Самый первый первый секретарь был из батраков

75 ЛЕТ тому назад на карте СССР появился Приморский край. Самое прямое отношение к его организации имел Николай Михайлович Пегов, первый по счету первый секретарь Приморского крайкома ВКП(б). Кто совсем не помнит истории, ВКП(б) – это Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков), позже ставшая КПСС (Коммунистической партией Советского Союза). Николай Михайлович пробыл в должности фактического руководителя огромной территории с 1938 по 1947 год – труднейший период в жизни края.

23 окт. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3429 от 23 окт. 2013
77981da1e318bbc7b8a20ed1ed9ebe5a.jpg В 33 года он стал начальником целого краяОтправил профсоюзы на производствоРодился он в Москве, был батраком и рабочим, после ускоренных курсов директоров руководил шелкоткацкой фабрикой. А в 1938 году, когда 33-летний Николай Пегов учился на последнем курсе Московской промышленной академии, его вдруг перевели на работу в аппарат ЦК ВКП(б). В июне того же года он был назначен на должность секретаря Дальневосточного крайкома партии. Почти сразу же, еще без семьи, Николай Михайлович выехал в Хабаровск, куда поезд пришел на десятые сутки (самолеты на такие расстояния еще не летали). Но уже в сентябре Пегову сообщили, что в связи с территориальной разбросанностью ЦК партии принял решение «разукрупнить» Дальневосточный край (ДВК), действительно большой по площади и потому слабоуправляемый. В своих воспоминаниях, изданных в 1987 году, Николай Михайлович писал: «Привлекли к этой работе старожилов, военных и, выработав, как теперь говорят, оптимальный вариант, доложили наши предложения в ЦК». Через несколько дней его вызвали на телеграф (телефонной связи с Москвой тогда тоже еще не было), где он прочитал на ленте: «Ваши предложения по разделению ДВК приняты. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября с. г. о разделении ДВК… образованы два края – Хабаровский с центром в г. Хабаровске и Приморский с центром в г. Владивостоке». Пегов был назначен секретарем Оргбюро ЦК ВКП(б) по Приморскому краю, и ему было предложено, не задерживаясь, выехать к месту новой работы. Прибыв во Владивосток, он тут же присмотрел под крайисполком Дворец профсоюзов (здание на углу 1-й Морской и Алеутской), предложив всем отраслевым комитетам разместиться «ближе к производству». Профсоюзы подчинились, но пожаловались в ВЦСПС. Председатель последнего Шверник направил в ЦК партии записку с просьбой оградить профсоюзные комитеты от «самоуправства» новых приморских властей. Записка обсуждалась на заседании Политбюро ЦК ВКП(б), где Иосиф Виссарионович Сталин заметил, что профсоюзы, видимо, не понимают сложностей, сопутствующих формированию нового края, и вместо помощи ставят палки в колеса. После такого замечания вопрос о здании быстро был решен. «Свое», партийное хозяйство Пегов разместил в здании Приморского обкома партии.…И помощь СталинаВо вновь образованном Приморском крае теперь оказалась Уссурийская область с центром в Уссурийске и Приморская с центром во Владивостоке. Николай Пегов предложил объединить их в одно административное образование. В Москве возникли сомнения: какой же это край, если он состоит из одной области? Тогда он сам область и есть. Опять доложили Сталину, и тот сказал: «Приморье – действительно край страны, пусть краем и называется». Вот так Приморье, вопреки существующему положению, стало и продолжает оставаться краем. Любопытно, что лично Сталин принял участие в решении еще одного местного вопроса: о дороге от Владивостока до Ольги. Кто ему доложил подробности – так и осталось тайной. По воспоминаниям Николая Михайловича, дело происходило следующим образом. В марте 1939 года, во время его пребывания в Москве на XVIII съезде ВКП(б), к Пегову подошел секретарь Сталина и попросил пройти с ним. Совершенно неожиданно для Николая Михайловича в комнате, куда его привели, оказался Сталин, который с ходу поинтересовался, как живут на Дальнем Востоке. Пегов начал рассказывать, но тут Сталин спросил: «Какие возможности имеются в крае для расширения посевных площадей под овощи и картофель?». Пегов назвал Ольгинский район, но заметил, что он отделен Сихотэ-Алинским хребтом, так что вывезти оттуда урожай можно только по морю. И тут Сталин проявил неожиданную осведомленность, спросив: «А почему вы не пользуетесь дорогой, которая идет ущельем в горах Сихотэ-Алиня?» Пегов, как ни странно, об этой дороге ничего не знал. А Сталин продолжил: «Дорога эта похуже шоссейной, но лучше проселочной. В ущелье течет много речушек... Мостики на них годами не ремонтировались и, скорее всего, разбиты, размыты, отремонтируйте их и возите на здоровье урожай Ольгинского района». Пегову пришлось пообещать сделать это. 6 октября 1939 года из Владивостока в Ольгу отправился автопробег из шести автомашин «ГАЗ-АА» (полуторок). Срок