Приятно глазу – душе полезно

ДИЗАЙН городской среды, городское искусство – эти понятия много лет были неактуальными для городов России. И только несколько лет назад в нашей стране снова всерьез заговорили на эти темы.

6 нояб. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3437 от 6 нояб. 2013
c3e62f6d310c4cf078100b7d6e79e876.jpg Облик города – это не только здания, дороги, мосты, но и скульптуры, мозаика, росписиНо заговорить – это одно, начать что-­то делать, систематически, целенаправленно, – совсем другое. Владивостоку несказанно повезло: наш город – один из немногих в стране, где художники, желающие преобразить в лучшую сторону место, в котором живут, и местная администрация смогли найти общий язык и выработать целую программу действий. Расписные стены, тематика которых самая разная – от исторических сценок до авангардного направления в искусстве; городские скульптуры – моряк загранплавания, Катюша, Высоцкий, тигрята и другие; архитектурная подсветка зданий; мозаика, которая делает главный городской фонтан на Спортивной Гавани уникальным, – все это не далекое будущее, а прекрасное настоящее Владивостока. Он уже сегодня стал приобретать то, что называется городской средой и дизайном. И нам есть к чему стремиться.С надеждами на лучшееНе так давно в галерее «Арка» прошел круглый стол, посвященный проблемам и перспективам развития дизайна городской среды во Владивостоке. Несколько часов вели разговор художники, представители общественности и власти Владивостока. «В» сообщал об этой искренней, неравнодушной беседе. Одним из активных участников обсуждения на том круглом столе был заслуженный художник России Алексей Онуфриенко. Его тревожит эта тема потому, что городское искусство, городской дизайн Владивостока – дело его рук. Когда-то Алексей Пантелеевич начинал в закрытом еще от мира Владивостоке создавать уличное искусство… – Я – художник декоративно-­прикладного монументального искусства, – говорит Алексей Онуфриенко. – Есть живопись, есть скульптура, а есть художники, которые занимаются городским пространством, дизайном, пластикой городской среды. Эта профессия появилась в 60-е годы в Европе, затем и в СССР. Что такое дизайн городской среды? Когда здания перестали выполнять декоративную функцию и стали сугубо утилитарными, сухими, возник вопрос: что же будет создавать красоту на улице, что будет отличать сотни одинаковых улиц одну от другой? Красота, искусство появились на улицах. Люди гуляют, идут мимо, а здесь или скульптура на газоне, какая-то мозаичная форма, или панно на стене... Все это создает настроение. Во всем мире дизайн городской среды стал важной, значимой частью жизни города. Тогда казалось, что скоро и крупные города СССР станут в этом смысле ничуть не хуже, чем города Европы. Наполнить стену смысломВладивосток, который начал активно строиться в середине прошлого века, далеко не сразу озаботился вопросами городской среды. В середине 70-х эта проблема – в череде унылых многоэтажек, хаотично разбросанных по сопкам, – встала во весь рост. Именно в это время талантливый дизайнер Алексей Онуфриенко на семинаре в Риге познакомился с коллегами из Владивостока.– Им очень понравились мои работы, – рассказывает Алексей Пантелеевич. – Пригласили приехать в город, посмотреть. А мне всегда море нравилось, я служил в Прибалтике и влюбился в море. Взяли фотографии моих работ, сказали: покажем первому секретарю крайкома партии Виктору Ломакину. И вскоре на меня пришел запрос. В первый раз я приехал во Владивосток в мае. Увидел море, рельеф города – а я люблю неплоские города, фактурные – и понял: мой город. Вскоре с женой мы сюда переехали. И сразу началась активная работа. Первый мой заказ был вот этот – скульптурная группа на фуникулере. Виктор Павлович Ломакин сказал: мы хотим на сопке на фуникулере сделать туристическую зону. И подпорную стену нужно привести в порядок, сделать красивой и наполненной смыслом. Эти три женщины – три символа края. Море, тайга и земля. Зеленый – тайга, синий – море, красный – земля, недра земли. А на рельефе – город, природа. Два года шла работа. Работали мы на базе на 14-м километре, там делали фигуры, лепили рельефы, облицовывали мозаикой, потом уже на месте монтировали. Кстати, к этой группе была проложена дорога, можно было подойти, посмотреть, сделать фото. Когда строили дорогу к саммиту, часть холма обрезали вместе с дорогой, и теперь к фигурам не подобраться. Меня очень радует тот факт, что городские власти хотят сделать снова проход к этой группе и привести ее в порядок. Это место очень привлекает туристов и точно пустовать не будет.