Тот самый Марк Захаров

«МНЕ нравится выглядеть несерьезным человеком, хотя на вид я достаточно угрюмая личность», – говорит о себе режиссер Марк Захаров. И действительно, он везде и всегда, в любой обстановке выглядит сосредоточенным и даже хмурым. Но близкие люди знают, что более ироничного и открытого человека не найти!

9 окт. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3421 от 9 окт. 2013
d0134b5154b2ee5ef011bbe11e3bcd0d.jpg Прославленный режиссер отмечает 80-летие и 40-летие творческой деятельностиВот уже 40 лет он служит в театре Ленком, который в народе именуют «театром Захарова». А еще он автор юмористических рассказов в стиле Аверченко, преподаватель РАТИ-ГИТИСа, бывший депутат, коммунист и актер, хотя последнюю «слабость» он себе позволяет все реже и реже…Театралы знают все его постановки, ставшие классикой жанра: «Юнона и Авось», спектакль, который уже более 30 лет идет на сцене театра Ленком, музыкальный спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», в котором блистали Александр Абдулов и Николай Караченцов, «Поминальная молитва» с Евгением Леоновым, Татьяной Пельтцер и Александром Абдуловым…А телезрители любят Захарова за фильмы «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона», смотреть которые можно бесконечно… «Подумать о другой профессии»Марк Анатольевич Захаров родился в октябре 1933 года. Его отец выступал в рядах Добровольческой армии, участвовал в героическом походе, был ранен. Мать Захарова – настоящая «жена декабриста» – несостоявшаяся актриса, отправившаяся за мужем, сосланным по «политической» статье на поселение.В школе Марк Захаров учился средне, особо не перетруждаясь. Но окончил ее без троек – уже в десятом классе взялся за ум и стал хорошистом. После школы, как и у всех, встал вопрос: куда пойти учиться? – Папа с детства очень интересовался театром и занимался в драмкружке, поэтому решил стать актером, – рассказывает Александра Захарова, дочь Марка Анатольевича. – Но бабушка была против актерства и посоветовала ему идти учиться на инженера. Не смея перечить ее воле, папа подал документы в Московский инженерно-­строительный институт им. Куйбышева. Но на престижный факультет не попал, и ему предложили поступать на менее востребованный – водоснабжения и канализации. Но, к счастью, бабушка поняла, что это не самый завидный вариант, и разрешила поступать ему на актерский факультет. На предварительной консультации в Школе-студии МХАТ Захаров читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. Но педагог, набиравший актеров на курс, не впечатлился и посоветовал юноше подумать о другой профессии.Но Захаров не сдался. – Бабушка сама подготовила папу к экзаменам в театральный вуз, и в 1951 году он оказался в ГИТИСе на актерском факультете под руководством Раевского, Лесли и Конского, – рассказывает Александра Захарова.Театральную карьеру будущий прославленный режиссер начинал в массовках. Например, в спектакле «Дорога свободы» Николая Охлопкова он сыграл…подневольного негра.Превратности судьбыПосле окончания ГИТИСа Захаров получил немало предложений…Одно из них – от объединения «Цирк на сцене». Марк Анатольевич хорошо владел искусством сценического боя на шпагах…Но от цирка Захаров отказался.И по распределению отправился в Пермский областной драмтеатр, где работал три года. Играл разные комические роли, забавных людей – его внешность к этому располагала…– Я никогда не мечтал о режиссерской профессии, но чувствовал генетическую и психологическую предрасположенность к ней, – признается Захаров. – В итоге по приглашению Плучека оказался в Театре сатиры. Валентин Николаевич поверил в меня, сказал: «Будешь режиссурой заниматься»…Выходит, что именно он благословил меня в начале режиссерского пути. На тот момент Марк Анатольевич был уже семейным человеком. И именно жена – актриса Нина Лапшинова – уговорила его вернуться в Москву из Перми. Его дебют на профессиональной сцене состоялся в 1967 году – в Театре сатиры Захаров поставил спектакль «Доходное место», который после 40 представлений запретили за «идеологическую порочность» и сняли из текущего репертуара. Но в том сезоне спектакль произвел фурор. Сорок лет вместеВ театр Ленком Марк Захаров пришел в 1973 году. Тот Ленком отличался от нынешнего звездного театра – залы были полупусты, и лишним билетиком у входа никто не интересовался. С приходом Марка Захарова ситуация изменилась. – Папа попал сюда в тяжелый для театра период – зритель в него не шел, – рассказывает дочь режиссера. – Он начал возрождать театр, но при этом не уволил ни одного артиста – он никого не трогал, не выяснял ни с кем отношений... Он пришел и просто начал ставить спектакли. Первый, «Автоград-­XXI» 1973 года, может, был полууспехом. А потом был грандиозный «Тиль» с Николаем Караченцовым и Инной Чуриковой, затем музыкальный спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», потом – рок- ­опера «Юнона и Авось»… Актеры если и уходили из театра, то только добровольно! После окончания института я тоже пришла в Ленком, хотя меня приглашали на работу три театра… И я десять лет бегала в массовке – Марк Анатольевич никогда меня не жалел. И я счастлива, потому что это была хорошая школа у замечательного учителя!У режиссера Захарова удивительная особенность – собирать вокруг себя самых талантливых и многогранных людей. Он воспитал целую плеяду ленкомовских звезд, но, по собственному признанию, никогда не делал ставку на громкие имена. Творческая среда важнее одного имени. – Театр Ленком – это театр поэтического, отчасти фантасмагорического мировосприятия, – говорит Захаров. – Думаю, именно это и ценит наш зритель. И, ставя очередной спектакль, снимая новый фильм, я стараюсь уйти как можно дальше от своей предыдущей работы…«Юнона и Авось»Когда в 1981 году Захаров поставил знаменитую рок-­оперу «Юнона и Авось», это стало культурной сенсацией. Вместе с поэтом Андреем Вознесенским, композитором Алексеем Рыбниковым и балетмейстером Владимиром Васильевым Захаров создал пронзительный спектакль о любви русского путешественника графа Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Консепсии де Аргуэльо – Кончиты. Рязанова сыграл Николай Караченцов, Кончиту – Елена Шанина. Рок-опера «Юнона и Авось» вышла в свет легко, а первые гастроли за рубеж состоялись по протекции самого Пьера Кардена, знаменитого французского модельера.Легендарный спектакль и сегодня идет на сцене театра Ленком – каждый раз с неизменным аншлагом, а ария «Я тебя никогда не забуду!» стала культовым гимном вечной любви.Любимые и родныеМарк Захаров – преданный своему делу и родным людям человек. С женой Ниной Тихоновной он счастливо живет больше 50 лет. Служит Ленкому 40 лет. Он знает о радостях и горестях каждого своего актера. Звезда Ленкома Николай Караченцов, попав в аварию и потеряв возможность выходить на сцену, по-прежнему состоит в труппе театра, он желанный гость на сборе труппы и премьерах. Семилетняя дочь умершего в расцвете жизненных и творческих сил Александра Абдулова, прелестная Женечка, зачислена в труппу Ленкома… Захаров не может разлюбить. Он может только любить – преданно и всю жизнь. – Очень многое в профессии зависит от возлюбленного и возлюбленной, – признается Захаров. – Мне в этом смысле, видимо, очень повезло…

Автор: Катя МАКСИМОВИЧ (ИА «Столица»)