пробега был определен в 12 дней (туда и обратно); фактически было затрачено 13 дней из-за разлива рек и заболоченной местности. Позже дорогу ввели в число постоянно действующих. Не только здания и дорогиВ 1940 году Пегов, продолжая оставаться первым секретарем Приморского крайкома ВКП(б), стал еще и первым секретарем Владивостокского горкома партии. Именно при нем был разработан и утвержден первый генеральный план развития Владивостока – очень интересный по архитектурному решению. Понятно, что его воплощению помешала Великая Отечественная война. Имел непосредственное отношение Николай Михайлович и к возникновению порта Находка. В то время ни одного оборудованного порта, кроме до предела загруженного Владивостока, в Приморье не было. В краевом центре располагались торговый и рыбный порты, судостроительные и судоремонтные заводы, базировался и Краснознаменный Тихоокеанский флот. Большой потенциальной опасностью для Владивостока была перегрузка здесь на суда огромного количества взрывчатки для Дальстроя – ее доставляли по железной дороге. Поэтому весьма важной была задача строительства нового порта – например, в бухте Находка. Для решения этого вопроса во Владивосток в апреле 1939 года прибыл член Политбюро ЦК партии Жданов. Он посетил Дальзавод, побывал на кораблях КТОФ, на границе. В Находку Пегов, командующий флотом Кузнецов и Жданов пошли на эсминце «Войков». Бухта произвела на московского гостя хорошее впечатление, и вскоре там началось сооружение порта. К сожалению, летом 1946 года в Находке взорвался пароход «Дальстрой» с 10 тысячами тонн взрывчатки. Упоминая об этом, Николай Михайлович указывает, что во Владивостоке последствия такого ЧП были бы намного катастрофичнее.Готовились к партизанской войнеТрудно даже перечислить все те дела, которые пришлось решать в новом крае в предвоенный период. Сельское хозяйство, угольная и судоремонтная промышленность, переселенческие вопросы – все требовало заботы и внимания. Не стоит забывать тревожную обстановку на границе, особенно обострившуюся в предвоенный период. После начала Великой Отечественной войны Приморье не только работало на фронт всеми своими трудовыми резервами, но и готовилось к вполне возможной войне с Японией. В связи с этим Пегов вспоминал, как в октябре 1941 года его, командующего КТОФ адмирала Юмашева и командующего Дальневосточной армией генерала Апанасенко вызвали в Москву. Там они встретились со Сталиным, который поинтересовался у Юмашева, что тот собирается делать, если японцы вступят в войну. Адмирал ответил: «Будем драться до конца». Реакция Сталина была неожиданной: «Ну и глупо. С сильным японским флотом вам ввязываться в драку не следует. Вам надо уходить на север, спасать флот, а японцев громить на подступах береговой крепостной артиллерией. И к партизанской войне, товарищ Пегов, надо быть готовым». К тому времени при участии Пегова были утверждены составы подпольных райкомов Приморья, заканчивалось оборудование партизанских баз в тайге. Кроме производства боеприпасов и вооружения, помимо взносов в фонд обороны за время войны были построены бронепоезд «Приморский комсомолец» и танковая колонна под таким же названием, эскадрилья бомбардировщиков «Советское Приморье», танковые колонны «Рыбник Приморья» и «Юный пионер».Жизнь прожита не зряПонятно, что и разгром Японии не обошелся без деятельного участия в военных делах первого секретаря. В связи с этим Николай Михайлович вспоминал такой эпизод. То, что Приморье служило в период военных действий против Японии плацдармом Первого Дальневосточного фронта, имело свои последствия для хозяйства края: огромное количество военной техники прошло по дорогам и мостам, во многих местах разворотив их. Тогда Пегов обратился к члену Военного совета фронта Штыкову с просьбой помочь в ремонте мостов и дорог, пока военные находятся в крае, но последний отказал ему. Ирония судьбы в том, что через несколько лет Штыков тоже стал первым секретарем Приморского крайкома партии и, встречаясь с работавшим в аппарате ЦК Пеговым, сожалел о своем отказе. Почти 10 лет Николай Пегов возглавлял Приморский край и Владивосток. После этого он занимал посты заведующего отделом ЦК ВКП(б), секретаря ЦК КПСС, секретаря Президиума Верховного Совета СССР, посла СССР в Иране, Индии и Алжире, замминистра иностранных дел СССР, заведующего отделом заграничных кадров ЦК КПСС. Наград у Николая Михайловича немало: четыре ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Отечественной войны 1-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов. В 1982 году он вышел на пенсию; умер в 1991 году, похоронен в Москве. В 2008 году, когда праздновалось 70-летие Приморского края, на здании музея ТОФ по Светланской, 66, где жил Николай Пегов, была открыта мемориальная доска в честь человека, так много сделавшего для Приморья.

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