Четырнадцатый учитель

Учительница из Владивостока Екатерина Лопаткина победила во всероссийском конкурсе в номинации «Молодой учитель». За звание «лучший» боролись учителя физики, математики, химии и биологии. Конкурс проводил фонд Дмитрия Зимина «Династия». Конкурентами Екатерины были 444 педагога из 67 регионов России. И в результате – первое место.

30 окт. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3433 от 30 окт. 2013
88bfc44c4ccd4dc39566c32e152c43db.jpg Удивить современного ребенка сложно, но можно, если подходить к педагогике творческиК слову, это не первый конкурс, в котором Екатерина участвовала. Начало – городской конкурс профессионального мастерства молодых учителей. На нем она тоже заняла первое место. На следующий год учитель Лопаткина участвовала уже в краевом конкурсе среди молодых педагогов. И опять – первое место. Семейное увлечение школойВыбор педагогической стези в какой-то мере был предопределен: в семье тринадцать педагогов, в том числе мама и сестра, она – четырнадцатая.– Поэтому о школе я имела достаточно четкое представление, – вспоминает Екатерина Викторовна (отчество добавлять обязательно, несмотря на юный возраст, – она учительница!). – Все мое детство сопровождали разговоры о школе.Филологи, математики, физики, географы, биологи – профессиональные предпочтения в семье Екатерины весьма разнообразны. Сама же она выбрала биологию.– Мне с детства нравилось заниматься растениями, я все лето проводила на даче, и там непосредственно контактировала с природой, – объясняет учитель свой выбор. – Выращивала лягушек из головастиков: мне было интересно проследить весь ход процесса перерождения.Но одно дело самой быть увлеченным человеком,и совершенно другое – донести до ребят, насколько интересен предмет. Согласитесь, иногда эти понятия абсолютно не взаимосвязаны. – Дети разные – кто-то слабее, кто-то сильнее, у всех разные интересы, и нужно к каждому найти подход, но в процессе работы это приходит и получается ребят увлечь, – рассуждает Екатерина Викторовна. – Тем более что у них есть возможность заниматься исследовательской работой (с четвертого класса гимназисты разрабатывают собственные проекты). Ребята могут наблюдать за своими домашними питомцами – если речь идет о младших школьниках. Те, кто постарше, могут проводить опыты, используя микроскоп и другое биологическое оборудование.Биология по сказкеНедавно Екатерина Викторовна вместе с третьеклассниками ставила сказку про Серую Шапочку и Красного Волка. Это не опечатка – это старая добрая сказка Шарля Перро в несколько гринписовском изложении. В ней главные персонажи поменялись местами: Шапочка разгуливает по лесу в шапке из шерсти другого серого волка (потому и Серая), а волк красный, потому что его сородичей осталось мало и он занесен в Красную книгу. Смысл сказки прост: относитесь бережно к лесу и ко всем его обитателям, не разбрасывайте мусор в лесу. Согласитесь: одно дело словами вдалбливать эти, казалось бы, прописные истины (причем хоть каждый день – толку от этого ноль). И совсем другое – позволить прожить их в сказке.На самом деле удивить современных детей довольно сложно.– Ребятам нравится, когда они узнают что-то о себе, о своем организме. В седьмом классе мы проводили опыты по определению активности мозга – левополушарного и правополушарного, – рассказывает Екатерина Викторовна. – И они для себя определяли, к чему они более склонны: к математике, физике, химии или к гуманитарным наукам. Это им помогает при определении профиля, по которому они будут учиться с восьмого класса. С ученицей шестого класса в прошлом году мы определяли коэффициент IQ. Конечно же это заинтересовало ребят, каждый захотел на себе применить эту методику. По себе помню, как в пятом классе мне было достаточно сложно учить определенные темы, и я думаю, что и нынешние пятиклашки сталкиваются с подобными проблемами. Поэтому им нужно дать что-то необычное, как-то подтолкнуть их, заинтересовать. Для чего по особенно сложным темам я прошу их составить кроссворды. Они сами к кроссвордам придумывают вопросы, задают их одноклассникам, таким образом выполняя роль учителя. Получается двойной эффект: ребята лучше усваивают термины и им этот процесс действительно интересен.Еще одно творческое задание, включенное в методику учителя, – сочинения на различные фантазийные темы, например, «Если б я жил на другой планете».