Искусство без «передоза»

НЕ ТАК, как раньше, – именно такими словами можно описать первые впечатления от 8-й Владивостокской биеннале визуальных искусств, проходящей в эти дни. Действительно, многое в этом году «не так» или впервые: и целых 10 (вместо обычных двух-трех) дней перформансов, спектаклей, выставок, арт-проектов; и то, что художники, артисты, танцоры вышли из залов и пошли, что называется, в народ – в скверы, на набережные…

28 авг. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3397 от 28 авг. 2013
e37c30c4f021012eebbd45c4d72235d6.jpg 10 дней биеннале – 10 доказательств того, что прекрасное ближе, чем мы думаемЧто скрывать – в начале двухтысячных Владивостокская биеннале несколько потеряла свое реноме, став чем-­то бесформенным и безликим. Люди искусства морщились: приезжают какие-­то любители, чем занимаются непонятно. Зрители недоумевали: а что, собственно говоря, такое визуальные искусства и какое они имеют к нам отношение? Со всем этим «богатым наследием» пришлось всерьез бороться организаторам 8-й биеннале.– Я прошу и зрителей, и людей искусства внимательно присмотреться к тому, что происходит на биеннале в этом году, – сказал главный художник Владивостока Павел Шугуров. – И вы заметите, что многое изменилось, что мы постарались сделать 8-ю биеннале в каком-­то смысле новым стартом, постарались найти изюминку, нечто особенное, в частности, связать искусство и жизнь города…«В» уже много рассказывал о событиях биеннале, о том, что предстоит увидеть зрителям, жителям города. Но участники пресс-конференции, которая открывала биеннале, говорили не столько о том, какие предстоят выставки и перформансы, сколько о том, как изменяют и город, и жизнь владивостокцев такие большие культурные мероприятия, как биеннале.– Мы проводим немало больших культурных мероприятий – это важная часть концепции развития Владивостока, – сказал глава города Игорь Пушкарев. – Город, в котором нет культурной жизни, где нет биения творчества, просто неживой. Уверен, что гости биеннале не останутся равнодушными, что все происходящее вдохновит и их, и тех, кто придет на выставки, перформансы, конкурсы, фестивали. Уверен, что биеннале подарит всем заряд творческих идей, которые обязательно будут воплощены в жизнь.Да, мы показываем на биеннале необычные, современные виды искусства. Но владивостокцы – в том числе благодаря большим культурным проектам – умеют воспринимать все новое и ценить по достоинству. Современное искусство действительно составляет большую часть программы биеннале. И не только потому, что весь этот большой культурный фестиваль нацелен на молодежь…– Мы старались сделать так, чтобы каждый человек нашел в программе биеннале что-­то для себя, – говорит Елена Щеголева, заместитель главы администрации Владивостока. – Если уникальный проект художницы И Чжоу в жанре видеоарта больше, наверное, привлечет молодых зрителей, то на представления в рамках фестиваля детских театров, уверена, придут и мамы с детьми, и бабушки с внуками. А перформанс «Flowers» от театра «LIQID» будет очень интересно посмотреть тем, кого мы привычно называем «людьми активного возраста», тем, кто проводит рабочее время в офисе и порой сатанеет от серого официального костюма и своей работы… Вообще, достаточно трудно делить жанры биеннале на современные и традиционные. К примеру, хореография – казалось бы, традиционный жанр – у нас представлен таким современным видом, как танцевальные баттлы между молодежными коллективами… Биеннале – это современные течения, что-­то необычное и непривычное в традиционных жанрах искусства и, думаю, в первую очередь этим и интересно. Мы всерьез постарались сделать искусство ближе, много над этим работали… Допустим, фотографии, представленные на выставке Чен Ман, заставляют не только любоваться, но и задумываться, размышлять, пробуждают в зрителях творческое начало. Что показательно, в этом году все участники биеннале – профессионалы. А кураторы выставок и проектов – признанные авторитеты в своих областях. К примеру, Ольга Зотова – искусствовед, критик; Лиза Ботос – совладелица одной из самых известных художественных галерей Гонконга; Анна Мариниченко – создатель танцевального проекта Dance Plane. И отбор авторов, участников биеннале шел очень серьезно. Любителей здесь нет. Кстати, организаторы с удовольствием констатируют: не только иностранные – из Китая, Японии, США, Франции и других стран, но и приморские художники, театральные деятели представили свои проекты на отбор для участия в биеннале. А ведь одна из главных ее целей – пробудить творческие начала именно у тех, кто живет во Владивостоке, в Приморье…– Каждый из кураторов, – говорит Лиза Ботос, – постарался творчески переосмыслить девиз «Искусство ближе» и выразить его в тех выставках, которые мы собирали, проектах, которые привезли… Я, к примеру, сочла, что будет интересно показать во Владивостоке искусство современных китайских авторов, ведь Китай расположен так близко от вашего города… Кроме того, мне показалось, что искусство, близкое к понятиям «красота», «мода», будет интересно владивостокцам. Поэтому и привезла художницу И Чжоу, мировую премьеру видеопроекта которой мы показали во Владивостоке…– Что касается танцевальной составляющей биеннале, – сказала Анна Мариниченко, – то здесь об искусстве, которое близко, можно говорить буквально. Мне хотелось показать горожанам, что такие жанры, как брейк, хип­-хоп и другие молодежные течения в хореографии, на самом деле активно развиваются во Владивостоке, что у нас много молодых талантливых команд. И их выступления, их баттлы (соревнования, кто лучше) – тому доказательство. Ну а тот факт, что мастер-класс для этих ребят даст культовая южнокорейская команда CamblerCrew, говорит сам за себя…– Зритель Владивостока не пресытился, не переел пока еще ни искусства, ни культурных проектов, – добавила Ольга Зотова. – К сожалению, с конца 90-х годов российскую провинцию – в широком смысле этого слова – большими творческими событиями не баловали, даже регулярно проходящий во Владивостоке кинофестиваль не утолял жажды публики. И когда в город приезжают по¬настоящему интересные художники, авторы, публика сразу оживляется, ни один павильон, ни один выставочный зал не пустует. Если бы народ устал от культуры, мы бы просто не увидели зрителей в залах, а вы посмотрите – в первый же день биеннале люди пришли за 10-20 минут до открытия, чтобы первыми увидеть проект И Чжоу… Так что ни о каком «передозе искусства» во Владивостоке речи идти не может.8-я биеннале визуальных искусств в буквальном смысле изменит Владивосток. 1 сентября разъедутся по домам художники, актеры, танцоры и музыканты. Но останется не только то, что нельзя потрогать, – память об общении, о прикосновении к прекрасному, знания, полученные на мастер-классах, – останется и вполне материальный след: расписанные стены в сквере Городов-побратимов, дворики на остановке «Лазо»… Через два года, во время 9-й Владивостокской биеннале визуальных искусств, они будут приветствовать гостей!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