Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Наука

Ученые Владивостока расшифровали челябинский метеорит

КОСМИЧЕСКИЕ тела в столицу Приморья попадают пока только почтой, в «разобранном» состоянии, исключительно для лабораторных исследований ученых. Так в Дальневосточный геологический институт ДВО РАН (ДГИ) был доставлен «Челябинск» – метеорит, упавший в окрестностях уральского города. Именно владивостокским ученым удалось поставить в исследовании «пришельца» если не точку, то восклицательный знак.
Ученые Владивостока расшифровали челябинский метеорит
Следует уточнить, что в институт попал не цельный метеорит, а его спилы, самый крупный из которых весит около 7 граммов. Этого оказалось более чем достаточно для изучения изотопного состава кислорода. Жили-были три изотопа Сложное название процедуры имеет достаточно простой принцип. Что такое изотоп, многие должны помнить из школьной программы – это утяжеленный или, наоборот, облегченный вариант элемента периодической таблицы Менделеева. Масса в данном случае меняется в зависимости от количества нейтронов в ядре. Кислород, например, в нашей Вселенной представлен тремя стабильными изотопами: 16-м, 17-м и 18-м. Основная загвоздка заключена в 17-м. В Солнечной системе изотопный состав кислорода практически одинаков. Главное слово здесь «практически». Если 16-й и 18-й находятся везде в пределах своей «популяции», то 17-й ведет себя по-разному в зависимости от местности. Именно он является своеобразным указателем, откуда к нам прибыло то или иное космическое тело. Учитывая, что это самый редкий вид и обнаружить его нелегко, перед учеными встала действительно серьезная задача – суметь отделить 17-й изотоп и подсчитать процент его содержания. Мигрант с пояса астероидов В мире существует от силы три-четыре лаборатории, способные провести подобную работу. В России изучением изотопного состава кислорода занимаются несколько институтов. Но в их компетенции только 16-й и 18-й изотопы. До настоящего времени образцы метеоритов отправлялись ученым за рубеж. В Дальневосточном геологическом институте ДВО РАН впервые в российской науке с высокой точностью был исследован 17-й. Поэтому и анализ челябинского метеорита предоставили ученым из Владивостока. – Чтобы определить, внеземное это вещество или нет, необходимо померить изотопный состав кислорода, – рассказывает Александр Игнатьев, заместитель директора ДГИ по науке, кандидат геолого-минералогических наук. – Изучение метеоритов в первую очередь позволяет нам делать предположения о закономерности формирования Солнечной системы. Так, например, метеорит с Марса внешне мало чем отличается от земных пород. Узнать его «прописку» можно только с помощью изотопов кислорода. Что касается метеорита, упавшего под Челябинском, то, скорее всего, его «домашний адрес» – пояс астероидов, находящийся за Марсом. Две сестры Изотопный анализ дает представление и о том, как космическое тело путешествовало по Солнечной системе. Каждое столкновение оставляет след в кислородном составе – можно подсчитать, сколько раз оно ударялось о другие космические объекты. И в конце концов, как оно возникло. Далеко ходить не надо – возьмем Луну. – Существует несколько версий ее происхождения. Вплоть до той, что Луна – захваченное космическое тело, притянутое к Земле силой гравитации, – рассказывает Александр Игнатьев. – Однако исследования показали идентичность изотопного состава Земли и Луны. Похоже, что раньше мы были одним целым. Вследствие чего произошло разделение? Свидетелей нет – можно только строить догадки о том, чему нужно было случиться, чтобы от нашей планеты был оторван такой огромный кусок. Когда Земля задышала – Исследование и классификация метеоритов – это лишь малая часть того, на что способен изотопный анализ кислорода, – рассказал Александр Игнатьев. – В России 17-й кислород до нас не исследовался с такой точностью. А это открывает путь к углубленному изучению рудных месторождений, вулканологии, экологии, биологических процессов и т.д. Перед учеными встают и более глобальные задачи. Например, раньше было сказано, что кислородный состав нашей планеты одинаков. Но это не совсем так. Недавно ученые обнаружили аномалию 17-го в воздухе. Получается, что вся Земля имеет один состав, а кислород воздуха – немного другой. Притом было известно, что соотношение изотопов кислорода меняется в процессе ядерно-физических реакций при формировании протопланетного вещества. Как же вышло такое несоответствие? Оказалось, что единственная химическая реакция, которая способна изменить изотопный состав кислорода, – это фотосинтез. Впервые влияние ультрафиолетовых лучей на кислород обнаружили во время изучения озона. При его формировании в верхних слоях атмосферы в кислороде происходит сдвиг по 17-му изотопу. Подобный процесс происходит и на Земле – при фотосинтезе в растениях. Есть такое выражение: Сибирь – это легкие планеты. Подразумевается ее лесное богатство. Дыхание же – один из основных признаков живого организма. Так когда же наша планета стала живой? По словам исследователей, сдвиг 17-го в воздухе может говорить о том, каким образом и когда формировался тот кислород, которым мы сейчас дышим. Что, в свою очередь, позволяет делать выводы о возникновении жизни на Земле. Подчеркиваем: кислородной жизни, потому как и до появления кислорода существовала специфическая органика – анаэробные бактерии. Но для бурного развития потребовался кислород. И «дышать» первые организмы начали около 2,4 миллиарда лет назад. – Эта временная зона хорошо отбивается по кислороду, – отмечает Александр Игнатьев. – Именно тогда поменялись химические процессы, появились бактерии и растения, ставшие выделять кислород. Изучение метеорита «Челябинск» будет продолжаться. В том числе и на основе данных, предоставленных учеными из Владивостока.

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

Место встречи изменить нельзя

НА ГРАНИЦЕ Театрального сквера шумит и бурлит Владивосток. Большой город, что тут еще скажешь. А в сквере суета теряется и отступает. Прохожие замедляют шаг, говорят тише. Здесь, у памятника Высоцкому, особая атмосфера, и люди это чувствуют. На ступеньках амфитеатра, на которые скульптор усадил всенародно любимого барда, одна фотографирующаяся группа сменяет другую – семейства, пары. А кто-то просто сидит на лавочке и слушает: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной. Идут лавины одна за одной…»

Детсад не разорит родительский бюджет

ПЛАТА за детский сад во Владивостоке повышаться не будет, заверил глава города Игорь Пушкарев.

Уважаемые педагоги, студенты и школьники, дорогие родители!

Сердечно поздравляю вас с Днем знаний!

Уважаемые учащиеся города Владивостока! Уважаемые учителя! Дорогие друзья!

Примите поздравления от депутатов Думы города Владивостока с замечательным праздником – Днем знаний!

«Дорога кимоно» вдоль Золотого Рога

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «Красота 12 слоев кимоно» пройдет сегодня во Владивостоке на набережной Цесаревича.

газета