– Я знаю, что ребята любят пофантазировать. Так почему бы и не использовать эту возможность? Таким образом я определяю уровень знания и понимание ими материала, а им дается возможность проявить себя творчески. Бывают на уроках откровенно казусные ситуации. Например, на одном из уроков в младших классах Екатерина Викторовна демонстрировала опыт с яйцом. На вопрос, почему яйцо в соленой воде не тонет, кто-то из самых умных выдвинул версию: бактерии вступают во взаимодействие с солью, они плывут и выталкивают яйцо на поверхность. Согласитесь, смешно.Есть отдача – значит, все удалось– Она на каждый свой урок готовит презентации, – хвастают ее ученики.– Ну а как же? Ребят сейчас удивить простым стендом или плакатом очень сложно, поэтому презентация нужна на каждом уроке. Использую, конечно, и готовые разработки, которые есть в различных сборниках. Только вот взять готовый урок и провести его – так никогда не получится. Другое дело, когда какую-то идею берешь за основу, правишь ее, дорабатываешь исходя из своих возможностей, уровня подготовки ребят, и тогда на выходе получается свой индивидуальный урок, причем в каждом классе он проходит абсолютно по-новому.– Ощущение, что это мое, что это именно то, что я хотела, появляется тогда, когда от ребят есть отдача. Когда удается их как-то удивить, увидеть, что они загорелись. И если у детей есть удивление, значит, у меня что-то получилось. Я удовлетворена, когда вижу, что ребята хорошо написали контрольную. А если нет… Ну что ж, начинаю разбираться, где я ошиблась. Термины не усвоены, тема не понята – значит, я что-то не так им объяснила. На следующих занятиях я стараюсь выяснить при-чину и исправить ее.Город поддерживаетИ даже на каверзный вопрос о зарплате (традиционно невысокая зарплата учителей у всех на слуху) Екатерина Лопаткина отвечает очень даже оптимистично:– Я же молодой специалист. А администрация города нас поддерживает, в частности, доплатами молодым специалистам, – разъясняет Екатерина Викторовна. – По распоряжению главы Владивостока Игоря Пушкарева в городе существует программа «Привлечение молодых специалистов в сферу образования». По этой программе учителя, которые приходят в школу, единовременно получают подъемные, равные пяти окладам, и каждый месяц к обычной зарплате идет надбавка в размере 150 процентов от оклада. И если все эти доплаты просуммировать, получается, что зарплата очень даже хорошая: лично меня она вполне устраивает, как, впрочем, и моих коллег – молодых специалистов. За те три года, пока мы работаем в статусе молодых специалистов, есть возможность повысить свою квалификацию. Потом, когда программа прекратит действовать, оклад будет уже выше, во всяком случае, тот уровень, который мы имеем сейчас, сохранится. Тем молодым учителям, которые снимают жилье, эта надбавка просто необходима.Игорь Пушкарев поставил задачу увеличить число молодых педагогов в школах и садах города. Именно для этой цели в городе существует программа поддержки молодых учителей, которая включает как финансовое поощрение, так и различные конкурсы и семинары. Благодаря внедрению новых технологий и методов мастерство педагогов повышается, учителя творчески подходят к преподаванию. Соответственно, уроки для школьников становятся более интересными, увлекательными, что повышает успеваемость. В результате сегодня в образовательные учреждения Владивостока приходит все больше молодых специалистов – талантливых, увлеченных. Так, за последние 5 лет в школы и детские сады краевого центра Приморья пришли на работу почти три сотни молодых педагогов. К слову, молодым учителям – вчерашним студентам – нет необходимости снимать жилье. Впервые за долгое время во Владивостоке молодые специалисты обеспечиваются жильем – введено в строй общежитие на 50 мест. Здание на Нестерова, 5 долгие годы находилось в аренде. В прошлом году его вернули в собственность муниципалитета, капитально отремонтировали и подготовили двухместные комнаты с мебелью. Новоселом может стать любой педагог, стаж которого не превышает трех лет.Нескучная работаВопрос о том, не боится ли Екатерина Викторовна перегореть, учителю, работающему в школе всего третий год, задавать, наверное, рано. Хотя кто знает, когда начинается кризис в отношениях с работой.Но Екатерине Викторовне до этого момента ой как далеко. Сегодня у нее игра, завтра – фестивали.– А еще у меня есть класс – тоже не дает скучать, – рассказывает Екатерина Викторовна. – Классным руководителем, конечно, быть сложнее, нежели просто вести уроки. Здесь уже начинаются межличностные отношения, где я и педагог, и психолог, и воспитатель.

Автор: Анжелина ШИЛАН