И как мы раньше без Эдика жили?..

ПОДПОРНЫЕ стены со сценами из жизни старого Владивостока или же расписанные в слегка провокационной молодежной манере, новые памятники и арт-объекты – Владивосток за последние несколько лет не просто изменился, он обрел индивидуальность. И отрицать сей факт нелепо. Но куда – и, главное, как – дальше должно развиваться городское искусство, какой должна быть уже изменившаяся городская среда? Об этом говорили в галерее современного искусства «Арка» за круглым столом, посвященным дизайну городской среды, художники, скульпторы, жители города, чиновники.

16 окт. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3425 от 16 окт. 2013
ad27a17c7c6473c6dda75d56049c4baf.jpg Каким будет облик городских улиц – вопрос, волнующий и общественность, и профессионаловНачав разговор, Павел Шугуров, начальник отдела дизайна городской среды администрации Владивостока, показал собравшимся, сколько новых объектов городского искусства появилось во Владивостоке только за 2013 год (как известно, с 2012 года в краевом центре работает муниципальная программа по улучшению художественного облика его улиц и площадей, рассчитанная до 2016 года). Собственно говоря, все их видят каждый день: росписи стен подземных переходов на проспекте 100 лет Владивостоку и в районе «Молодежной». Кстати, одна из них сделана по эскизам известного художника Владимира Погребняка, это была попытка привлечь к работе художников старшего поколения, привыкших к другим условиям существования живописцев. И попытка оказалась очень удачной. А также росписи на Партизанском проспекте, морячок, которого народ назвал Эдиком, на Океанском проспекте, первая легальная стена для уличных граффити на Окатовой, сквер Анны Щетининой с бюстом знаменитой женщины­-капитана и многое другое. Что показательно, такая активность власти вызвала отклик и у общественности – горожане тоже стали выставлять в городе арт­-объекты на свои деньги: к примеру, бронзовых тигрят на Спортивной Гавани, солнечные часы там же, памятник Высоцкому в Театральном сквере.Начинали со стен – пришли к скульптурам– Мы движемся шаг за шагом, последовательно, я бы сказал, – говорил Павел Шугуров. – И может быть, пока не можем похвастать масштабными произведениями искусства, которые нужно было бы сохранить на века, но мы восстанавливаем городскую среду и искусство в ней после 20-летнего провала. У нас была прервана связь поколений между монументальным советским искусством с его памятниками, его идеологией и чем-­то новым, совершенно другим, рожденным уже в пространстве постсоветском. Первыми нашими шагами в создании городского искусства нового времени стали временные росписи – мы, как известно, начали с подпорных стен, это было время поисков своего стиля. Молодые художники делали росписи на несколько сезонов – набирались опыта, понимали, что такое – работа в городской среде и как это нужно делать. Сегодня эти команды, которые три года назад начинали свою деятельность, уже выросли и перешли на работы другого масштаба и даже из других материалов. К примеру, мозаика «Цветок жизни» на Светланской, 83, облицовка фонтана на Спортивной Гавани, которую выполняет Лео Зеленов.Те люди, которые делали первые шаги работами на стенах, занялись и деревообработкой, как, например, «Конкретик Джангл», в результате чего появилась «Безмолвная регата» на Всеволода Сибирцева. Мы учимся находить общий язык с общественными организациями, которые также хотят разнообразить городскую среду, работать с кузнечными мастерскими. Мы идем шаг за шагом и стараемся изучать опыт тех, кто в области формирования городской среды ушел далеко вперед: в частности, с художниками и специалистами из США. Наш девиз на перспективу – максимальное раскрытие творческого потенциала. Должен сказать, что во многих городах России, где я побывал, все еще доминируют остатки советской идеологии и интересных, неожиданных арт-­объектов появляется мало, в отличие, к примеру, от Владивостока, где городская власть и мэр города не боятся экспериментов, не боятся развиваться, и потому у нас есть такие интересные росписи. Между прочим, мы заметили, что горожане уже стали относиться к ним как к чему-то само собой разумеющемуся, привычному элементу улиц. А вот скульптурные и другие арт­-объекты вызывают живое обсуждение.