«Звезда» вспыхнула атомной подлодкой

В ПОНЕДЕЛЬНИК, 16 сентября, в 11.30 произошло возгорание на российском атомном подводном ракетоносном крейсере К-150 «Томск», входящем в состав Отдельной бригады ремонтируемых подводных лодок Тихоокеанского флота.

18 сент. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3409 от 18 сент. 2013
072eb3e939e7baf08ed178f3c7d6ebcb.jpg Причины происшествия установят, но пока во всем винят обычное разгильдяйствоСубмарина (однотипная погибшему «Курску») находилась в плавучем доке «Паллада» Дальневосточного судоремонтного завода «Звезда» в Большом Камне. На ремонте она стоит с 2010 года в связи с поломкой установки охлаждения на одном из реакторов.На подлодке «Томск» осуществлялась замена парогенератора. Причиной пожара в одном из отсеков стало несоблюдение правил пожарной безопасности при проведении газосварочных работ и отсутствие должного контроля со стороны экипажа, сообщили «В» на правах анонимности информированные источники. При вскрытии решетки цистерны главного балласта газовым резаком загорелись старое внутреннее резиновое покрытие и кабели. Сразу же потушить огонь не удалось из-за того, что не сработал огнетушитель. В соответствии с Уставом корабельной службы на месте огневых работ должен находиться вахтенный матрос (а также в наличии должны быть огнетушители), который по завершении газосварочных мероприятий производит проверку и затем докладывает дежурному механику подлодки. Заводчане уверены: виной происшествия стало обычное российское разгильдяйство. Работник завода Даниил Алексеевич говорит: «К работам на лодках кого попало не допустят, там, по идее, трудятся опытные специалисты. Есть обеспечивающий персонал, который обязан следить, не попали ли искры от сварки на резину, не перегрелся ли корпус, нет ли опасности возгорания и так далее. Такие вещи либо предупреждаются, либо на них моментально реагируют. В данном случае, видимо, обеспечивающий рабочий на что­-то отвлекся».Для тушения огня на территорию плавдока прибыло полтора десятка плавучих и наземных пожарных расчетов самого предприятия, города и ТОФ. Пожар потушили двумя пенными атаками. Трудность представляли сильное задымление, узкое пространство и плохая доступность к очагу возгорания. Тем не менее удалось предотвратить распространение огня и дыма по субмарине и доку. Радиационных выбросов не было, поскольку реакторы заглушены, а топливо давно выгружено. Пострадавших в результате чрезвычайного происшествия нет. О чем – для предотвращения паники среди населения Большого Камня и Шкотовского района – сразу же заявил вице-губернатор Приморского края Александр Лось. Впрочем, люди в городе вели себя спокойно, да и большинство большекаменцев узнали о пожаре на «Томске» уже после ликвидации аварии. Тем не менее жители Большого Камня, мягко говоря, раздосадованы происшествием. Так, один из них – Виталий, проживающий недалеко от завода, жалуется на запах горелой резины: «Что за безобразие? Сколько денег выделяют, чего-то строят, а на самом деле – разворовывают. Не могли уследить за сваркой? Что бы ни делали, получается полный бардак». 30 сентября «Томск» должны были спустить на воду после ремонта. Теперь неизвестно, когда АПЛ вернется в строй Тихоокеанского флота. Из-­за нагрева корпуса могут быть повреждены ряд систем и устройств, а также проводка. По факту чрезвычайного происшествия начата служебная проверка. Создана специальная комиссия, в которую вошли также представители военной прокуратуры Тихоокеанского флота. Напомним: последний раз трагическое происшествие, связанное с Тихоокеанским флотом и Большим Камнем, произошло 5 лет назад. 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море на АПЛ «Нерпа» случилась трагедия. Сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. Всего на борту АПЛ находились 208 человек, среди которых гражданские специалисты из Комсомольска-­на-Амуре. В результате аварии погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением.Так что нынешнее происшествие может оказать серьезное влияние на будущее завода «Звезда» в Большом Камне. Дело в том, что сейчас на территории предприятия строится новая верфь, где собираются производить крупные суда: танкеры для перевозки нефти и сжиженного природного газа.P.S. Когда материал был готов к печати, стало известно, что в Приморье вылетел главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, много лет служивший на разных командных должностях на Тихоокеанском флоте.СПРАВКА «В» К-150 «ТОМСК» – атомная подводная лодка проекта 949А «Антей».Лодка заложена 27 августа 1991 года на заводе «Севмашпредприятие» в Северодвинске под наименованием К-150, 13 апреля 1993 года получила наименование «Томск» в связи с установлением над ПЛ шефства администрацией города Томска. Спущена на воду в 1996 году, вошла в состав Северного флота в 1997 году. С 9 октября 1998 года входила в состав 10-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота и базировалась в городе Вилючинске (недалеко от Петропавловска­-Камчатского в поселке Рыбачьем, бухте Крашенинникова). До отправки на ремонт в Приморье субмарина входила в состав сил постоянной готовности ВМФ России. На «Томске» впервые в истории подводного флота в межфлотском переходе крейсера с Северного флота на Тихоокеанский участвовал представитель Русской православной церкви епископ Камчатский владыка Игнатий.Надводная скорость: 15 узлов.Подводная скорость: 33 узла.Рабочая глубина погружения: 430 метров.Предельная глубина погружения: 600 метров.Экипаж: 107 человек.Энергетическая установка: 2 ядерных реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт.Вооружение: два 650-мм и четыре 533-мм торпедных аппарата, пусковая установка 24 противокорабельных крылатых ракет «Гранит».

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Константин СЕРГЕЕВ