Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Семья

Шкодливый – значит счастливый

ОХ УЖ ЭТИ дети-непоседы! Нет с ними сладу. Только что сидел на ковре, тихонько играл в кубики, как вдруг через мгновение любимые французские духи текут по полу, недавно наклеенные обои – шелковые, безумно дорогие – изрисованы перманентным маркером или, еще хуже, случайно найденная отвертка моментально втыкается в розетку. Что делать? Уговаривать? Лупить?
Шкодливый – значит счастливый
Бежать, хватать, трогать. Как не переборщить с мерами воздействия на маленького непоседу Обычно в арсенале родителей имеются оба варианта воздействия. Но как поступить правильно, чтобы и ребенка не изувечить, и в то же время своего добиться? И надо ли – добиваться? Об этом и многом другом мы говорили с Натальей Кравцовой, доктором психологических наук, действительным членом психотерапевтической лиги России, завкафедрой клинической психологии ТГМУ. – Наталья Александровна, с точки зрения психолога, что значит шкодливый ребенок? – Прежде всего это малыш, дошкольник. Он непослушный, вездесущий, импульсивный, произвольность его поведения еще в начале формирования. Например, появляется в поле зрения ребенка что-­то интересное, привлекающее внимание – и он полностью посвящает себя этому постороннему импульсу! При этом он сразу же забывает об инструкции, которую ему дает взрослый. Подчинение правилу – элемент произвольного поведения, а для того чтобы оно сформировалось, необходимо произвольное внимание. Непослушные более здоровы психически – Насколько индивидуален процесс формирования этих качеств? – Дети разные. Некоторые стараются быть принятыми в окружающую среду, быть социально адаптированными. Например, воспитатель говорит: положите игрушки, идем обедать. Послушные тут же идут мыть руки, но многие продолжают игру, и как раз они более здоровы психически, потому что игра для дошкольника – ведущий вид деятельности. В процессе игры у ребенка формируются и произвольное внимание, когда ребенок, осваивая новую роль, учится концентрировать внимание на выполнении ее функций, и произвольное поведение, столь необходимое ему для общения. Зачастую непослушание ребенка – это его желание завершить ролевой процесс, игру. Некоторые родители ошибочно считают, что игра – маловажное занятие. Между тем маленький человек все познает впервые, каждую минуту открывая для себя мир. Все, что он видит, он пытается пощупать, произвести какое­-либо действие – это тоже особенность возраста. Взрослые имеют опыт визуального восприятия, нам достаточно определить глазами не только цвет, форму и материал предмета, но и его объем и функциональные характеристики. Ребенку же обязательно нужно взять предмет в руки, потрогать, совершить манипуляции с ним, и для него в этот момент ничего другого в мире не существует. У малышей ясельного, садовского возраста очень большой интерес к сверстникам, их действиям и играм. Поэтому прекратить игру нескольких непосед еще сложнее психологически. Спок, будь спок! – Как же взрослым вести себя со шкодливыми детьми? – Надо учиться понимать состояние ребенка и давать распоряжение, заранее предвидя, сможет ли он это выполнить. Умный родитель скажет: «Ты доигрывай, и мы будем готовиться к ужину». Резко прерывать занятие дошкольника нельзя! Нормальный ребенок не сможет разом прекратить игру. «Упрямство» появляется в три года, в так называемый кризис трех лет, когда малыш пытается настоять на том, чтобы с ним считались. Но мы, гуманные, заявляем: «Мама знает лучше! Надо делать так!». И ломаем его волю. Между тем необходимо прислушаться к ребенку, к его желаниям и стремлениям. Это касается всего – еды, одежды и много другого. Например, у меня две внучки, совершенно разные. И то, что любит есть одна, не нравится другой. Но если мы будем по расписанию давать то, что положено, мы, скорее всего, вызовем у ребенка снижение аппетита или, еще хуже, отвращение к пище. – Неужели так важно, чтобы малыш ел именно то, что ему нравится? – Пищевое поведение ребенка – очень серьезный акт установления контакта с окружающим миром. Для новорожденного первый объект мира – это мать и ее грудь, то есть кормление, а от него зависит формирование базового доверия или недоверия к миру. Недоверие возникает, когда мама кормит по Споку, т.е. по часам. Сейчас имя этого американского педагога¬педиатра, проповедовавшего твердость и дисциплину в воспитании, в России почти забыто, и это правильно! Физиологически и психологически целесообразно кормление по требованию. Растущий организм сам знает, когда и какая ему требуется пища. Крепкие и здоровые дети легко входят в дозированный режим, а тех, кто послабее, нужно чаще прикладывать к груди, и младенец об этом заявляет криком. К этому необходимо прислушиваться так же, как позже учитывать желания ребенка. – А может быть, шкода малыш видит уступчивость взрослого и пользуется этим, когда ему идут навстречу? – Завет «идти навстречу» должен проходить красной линией через все поведение родителей. Мать должна безусловно принимать своего ребенка, даже если его поведение не отвечает нормам социума или ее ожиданиям. Шкодливый малыш – любимый малыш, ему позволяют удовлетворять потребности: познавательные, игровые, и для него это важнее, чем чистота рук. Кстати, гигиеническую процедуру можно включить в игру, тогда мытье рук станет привлекательным. – Так он и сядет на шею!.. – Сядет на шею… (смеется). На мой взгляд, надо прежде всего образовывать родителей. Я сама познакомилась с возрастной психологией, будучи уже кандидатом медицинских наук и имея сына и дочь. И то, что я услышала на лекциях, было для меня откровением. Возникло чувство вины, что я многое сделала