Ты не вейся, “черный список”, над банкира головой

В распоряжение “В” попал документ, который во второй половине ноября вызвал настоящий шок в приморских финансовых кругах. Это письмо, направленное ГНИ по Владивостоку в районные налоговые инспекции, предназначено для внутреннего пользования и содержит список из 19 кредитно-финансовых учреждений, косвенно указывая на их неплатежеспособность.

5 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №34 от 5 дек. 1996

В распоряжение “В” попал документ, который во второй половине ноября вызвал настоящий шок в приморских финансовых кругах. Это письмо, направленное ГНИ по Владивостоку в районные налоговые инспекции, предназначено для внутреннего пользования и содержит список из 19 кредитно-финансовых учреждений, косвенно указывая на их неплатежеспособность.

Речь в письме идет о так называемых “счетах недоимщиков”, которые должно открыть каждое предприятие, имеющее задолженность по налоговым платежам. В принципе такой счет может быть открыт в любом банке, однако налоговая инспекция может отказать в регистрации счета, если кредитно-финансовое учреждение, где он открыт, задерживает платежи в бюджет. Эти банки и вошли в список, распространенный городской налоговой службой.

Среди его фигурантов 9 приморских коммерческих банков и 10 филиалов иногородних банков. При этом в “черный список” попали не только банки, находящиеся на грани краха, такие как “Владивосток”, “Российско-Тихоокеанский банк”, “Владбанк”, но и те, чье финансовое благополучие до сих пор не вызывало сомнений.

Впрочем, само оформление документа вызывает определенные сомнения. В частности, подпись под ним явно принадлежит не начальнику ГНИ по Владивостоку советнику налоговой службы 1-го ранга Ольге Харитоновой. К тому же исходящий номер письма не полностью соответствует принятой в налоговой службе нумерации, поскольку в нем отсутствует специальный буквенный индекс.

Корреспондент “В” обратился с просьбой прокомментировать документ к самой Ольге Харитоновой. По ее словам, появление этого письма является “досадным недоразумением”, поскольку ряд включенных в перечень банков совершенно ни в чем не провинились перед налоговиками. “Мы не имеем никаких претензий, например, к филиалу “Инкомбанка”, “Примсоцбанку”, “Примтеркомбанку” и некоторым другим. Непонятно, почему они появились в списке. Этот вопрос требует более тщательной проработки, поэтому 29 ноября письмо уже было отозвано”, - сказала О. Харитонова. Она также сообщила, что действительно не подписывала этого письма, поскольку с 20 октября по 20 ноября находилась в отпуске, а под документом стоит подпись ее заместителя.

На этом инцидент можно было бы считать исчерпанным, однако само появление на свет, пусть и отозванного, “черного списка” открывает поистине безграничные возможности для тех, кто хочет скомпрометировать конкурентов на финансовом рынке. Выступая в сентябре на 3-м Международном банковском конгрессе во Владивостоке, первый заместитель председателя Центрального банка России Александр Хандруев отметил, что одним из главных внутренних факторов, ослабляющих российские банки, является недобросовестная конкуренция, выраженная в спланированной утечке негативной информации о банках.

Специалист владивостокского филиала “Инкомбанка” Тарас Лященко не исключает, что недоработка налоговиков в данном случае может быть использована как раз для недобросовестной конкуренции между комбанками региона. В условиях разворачивающегося банковского кризиса любое упоминание о вполне благополучном банке в подобном контексте может повлечь за собой массовый отток клиентов и, как следствие, появление уже реальных проблем.

Автор: Дмитрий ЧЕРНОВ, “Владивосток”