных источников, в том числе и по телефону.

26 март 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №344 от 26 март 1998

Недавно в краевой налоговой инспекции начал действовать "Телефон доверия". Эта новость вызвала бурю откликов и мнений - и здесь нечему удивляться. Ведь подобная телефонная служба затрагивает одну из самых щепетильных и волнующих тем для каждого из нас - денежную. Конечно, нравственные устои наших граждан не всегда совпадают с позицией налогоплательщиков США, Германии, Швейцарии, Италии, где такие "горячие линии" уже давно являются неотъемлемой частью налоговых расследований. В этих странах более половины оперативной информации налоговики получают из конфиденциальных источников, в том числе и по телефону.

"Телефону" исполнилось чуть больше месяца. С начала своей деятельности он записал на автоответчик более 400 сообщений со всего Приморья.

Львиная доля информации раскрывает финансовые грехи руководителей всех уровней и форм собственности. Авторы звонков искренне негодуют: на фоне оскорбительных сторублевых авансов или многомесячной невыплаты зарплаты, пособий иные директора "жируют" в собственных офисах, перекачивают средства предприятий на личные счета, не скромничают, выбирая проект для постройки очередного коттеджа. Выказывать свое возмущение открыто - бесполезно: не нравятся подачки - пополняй ряды безработных! И эти звонки иллюстрируют не только нарушение налогового законодательства, но и затрагивают проблемы социальной справедливости.

Другая популярная тема "Телефона доверия" - двойная бухгалтерия. Многие граждане заявляют, что руководители предприятий организуют выдачу зарплаты по двум ведомостям. На первый взгляд, казалось бы, к чему беспокойство? Получай свои кровные, не "засвеченные" перед налоговой инспекцией деньги в конверте, а в официальном документе расписывайся за минимальный размер оплаты труда - как правило, эта сумма чуть более 83 рублей. Однако те абоненты, которые уже слышали, как "судьба стучится в дверь", знают, что социальные пособия, выплаты по больничному листу, а самое главное - пенсии начисляются как раз по официальной ведомости, которая по сути оказывается филькиной грамотой.

Немало времени в "телефонном эфире" уделяется взаимоотношениям между председателями всевозможных кооперативов и их членами. Судя по той информации, которую получает инспекция от рядовых членов кооперативного товарищества, среди председателей встречаются такие, которые ведут свои дела по принципу - кто сильнее, тот и прав. Например, одного инвалида 2-й группы, члена гаражного кооператива, позвонившего по "Телефону доверия", председатель заставляет платить налог на землю. Этому безымянному абоненту, а заодно и тем председателям, которые любят заниматься подобной самодеятельностью, можно ответить, что согласно п. 7 ст. 12 закона "О плате на землю" инвалиды 1 и 2-й групп от уплаты земельного налога освобождаются полностью.

Большинство сигналов, поступающих на автоответчик "Телефона доверия", анонимные. Это и понятно, по ряду причин не все могут открыто выступить против нарушителей законодательства. Очень многие испытывают на себе пресс коррупции, экономической преступности, лично знают казнокрадов. Открытое забрало хорошо для выяснения честных отношений, что же касается "Телефона доверия", то он в своем большинстве фиксирует "темные" дела.

Бесспорно, вся информация, поступающая на "Телефон доверия", требует кропотливой, часто длительной проверки. Уже сегодня можно сказать, что многие сообщения подтвердились. С другой стороны, честным налогоплательщикам не надо опасаться того, что они могут стать жертвами стукачества. Расхожее мнение, ставившее знак равенства между "Телефоном доверия" и доносом, не состоялось. Общее настроение звонков - поиск справедливости: большинство тех, кто набирает 412-044, не могут спокойно взирать на всякого рода махинаторов и воров, стыдливо опускать глаза перед беззаконием.

Автор: Оксана СЕРДЮК, специально для "В"