неправильно, особенно со старшим сыном. Кормила по часам, не «приучала к рукам». То есть действовала в большей мере по инструкции. В условиях такого контакта сын ощущал недостаток любви и внимания. С другой стороны, переусердствование со стороны матери, без конца кормящей его, тоже ни к чему хорошему не приведет. Да, грудничок в избытке получает то, в чем нуждается,– молоко и материнскую любовь и вырастет с доверием к миру. Он может и хочет любить, но… не способен к самостоятельной жизни. Ему всегда нужен кто-­то, кто заменит материнскую грудь, кто будет о нем заботиться и принимать за него решения. В свое время Фрейд считал, что так, не спуская с рук, нужно воспитывать девочек, чтобы они вырастали любящими, но зависимыми, ведомыми, а мальчиков растить в строгости, тогда из них получатся мужчины, добытчики. Нужно сказать еще о материнской депривации, что означает лишение матери. Это не всегда физическое ее отсутствие, как бывает у отказных детей. Бывает, и мать есть, но, несмотря на рождение малыша, она мало им занимается, например, не желает бросать свой бизнес и уже через месяц нанимает няню. Из такого младенца получится послушный, покорный человечек, потому что отсутствие матери ведет к ощущению себя как нелюбимого, а значит, недостаточно хорошего. Этот ребенок не сможет проявить свое Я, настоять на чем-­либо. При этом он склонен преувеличивать враждебность окружающего мира, и его «послушность» формируется как попытка обезопасить себя. И еще: он никогда не сможет стать креативной личностью. Под словом «креатив», ассоциирующимся со словом «творчество», обычно понимают склонность к творчеству, но этим понятие не исчерпывается. Креативный человек – тот, кто, казалось бы, в безвыходной для всех ситуации умеет сконцентрироваться и найти нестандартный выход. В этом залог успешности взрослой жизни, и это удел сильных личностей. Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха – Как же выдержать золотую середину в воспитании? – Мы, родители, должны постоянно балансировать. С одной стороны, чтобы человек был социализирован, нужно прививать нормы поведения, принятые в обществе, уже с трех лет. Но мы не имеем права называть ребенка плохим, даже если его поступки кажутся нам чудовищными! Надо быть мудрее и стараться проявить креативность. Например, дочка «без разрешения» играет мамиными ювелирными изделиями – найти им замену. Вместо золотого предложить недорогое украшение, и девочка будет счастлива играть с ним. Дорогие мобильные телефоны и прочее – убрать из поля зрения сына, заменить конструктором. Иными словами, не нужно ребенка провоцировать, оставляя ценные вещи на виду. Если, например, дошкольник замечен в воровстве (отдельная тема для разговора) – прятать деньги, не вводить его в соблазн. И запреты, наказания тут не помогут, а только оттолкнут ребенка от вас. Помню удивительные слова, их сказала одна пожилая учительница из Хабаровска: «Родители забыли, что они должны защищать своего ребенка». А ведь сколько мам и пап, услышав на школьном собрании нелицеприятное о своем чаде, тут же бегут домой задать ему ремня. Чему учит Маша? – Вопрос о роли массмедиа в воспитании детей. Многим нравится мультсериал «Маша и Медведь». Как бы вы охарактеризовали главную героиню, которую многие называют шкодой? – У нас в семье этот мультфильм под запретом. Мы все знаем хорошую сказку про Машу и медведей, но это нечто другое. Как известно, в любой сказке описывается случай, происшествие и предлагается вариант исхода, переживаемого героем. Таким образом, ребенок получает представление о какой­-либо житейской проблеме и ее решение. Каково же поведение Маши в этом мультфильме? Современная малолетняя героиня демонстрирует жестокое поведение по отношению к взрослому медведю, отсутствие сопереживания, сочувствия к нему в отличие от Маши в традиционной сказке. Взрослые-­то посмеются, а ребенок воспримет эти сюжеты как руководство к действию, потому что проживает линию героя так, как если бы это происходило с ним. – Как вам удается увести ребенка от телевизора? – Мы и не уводим. Он почти всегда выключен (улыбается). Да, приходится чем-­то жертвовать. Но зато дети знают, что есть распорядок и телевизор работает в определенные часы. Дело в том, что современные телепрограммы позволяют получать ребятам множество сильных внешних импульсов – как зрительных, так и звуковых. Проводящий много времени у телевизора дошкольник формирует свою карту мира на основании именно этих импульсов, то есть информации, исходящей с экрана телевизора. Выводы делайте сами. АНЕКДОТ В ТЕМУ В ДЕТСКОМ саду: – Дети, кого звери в лесу боятся больше всего? Малышня хором: – Машу!!

Автор : Ольга МИШИНА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Почитай мне что-нибудь из шкафа
Почитай мне что-нибудь из шкафа

Сквер благодаря новому арт-объекту стал местом для знакомства – с книгами и людьми

Шкодный ребенок – самый здоровый
Шкодный ребенок – самый здоровый

Как не переборщить с мерами воздействия на озорника?

Дошутились до клада
Дошутились до клада

И хотя серьезные ученые отвергают все гипотезы о спрятанных сокровищах, поиски продолжаются

Воспитанники ДШИ помогли иркутянам с легендами
Воспитанники ДШИ помогли иркутянам с легендами

КАК вжиться в роль, выучить слова и правильно наложить грим – секретами профессионального мастерства с воспитанниками школы искусств №6 Владивостока поделились артисты иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова.

Свою семью несу в библиотеку
Свою семью несу в библиотеку

АКЦИЯ «Моя семья в истории Приморского края», посвященная 75-летию Приморья, продолжается в городских библиотеках Владивостока.

Последние номера
газета
газета
газета
газета