После этой работы были другие. Я предлагал установить в городе в разных местах, скверах малые мозаичные формы. Внешне они были навеяны образами природы. Такие формы стояли на «Молодежной», на «Гоголя», на Тихой, на Второй Речке, на набережной Спортивной гавани. Но потом часть их просто сломали в процессе разного рода строительства – меня, разумеется, не спрашивая. Часть стала незаметной, поскольку появились рядом виадуки, остановки, киоски, слишком много объектов. Делали мы, например, панно, посвященное работе строителей, в районе ВГУЭС. Его тоже снесли. Это обидно. Таких панно вообще должно было быть несколько: морякам, ученым, строителям. Не воплотилась в жизнь и композиция «Россия, владеющая востоком». Она должна была быть на кирпичной вставке между двумя гостинками на «Фабрике «Заря», там даже направляющие сделали. Еще один мой объект – доска «Ленинский район» в районе остановки «Цирк». Планировалась она как Доска почета, но я предложил сделать своего рода информационное табло, где находила бы отражение жизнь района. Сделали ее за месяц, тема – город, корабли, море. Изготавливали детали на Дальзаводе, в финансировании участвовали пять предприятий. Затем ее забросили – увы, она в ужасном состоянии. И снова есть надежда, что она будет приведена в порядок усилиями администрации Владивостока, – ее собираются взять на баланс города. Там после реставрации могут появляться фото жизни района, например.Реанимация городского дизайнаКогда развалился Советский Союз, понятие «городская среда» на многие годы оказалось никому не нужным. Монументалисты разом лишились заказов, работы, сколько было трагедий – страшно вспомнить… Алексей Онуфриенко с горькой улыбкой говорит: «20 лет без слова «искусство» жила страна». И когда молодые художники, инициативные и полные желания работать на пользу Владивостоку, смогли изменить ситуацию, когда их желание, усилия и творческое горение городская администрация приняла и сумела направить в нужную сторону, Алексей Онуфриенко, разумеется, не мог этого не видеть и тем более оставить без внимания.– Хорошо, что взялись за дело! Да, начали с малого, с раскрашивания стен, но это только первый этап, как я понимаю. Да, как профессионал, я больше одобряю, когда появляются работы с материалом: мозаики, деревянные и прочие формы. Это серьезно, это надолго. Росписи же мне в целом не по душе. Краска недолговечна, особенно в нашем климате, уже через полгода она не имеет вида, надо переделывать, подкрашивать. Если же все это сделать в материале – камень, бетон, мозаика, – будет стоять долго и радовать. Я понимаю, что работа с материалом дороже. И понимаю, что власти Владивостока только четыре года назад всерьез занялись внешним видом города и проблемой дизайна, поэтому многое еще впереди. И я рад предложить свои идеи.Даже в течение долгих 20 лет, когда ни о каком дизайне городской среды и речи не шло, Алексей Онуфриенко не мог оставаться равнодушным. Мастер достает альбом и показывает один эскиз за другим, рассказывает о своих идеях, о том, как облик Владивостока сделать запоминающимся, уникальным. – Вот тема скульптурной группы «Восход солнца». Солнце, ростки, которые к нему тянутся. Я как приехал в первый раз во Владивосток, меня сводили в тайгу – на всю жизнь в душу запало, как ростки к солнцу тянутся. Есть проект мозаичных конструкций с дальневосточными пейзажами: море, острова, солнце. И резкие формы, словно ветры наши. А знаете, какие у нас красивые ветры? Называется «Простор». А вот тема из прошлого, так сказать. Еще в советское время японцы предложили поставить в нескольких городах по всему миру такие скульптурные формы и создать «Волну мира», такой призыв ко всем людям. Должны были и у нас установить такую скульптуру – моей работы, вот эту – где-­то в районе кинотеатра «Океан». Но так дело и заглохло. А вот тема: две руки держат земной шар, корабли, назвал «Все гости к нам». Было бы замечательно, если бы удалось вернуться к идее работы «Россия, владеющая востоком» и все же выполнить ее. Почему я именно сейчас их решил показать? Потому что вижу: городская администрация всерьез взялась за облик Владивостока, за создание городской среды. И если мои идеи окажутся полезными, буду счастлив. Я ведь вижу, что появились в городе разные необычные скульптуры, это прекрасно. Во времена социализма ставили скульптуры в основном на пафосные, исторические темы. Сейчас темы самые разные, лирические, и это тем более вдохновляет. Можно ставить и формы, о которых говорю я, они создают настроение и душу пробуждают. Эту тему нельзя оставлять. В перспективе Алексей Онуфриенко собирается провести выставку своих работ по теме дизайна городской среды и таким образом продолжить с заинтересованными людьми разговор на эту важную и актуальную тему. СПРАВКА «В» АЛЕКСЕЙ Онуфриенко окончил Ленинградское высшее художественно-­промышленное училище имени Веры Мухиной. С 1970 по 1977 год преподавал на отделении декоративного искусства художественного училища города Фрунзе, одновременно активно участвовал в проектировании и реализации нескольких крупных объектов в архитектуре Киргизии: киргизский университет, министерство автотранспорта, пансионат «Киргизское взморье» на Иссык-Куле, гостиница «Пишпек», парковые декоративно- монументальные композиции. Некоторые работы опубликованы в журналах «Архитектура СССР», «Декоративное искусство СССР», «Монументальное искусство». По приглашению руководства Приморского края в 1977 году Алексей Онуфриенко переехал во Владивосток. Выполнил объекты: тематический рельеф с мозаикой на видовой площадке фуникулера, парковые композиции на Второй Речке, в районе озера Юность, на улице Гоголя, на Спортивной Гавани. Алексей Пантелеевич является также автором декоративных композиций в интерьерах Института географии ДВО РАН, ВГУЭС, юридического факультета ДВГУ. Выполнил мозаики для Триумфальной арки цесаревича, храма­-часовни святой Татьяны, храма святого Игоря Черниговского.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