Когда читать вредно?

РАННЕЕ обучение детей постепенно переходит из просто моды в обыденную практику. Несмотря на все протесты детских психологов, привести детеныша в первый класс умеющим читать и писать теперь считается нормой. И попробуй- ка проигнорируй тренд! Оставь всю прелесть обучения учителям начальной школы – и тем самым крупно подставишь ребеночка: каково ему будет постигать азбуку, когда одноклассники читают со скоростью до 100 слов в минуту и складывают в уме двадцатизначные числа?

11 сент. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3405 от 11 сент. 2013
29fa7ad57ca829bad644fb1fb8970dad.jpg О последствиях раннего обученияБолее того, к инициативным «спешащим» родителям присоединяются и ученые. «После трех уже поздно» – так называется знаменитая книга основателя Японской ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения. Похожей точки зрения придерживаются создатели методик раннего умственного развития – Глен Доман, Зайцевы, Никитины. Авторы считают, что чем младше ребенок, тем проще его обучать.Однако почему же психологи, да и педиатры тоже до сих пор против раннего обучения?Почему психологи против– Ну, это смотря что вы понимаете под словом «обучение». Дело в том, что в три года ребенок мыслит образами, – поясняет психолог Людмила Миргородская. – Потому как этот возраст – период активного развития правого полушария, отвечающего за образное восприятие, за умение фантазировать и творить. А буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют образы, подавляют образное мышление, забивают фантазии, способности к творчеству утрачиваются. Левое (логичное) полушарие, где расположен речевой центр, только-только начинает развиваться с двух лет. Именно тогда начинает формироваться активная фразовая речь. С этого же возраста начинают формироваться мыслительные операции и становятся полноценными только к семи годам. Именно тогда для ребенка доступно практически большинство этапов мыслительного процесса, в том числе анализ, синтез, логика, пространственное восприятие. Тогда уже дошкольник или даже школьник может не просто запоминать зрительно, а анализировать буквы, знать их значение, складывать их в слога, а слога, соответственно, в слова. Ребенка можно в три года научить читать, но он по большому счету просто запечатлевает в своей памяти образ буквы, слова. Причем запечатлевает только на короткое время. Поскольку возраст до семи лет – это время развития краткосрочной памяти, когда он осознает себя здесь и сейчас. И весь этот период все детские познания держатся на запасе краткосрочной памяти, поэтому их необходимо постоянно обновлять. И немудрено, что родители жалуются: «Представляете, он у меня в четыре года слова читал, а к семи все благополучно забыл». Так ведь не читал, а узнавал.Не путать обучение с развитиемМалыш может множество слов запечатлеть в своей памяти, но когда он приходит в школу, его начинают учить по-другому. То есть если он запоминал образы слогов, то теперь он должен знать, что слог – это сочетание различных букв.Поэтому до семи лет психологи советуют ребенка не обучать, а развивать. То есть развивать физически: он должен бегать, прыгать, плавать, ездить на велосипеде. Ведь поговорка «в здоровом теле – здоровый дух» возникла не на пустом месте. В школу ваше чадо должно пойти физически здоровым, с окрепшим позвоночником и мышечным скелетом. В противном случае не избежать быстрой утомляемости. Ребенок должен развиваться социально: чтобы мог без труда общаться с учителями, сверстниками. Поэтому он должен хотя бы два года перед школой посещать детский сад или иной детский коллектив.Важный этап развития – эмоциально-­психическое взросление. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честь, честность, справедливость. Когда малышу вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет очень трудно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить, – навыки, необходимые для построения крепкой семьи. Вспомните истории вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдало различными комплексами, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и представителями противоположного пола. Впрочем, и малыши, которых не обучали пяти языкам с рождения, а просто учили читать с 2–3 лет, переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами. Поэтому ходите в цирк, в театр. Обсуждайте с детьми нюансы взаимоотношений даже на примере сюжетных линий мультиков и сказок. Ну и, конечно, интеллектуальное развитие, куда же без него? Но только через игру. Речь конечно же идет не о PSP, а о сюжетно-­ролевых играх, дворовых играх, которые учат подчиняться правилам. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития – к обучению. Ну и PSP не стоит предавать анафеме – он способствует развитию мелкой моторики пальцев.Детям нужно читать: чем чаще, тем лучше. Таким образом у них обогащается словарный запас. Ребенок начинает понимать скрытый смысл слов. У него развивается речевая логика. Например, почему мальчик упал? Да потому, что он не послушался маму и забрался на высокий комод!Чистая физиологияНа одном из родительских сайтов опубликована хронология созревания мозга, которое длится с рождения до 15 лет. Врачи-нейропсихологи выделяют три этапа.С начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга – структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.С 3 до 7–8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое обоняние, осязание.С 7–8 до 12–15 лет. Возраст развития сознательной психической деятельности.Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть какой-­то этап негативно сказываются на процессах, которые согласно природной программе должны закладываться в данный момент. Проще говоря, происходит искажение естественного развития. Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы, вылившись отклонениями в эмоционально-­личностных взаимоотношениях с другими людьми, тиках, неврозах, навязчивых движениях, заикании, дизартрии (нарушении речи).Кроме того, по мнению офтальмологов, преждевременное обучение чтению опасно для глаз. Окулисты не советуют учить детей читать ранее 5–6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО