Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Кумиры

Человек, который играл президентами

ВИКТОР Шендерович стал звездой российского масштаба в 1995 году – после того, как на канале НТВ появилась передача «Куклы». Карикатурные персонажи, очень похожие на президента России Ельцина, его белорусского коллегу Лукашенко и украинского Кучму, партийных лидеров, звезд кино и эстрады, разыгрывали сценки на сюжеты известных произведений.
Человек, который играл президентами
Автор легендарной передачи «Куклы» Виктор Шендерович отметил свое 55-летие Но было понятно, что речь идет о событиях наших дней – выборной кампании, политических конфузах и прочих серьезных вещах. И все это было настолько остро, что вся страна в заветный прайм­-тайм с ужасом и надеждой включала телевизор – потому что боялась, что передачу уже закрыли, но надеялась, что еще нет. А поскольку сценарии к «Куклам» писал Виктор Шендерович, их так и стали называть: «Куклы Шендеровича». Потом Шендеровича оттуда убрали – и из титров, и из сценаристов. А потом и сама программа почила в бозе – ну какие «Куклы» без Шендеровича? А сам он есть. Полон энергии и сил – и физических, и творческих. И недавно – в августе – отметил свое 55-летие. Правда, в очень узком кругу. Но потом, видимо, устыдился своей скромности и решил отметить еще раз, уже в широком кругу – в Центральном доме литератора. Ведь он же еще и писатель – автор замечательно едких и очень смешных миниатюр (которые исполняют известные мастера эстрады) и книг – «Цветы для профессора Плейшнера», «В деревне Гадюкино – дожди», «Семечки», «Изюм из булки» и других… И вот мы – в ЦДЛ, и Шендерович – с нами. «Билет на Виктора Шендеровича» – Родители родили меня очень экономично – 15 августа, когда никого нет в Москве и можно зажать день рождения, что я регулярно и делаю, – рассказывает юбиляр. – Сразу хочу ответить на вопрос, почему именно сегодня я устроил творческий вечер. – Сегодня день рождения моей мамы, Инны Евсеевны, которой уже два года нет на белом свете… Я решил, что это лучший день, чтобы устроить такой вечер... Это будет концерт по моим заявкам. Будет много хорошей музыки и рассказов, я почитаю что-­нибудь из юбиляра, то бишь из себя… Писательство свое я начал, разумеется, с поэзии. С чего еще начинать молодому дарованию? Переписывал своими словами то Пастернака, то Лермонтова и сам от этого был в восторге. Слава богу, те стихи не напечатаны! Как всегда иронично по отношению к самому себе Шендерович рассказал, как обстояло дело с прозой – как он обивал пороги редакций, пытаясь напечатать свои рассказы… – Я захотел напечатать свой армейский рассказ, который назывался «Крыса»…– рассказывает Виктор Анатольевич. – Отправил в журнал «Юность». Получил на «Крысу» рецензию, которую и считаю лучшей из возможных: «Очень хорошо, но вопрос о публикации не встает». По молодости лет я попытался получить объяснение обороту «не встает», и получил в ответ, что если встанет, то мне же будет хуже… Потом я показал рассказ подруге, Норе Киямовой… «Хочешь, я покажу это Ланиной?» – сказала мне Нора. А Ланина, если вы знаете, заправляла журналом «Иностранная литература»! Еще бы я не хотел… Через неделю Нора сказала мне, что Ланина хочет меня видеть… Я пришел к ней в кабинет и увидел сурового вида даму. Несколько секунд она внимательно разглядывала меня из¬за горы папок и рукописей. «Я прочла ваш рассказ, – сказала Ланина, – хороший. Вы хотите увидеть его напечатанным в нашем журнале?» – «Да, конечно!» – «Но… Это будет ваш перевод». – «Как перевод? – не понял я. – С какого?» – «С испанского. Переведем рассказ на испанский, а оттуда – обратно на русский. Примерно так: «Солдаты гондурасской хунты затравили опоссума». Очень прогрессивный рассказ получится. Ваш авторизованный перевод. Ну, – спросила она, – печатаем?» Я ответил, что никогда не бывал в Гондурасе и не знаю, кто такой опоссум. «Не все ли вам равно?» – поинтересовалась Ланина. А я ответил, что не все равно. Забрал рукопись и ушел. Такой был гордый… Двадцатипятилетний… В итоге этот рассказ опубликовали в журнале спустя 16 лет – в 1999 году, уже после смерти Татьяны Ланиной… Петя и Шекспир Не все знают, что Шендерович учился актерскому мастерству в Школе¬студии МХАТ под руководством Олега Табакова. И на творческом вечере он не мог обойти стороной свои студенческие годы: – Однажды мой товарищ по табаковской студии – назовем