Художник должен мыслить живо, провокативно, современно, должен будоражить публику, поэтому мы и не можем остановиться, нужно идти дальше. И уверен, что в городе будут и дальше создаваться условия для творческого развития. С другой стороны, и зона ответственности у художников стала неизмеримо больше! Они работают с городской средой для множества людей, а не просто у себя в мастерской со своим заказчиком. Тут нужно, не прогибаясь перед публикой, сохранить свое внутреннее «я» и в то же время вынести плоды своего труда на обсуждение. На следующем этапе – мы надеемся и работаем над этим – во Владивостоке появятся такие объекты городского искусства, которые будут органично связаны именно с нашим городом, которые нельзя «взять и перенести», к примеру, в Омск. Они будут работать именно во Владивостоке – как трубач, который вне площади Борцов за власть Советов просто не имеет смысла.Конечно, мы сохраним и немонументальные объекты, сегодня над росписями стен уже начинают работать новые молодые ребята. Это наша стратегия – одно поколение три года назад бегало с баллончиками в руках, а теперь занимается серьезными проектами. Теперь очередь молодых и дерзких показать себя на росписях стен и получить грандиозный опыт работы для города, освоить технологии.Соцреализм росписей не принимаетСлова Павла Шугурова и сама тема, предложенная для круглого стола, вызвали бурное обсуждение. Высказывались все: и горожане, многие из которых ведут дневники в Интернете, и скульпторы старой закалки, и художники.Горожане в лице представителей инет¬сообщества считают, что лучше всего создавать небольшие сюжетные формы и арт­-объекты, размещать их в разных районах города, а не только в центре, чтобы это искусство пришло и в «спальники», на окраины.Алексей Онуфриенко, знаменитый скульптор­-монументалист, чьи работы (подпорные стены в районе «Фабрики «Заря» и «Магнитогорской») радуют владивостокцев уже много лет, честно признал: современные идеи ему, человеку, получившему классическое «соцреализмовое» воспитание и образование, по душе.– Нас всегда учили, – говорил Онуфриенко, – что стена подпорная – это стена, она не может выглядеть легкомысленно, она должна создавать впечатление созданной на века. Поэтому внутренне я не могу принять росписи подпорных стен – мне это кажется несерьезным, что ли. Но вот работы, к которым молодые художники приступили недавно – мозаика, работы с деревом, мне нравятся, это уже ближе моему пониманию монументальности. В этом ключе, как мне кажется, и нужно продолжать работу: переходить на более долговечный материал, который вызывает у зрителей более серьезное отношение.Не совсем был согласен с этой точкой зрения Владимир «Лео» Зеленов, считающий, что в городе найдется место всему: и монументализму, и «несерьезности» в лице росписей. Ведь Владивосток – город молодой и в то же время уважающий седины своих основателей, поэтому и арт­объекты ему нужны разные. Всего должно быть достаточно.Интересную идею высказал Виктор Королев, автор конструкции северной трибуны стадиона «Динамо». Он считает, что Владивосток стал выглядеть слишком космополитично и ему очень не хватает арт-­объектов местного колорита. К примеру, сооружений, отсылающих зрителя к краснокнижным животным Приморья – изюбру например. И что у него есть несколько проектов, которые могли бы быть воплощены в краевом центре и добавить ему «приморскости».Кстати, именно к сотрудничеству постоянно призывают старшее поколение художников, скульпторов, дизайнеров молодые люди, меняющие – и уже изменившие – городскую среду. Нельзя сидеть в мастерской, любоваться своими проектами и ждать, что тебя возьмут под руки и понесут воплощать твои работы в жизнь. Нужно учиться работать в современных условиях: выигрывать конкурсы, обосновывать свои идеи. Во всем этом готовы даже помогать – и примеры прекрасного сотрудничества уже появляются.Не для баловстваС интересом слушали дискуссию гости из США. Кендал Хенри, в частности, рассказал собравшимся об имеющемся огромном опыте переустройства посредством искусства не только городской среды, но и, если так можно сказать, умов горожан. Кстати, Кендал создает проекты по городскому дизайну уже более 25 лет.