Мелочь подвинет торговые сети

ДЕПУТАТЫ Госдумы озаботились судьбой малого бизнеса торгового профиля. Не без «злого» умысла, конечно. Законодатели придумали способ, как увеличить количество магазинов шаговой доступности, создать конкуренцию. И вынудить малый торговый бизнес снизить цены, сообщает rg.ru. По расчетам экспертов, они могут упасть на 5 процентов.

16 окт. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3425 от 16 окт. 2013
bef1b6eacff9e6105605470291bc4a13.jpg Законопроект уже внесен в Госдуму. Торговые сети «пожирают» маленькие магазины: только за последние несколько лет доля мелких торговых предприятий сократилась на треть, свидетельствуют эксперты. Например, в Санкт-Петербурге торговые сети захватили уже 80 процентов товарооборота.Чтобы вернуть россиянам магазины «в соседнем доме», депутаты решили облегчить жизнь владельцам таких торговых точек. В законопроекте, внесенном в Госдуму, они предложили изменить понятие «торговая сеть». Сейчас так можно называть больше двух магазинов под общим названием. Авторы документа предлагают считать торговой сетью «совокупность десяти и более торговых объектов общей площадью не менее 50 квадратных метров каждый». Что это даcт?«Действующим законом о торговле установлен широкий перечень запретов, адресованных торговым сетям, а также их поставщикам, – пояснил автор документа депутат Госдумы Балаш Балашов. – Речь идет, к примеру, о запрете дискриминации поставщиков и навязывании невыгодных условий поставки, запрете всех дополнительных выплат поставщиками торговым сетям – так называемых бонусов – и ряде других». Когда на мелкие точки такие запреты распространяться не будут, у них появится больше свободы выбора и действий. Впрочем, это не единственная преференция. В первую очередь законопроект направлен на активизацию предпринимательской активности в мелкой торговле. «Чем меньше у предпринимателя административных барьеров, тем легче ему выстроить свой бизнес, – говорит Балашов. – Рост количества небольших магазинов неизбежно повлечет за собой конкуренцию между ними и, как следствие, улучшение качества продукции и сбалансированную политику ценообразования».По мнению экспертов рынка, розничные цены снизятся максимум на 5 процентов. Негусто, конечно. Но если учесть, что это товары повседневного спроса, то за месяц или год семейный бюджет это почувствовать должен. Мировой опыт показывает, что так называемые соседские магазины выживают только там, где государство ограничивает крупных ретейлеров. Например, в Австрии, где супермаркеты обязаны закрываться в 19.00 – в самый час пик, а в воскресенье и вовсе не могут работать. Или в США, где торговля крепким алкоголем в супермаркетах запрещена. В той же Германии, где подобные ограничения сняты, только за последние несколько лет количество магазинов шаговой доступности сократилось на 40 процентов. В России же, если брать общую статистику, количество сетевых супермаркетов давно перевалило за 60 процентов, а в крупных городах маленькие магазины и вовсе можно пересчитать по пальцам. В некоторых районах негде купить элементарный хлеб, молоко, пиво и алкоголь. За этими товарами приходится ехать в супермаркеты, что совсем неудобно «безлошадным» россиянам.

Автор: Отдел новостей «В»