его Петей – пришел на экзамен по предмету «Зарубежный театр», – начал рассказ юбиляр. – А принимал экзамен профессор, один из крупнейших знатоков эпохи Возрождения – назовем его Алексей Вадимович Бартошевич. Тем более что так оно и было. И вытащил Петя билет, и достался Пете Шекспир. А Петя про Шекспира знал примерно столько же, сколько Шекспир про Петю. То есть они были… примерно на равных. В отличие от профессора Бартошевича, который про Шекспира знал чуть больше, чем Шекспир знал про себя сам. И вот они сидят друг против друга – Петя и профессор Бартошевич – и мучаются. Петя – потому что дело идет к двойке, а Бартошевич – потому что, если он эту двойку поставит, Петя придет к нему снова. А он его уже видеть не может! И оба понимают, что надо напрячься, чтобы эта их встреча стала последней. И Бартошевич говорит: «Петя, я сейчас задам вам вопрос на тройку». Постарайтесь ответить». И спрашивает самое простое – по своему разумению: «Как звали отца Гамлета?» Тут Петя напрягает все свои душевные силы и в каком-­то озарении отвечает: «Клавдий!» Алексей Вадимович Бартошевич вздрогнул, потом немного подумал, удивился и сказал: «Ну… возможно». И поставил Пете тройку... Райкин и повесившийся парикмахер Вспомнил юбиляр и еще одну забавную историю, которая приключилась с его другом Костей Райкиным в его молодые годы. – Юный Константин Райкин, будучи человеком и темпераментным, и литературно одаренным, вел донжуанский дневник. Записывал, так сказать, свои впечатления от начинающейся мужской жизни, – начал рассказ Шендерович. – Ну и по всем законам драматургии однажды Костя свой дневничок забыл в раскрытом виде на папином рабочем столе. И, вернувшись из института, обнаружил родителей, с интересом изучающих эту беллетристику. «Да­а, – протянул папа. – Интересно…». «Я в твои годы был скромнее», – сказал он, чуть погодя. «Ну, ты потом наверстал, – заметила мама, несколько испортив педагогический процесс. Но Аркадий Райкин вдруг сменил тему. «Знаешь, Котя, – сообщил он, – у нас в подъезде парикмахер повесился…». Котя не сразу уследил за поворотом сюжета. «Парикмахер?» – «Да, – печально подтвердил Аркадий Исаакович. – Повесился парикмахер. Оставил предсмертную записку. Знаешь, что написал?» Райкин­-старший взял великую педагогическую паузу и, дав ребенку время сконцентрировать внимание, закончил: «Всех не перебреешь!» Черные клоуны ждут своего часа Виктор Шендерович ясно дал понять, что 55 – это не возраст, когда меняют свои ориентиры. Он рассказал, что активно участвует в общественной и политической жизни страны, посещает митинги, пишет статьи, появляется на телевидении, является колумнистом газеты The New Times, в которой ясно и без прикрас выражает свое мнение о происходящем в стране и мире. И объявил о сборе средств на реализацию независимого проекта – телеспектакля «Петрушка» по своей одноименной пьесе, написанной несколько лет назад. – Инвесторы – это зрители. Мы выступаем без посредников, а портал Planeta.ru, поддержавший наш проект, выступил в той роли, в которой должно было выступить министерство культуры, – рассказал Виктор Шендерович. – Министерству культуры наверняка это не понравится, но что ж делать – нам важнее зрительский интерес. Это будет «черная клоунада» – в чем-­то абсурдная, в чем-­то современная и живая... В общем, юбиляр дал понять, что снова не прочь поиграть в куклы. Премьера его телеспектакля намечена на весну следующего года…

Автор : Катя МАКСИМОВИЧ (ИА «Столица»)

comments powered by Disqus
В этом номере:
Закаленные морским ветром
Закаленные морским ветром

Красочные клумбы радуют горожан с весны до поздней осени

Заслон для мигранта
Заслон для мигранта

Чье место за партой заняли маленькие иностранцы, выясняют законодатели

Детский хор из Владивостока обошел столичные коллективы
Детский хор из Владивостока обошел столичные коллективы

НА III ВСЕРОССИЙСКОМ конкурсе детских академических хоров и вокальных ансамблей «Поющее детство» вокальный коллектив «Алые паруса» из детской школы искусств № 1 им. С. Прокофьева удостоен высшей награды.

Нарисованный край

В ЦЕНТРЕ детского творчества открыта выставка рисунков «Твое мое Приморье», приуроченная к 75-летию края.

У почтальонов тоже выходной
У почтальонов тоже выходной

В СВЯЗИ с праздниками 3 и 4 ноября отделения почтовой связи будут работать по измененному расписанию.

Последние номера
газета
газета
газета
газета