– Когда я работал на управление транспорта Нью-Йорка, это было в 80-х годах, – вспоминал Кендал Хенри, – нас попросили заняться приведением в порядок метро. Тогда оно выглядело примерно так (тут гость из Штатов показал фото вагонов, расписанных от пола до потолка мерзкими надписями, грязных, заплеванных станций, полицейских с собаками, которые непрерывно патрулировали подземку – в то время это было одним из самых криминогенных мест Нью-Йорка). – Горожане, которых мы опрашивали, просили сделать три вещи: вычистить метро, сделать его хорошо освещенным и чтобы там были элементы искусства. Когда мы выбивали федеральные деньги на этот проект, нам сначала выделили только на первые два пункта. Какие, мол, еще «элементы искусства», что за баловство. Метро почистили, поставили свет, но оно по-прежнему не вызывало положительных эмоций у горожан, они даже не видели, что многое изменилось. И только когда мы добавили – всего на паре станций сначала – росписи, скульптуры и так далее, к метро изменилось само отношение, сама аура метро стала другой. Сегодня около 300 станций подземки Нью-Йорка выглядят совершенно по-другому. Во Владивостоке Кендал Хенри был в 2011 году. Тогда, по его словам, он видел город с большим потенциалом, но все же похожий на огромную стройку. – Сегодня, – сказал Кендал, – я поражен тем, как выглядит Владивосток. Я увидел в нем интернациональность, увидел объекты искусства, которые интересны и значимы для разных людей: пожилых и молодых, к примеру. И мне кажется, что это очень правильное направление развития.Второй гость из США, Блэнд Хок, озабочен не только изменением городской среды, но и вопросами экологии. Свои арт-­объекты он делает из отходов цивилизации – рекламных баннеров, к примеру. Он также обеспокоен проблемой удобства жизни в мегаполисе, поэтому, например, по его идее строительная компания в одном из городов США, ведущая ремонт здания и одевшая оное в строительные леса, приварила к этим самым лесам… сиденья для прохожих. И удобно, и практично. Вместе с Кендалом Хенри Блэнд реализовал во Владивостоке свой проект: из старых рекламных баннеров сделал гамаки, которые разместили в сквере Городов-побратимов.Останавливаться не намереныКстати говоря, проект Блэнда Хока стал одним из тех, что поставят точку в сезоне 2013 года. Но до конца осени во Владивостоке появится еще несколько интереснейших арт-­объектов. Будет закончена облицовка фонтана на Спортивной Гавани – там появится керамическая мозаика «Кристаллы океана». Интереснейшая роспись будет сделана на домах, выходящих на старое троллейбусное кольцо в районе улицы Адмирала Фокина (сегодня это кусочек улицы между «Кловер­хаусом» и магазином «Ив Роше»). Тема росписи, придуманная Георгием Косенко, – «Утраченные здания Владивостока». А цифровое рекламное табло, установленное на одном из зданий, будет демонтировано – на его месте, сменяя друг друга, будут появляться плакаты социальной тематики. Рядом с печально знаменитым «строительством на костях» на Овчинникова, 18 – 20 установят скульптурную композицию «Свеча» из гранита. И в парке Победы у Дома молодежи на фронтоне появится большая звезда – изображение ордена Победы. Его история необычна и в чем-­то типична. Когда-то орден был отлит на одном из предприятий Владивостока. Из титана. Но времена изменились, орден много лет пылился забытый на территории завода. Пилить или переплавлять такое изображение как минимум неэтично. Поэтому глава города принял решение установить его в парке Победы. Кстати, на баланс города в будущем году будут приняты все работы Алексея Онуфриенко, разбросанные по Владивостоку. Их также приведут в порядок.Городская среда и городское искусство, арт­-объекты – понятия, которые еще пять лет назад для владивостокцев были такими же абстрактными, как «мост на Русский». Обсуждение этой темы является важной частью настоящего и будущего нашего города. Владивосток уже сегодня и «космополитичен», и необычен, и фотогеничен, и дает возможность разным людям найти в нем любимые сердцу уголки.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