С полным трюмом и пустым карманом возвращаются порой из рейса моряки

В считанные минуты циклон, обрушившийся на бухту сахалинского города Корсакова, выбросил на берег несколько судов, смел в кучу 5 портальных кранов, сорвал мачты, антенны с палубы сейнера. Подобная картина повторилась год спустя. В тот день была перевернута корейская шхуна, 2 судна прямо с экипажами с легкостью щепки вылетели на сахалинский берег.

5 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №34 от 5 дек. 1996

В считанные минуты циклон, обрушившийся на бухту сахалинского города Корсакова, выбросил на берег несколько судов, смел в кучу 5 портальных кранов, сорвал мачты, антенны с палубы сейнера. Подобная картина повторилась год спустя. В тот день была перевернута корейская шхуна, 2 судна прямо с экипажами с легкостью щепки вылетели на сахалинский берег.

Все это происходило на глазах экипажа транспортного рефрижератора-603, принадлежащего рыбопромышленному комплексу “Новый мир”. Свое же судно спасли чутье и мастерство капитана Павла Паршукова. Получив прогноз о наступлении стихии, он вовремя организовал экипаж. Снялись с якоря и ушли от причала. Циклон все же прихватил рефрижератор, вздымая волны 8-10-метровой высоты.

- Страшновато было, - рассказывает капитан Паршуков. - 5 часов простояли на месте, стараясь держать судно носом на волну. Под присмотром команды старшего механика Виктора Селезнева машины работали на пределе... Впрочем, такое бывает. На этот раз встреча со стихией обошлась лишь помятой дверью.

ТР-603 недавно вернулся из рейса, загрузившись в Беринговом море и доставив в “Новый мир” тихоокеанскую сельдь. Впереди новый рейс - на север к рыбацким судам.

Иногда рефрижераторщиков упрекают: мол, нахлебники вы у добытчиков-рыбаков. Но у каждого судна - свой престиж, убежден Паршуков. Из мастерства конкретного специалиста, слаженности коллектива складываются его авторитет, стабильность в работе. Судно особой важности - говорят о рефрижераторе в управлении РПК “Новый мир”. Это главное связующее звено между берегом и рыболовными судами. Романтика его работы - на полном ходу следовать от одного СРТМ к другому, собирать выловленную рыбу, освобождая трюмы для новых уловов. Причем спешить не с пустыми емкостями, а попутно поставляя топливо затерявшимся в морях судам.

Правда, улов далеко не всегда отправляется в закрома “Нового мира”. Работая зачастую в аренде, увозит рефрижератор рыбку к зарубежным покупателям - у тех деньги есть всегда. Случается и переквалификация - перевоз мяса, фруктов и даже стройматериалов и металлолома. Уходят за кордон сельдь, крабы, красная рыба, другие морские ценности - в обмен на сети, тросы и прочее рыболовное и ремонтное оборудование. Иначе рыбакам не выжить.

Условия работы и быта на рефрижераторе, безусловно, лучше, чем на добытчиках. Не так сказывается оторванность от берега - моряки чаще ступают на землю, и на заграничную в том числе, во время заходов в порты для разгрузки. И культурная программа не ограничена традиционными для судов видиками, книгами, спортинвентарем, настольными играми. На борту ТР - сауна, бассейн. Условия-то лучше, но потому, наверное, зарплата пониже, чем у рыбаков. Хотя понятие “зарплата” давно перешло в разряд относительных понятий.

- Живем авансами, - иронизирует капитан, - поэтому трудно четко определить ежемесячный заработок. Хотя не буду делать секрета: у меня оклад - 500 тысяч рублей плюс суточные во время стоянки за границей. Можете представить, что получает матрос. Отсюда проблема с кадрами. В последний рейс экипаж ходил недоукомплектованным - без моториста и рефмашиниста. Приходилось работать за них: где за счет сна, где - отдыха.

Сегодня в РПК “Новый мир” нехватка механиков, штурманов, мотористов. Несправедливо это, когда рыбацкие “авторитеты” вынуждены уходить на более благополучные коммерческие суда. Хотя те, кто прочно пустил здесь корни, не покидают “Новый мир”. Так, морская дружба связала капитана с Селезневым, Оскаром, Пихелем, Кирилловым, другими членами экипажа.

...В рейсе бывает всякое. Вот что рассказал старший механик ТР Виктор Селезнев: “Нам был предложен длительный, почти год, рейс на Аляску. Мол, выдержим этот срок одним составом, без замены. Через 8 месяцев больше 3 человек в кают-компании не собиралось, иначе сразу возникал скандал. Однажды меня срочно вызвал капитан - в машинном отделении не выполняют его приказ. Спустился. Смотрю, молодой второй механик впился уже занемевшими пальцами в рычаг телеграфа и, опустив голову, плачет: “Не буду запускать машину! Не могу больше на этом судне!” Убедил, что скоро пойдем домой, нашел другие слова. Успокоился парень, дождался прихода в порт. По возвращении решили в такие долгие рейсы рыбаков не отправлять, организовывать замену прямо в море...

Вдали от берега человек психологически полностью себя расходует, рвется на землю. А побыв на берегу с неделю, приходит на судно обновленным и, еще не отдохнув толком от прежнего рейса, спрашивает, когда же снова в море.

Автор: Нина КОЛЕСНИЧЕНКО, “Владивосток”