Японцы нашли во Владивостоке очаг культуры. Своей

ВОПРОС, чем занимаются звезды, которые приезжают во Владивосток на кинофестиваль, всегда занимал умы публики. Скажем честно, все звезды разные. Кого-то и впрямь ничего, кроме набора «водка-яхта-гребешок», не интересует, кто-то же действительно рад возможности попасть наш город.

26 сент. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3414 от 26 сент. 2013
9983d717e893d84754cd0807770081bf.jpg В один из дней проходившего в нашем городе кинофестиваля «Меридианы Тихого» Комаки Курихара, член жюри фестиваля, известная японская актриса, отправилась в детскую школу искусств № 3 и в Пушкинский театр. Зачем? – Все потому, – говорит Нелли Мизь, краевед и почетный гражданин Владивостока, сопровождавшая Курихара-­сан во время этих поездок, – что эта удивительная женщина ведет не просто активную творческую, но и общественную жизнь, ей все интересно. Ее пригласили в гости к детям, и Курихара-­сан решила, что это действительно важно: пообщаться с подрастающим поколением творческих владивостокцев. Она отвечала на вопросы детей и родителей в школе искусств, даже стала на пуанты – ведь она классическая балерина. Думаю, это время общения с прекрасной японской актрисой ребята запомнят навсегда.Но не только в школе искусств – и это несмотря на огромную занятость в жюри, ведь каждый день приходилось по пять-семь часов смотреть кино – побывала Курихара-­сан.– Несколько лет назад, – рассказывает Нелли Мизь, – мне удалось с оказией передать в дар Комаки Курихаре книгу «Япония и российское Приморье: путь взаимопонимания». Госпожа Курихара, оказывается, внимательно прочла ее. И именно оттуда узнала, что 98 лет назад в нашем городе выступала великая японская актриса Сумако Мацуи.Еще до революции 1917 года, до установления в 1922 году власти советов на Дальнем Востоке Собрание приказчиков – ныне Пушкинский театр – было очагом культуры во Владивостоке. Здесь проходили спектакли и концерты, была библиотека, велась активная культурно­-просветительская работа. В 1915 году именно в зале этого театра давал представления знаменитый театр «Гэйдзюцудза», в котором играла Сумако Мацуи. Она – в перерыве между двумя короткими пьесами – спела песню Катюши Масловой. Сумако Мацуи играла эту толстовскую героиню на сцене театра, которому служила, и в Японии того времени считалось, что никто не смог более точно проникнуть в особенности русской души. Песню Катюши Масловой специально для Сумако Мацуи написал основатель театра «Гэйдзюцудза» Симамура Хогэцу, муж актрисы. В Японии Сумако Мацуи – это звезда на все времена, и места, где она выступала, священны для японских актеров. Поэтому, зная, что Сумако Мацуи пела в Пушкинском театре, Комаки Курихара, согласившись принять участие в жюри кинофестиваля, попросила отвезти ее в это место (сопровождающая Курихара-­сан девушка из администрации края с широко раскрытыми глазами спросила: «Пушкинский театр? А где это?»).– Еще на встрече в школе искусств №3, – говорит Нелли Мизь, – Курихара-­сан и ее переводчица очень просили меня провести им экскурсию по Пушкинскому театру. Хорошо, что руководство театра пошло нам навстречу – ведь госпожа Курихара могла приехать туда только вечером, когда завершается работа жюри. Хочу сказать, что Курихара-­сан не просто «посетила» театр. Она проявила ко всему живой интерес. В первую очередь спросила, так ли выглядело здание в 1915 году, и я ответила, что в то время у здания была пристройка, и подарила ей фото, на котором запечатлен Пушкинский театр той поры. Затем Курихара­-сан прошла в зал, где ей было интересно буквально все: как в то время были отделаны стены, какие были занавеси, что сохранилось с тех времен, а что – нет. Она прошла за кулисы и на сцену, посидела в зрительном зале и сказала, что смогла почувствовать потрясающую энергетику этого места. Но очень удивилась, узнав, что в Пушкинском театре сегодня спектакли и театральные постановки практически не идут. Как раз в это время в Пушкинском театре репетировал хор под руководством Людмилы Потопяк. И Комаки Курихара с удовольствием послушала пение студентов и даже подпевала, спокойно раздавала автографы, фотографировалась с теми, кто об этом просил. И по просьбам присутствующих спела небольшой фрагмент той самой песни Катюши Масловой, которую когда-­то пела здесь же Сумако Мацуи. Оказалось, что у Курихара-­сан глубокое, очень красивое контральто. – Уже после того как мы покинули Пушкинский театр, – говорит Нелли Мизь, – Комаки Курихара призналась, что не просто счастлива, она вдохновлена и окрылена тем, что увидела и узнала. Оказывается, сейчас она готовится сыграть Сумако Мацуи в пьесе о жизни и творчестве этой великой актрисы. Она сказала, что посещение Пушкинского театра дало ей возможность еще глубже прочувствовать время, в котором жила и творила Мацуи-сан, и что Владивосток навсегда останется в ее сердце не только как город, где ее помнят и любят, но и как место, где чтут историю.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