Дороге под Уссурийском грозит «неуд»

ВО ВСЕМ мире дорогами занимаются дорожники. В Приморье – прокуратура. Еще бы – два участка трассы «Уссурийск-Раздольное» длиной шесть и девять километров ремонтируются уже несколько лет, мешая движению транспорта по федеральной трассе.

15 авг. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3390 от 15 авг. 2013
6ea87f422a933ab9935416f4f562780c.jpg Прокуратура Приморья проводит проверку по ремонту трассы М-60 Владивосток – Хабаровск на участке между Уссурийском и Раздольным На «стиральной доске», заботливо созданной дорожно-­строительной компанией ОАО «БАМстроймеханизация» из города Тында, которая выполняет работы по заказу Хабаровской генеральной дирекции по строительству, сыплются не только легковушки, но и сама строительная техника. Можно сказать, что движение на этом участке федеральной трассы М-60 если не парализовано, то крайне замедленно. Усомнились в профессионализме дорожников Спокойствие и неспешность строителей раздражают и заставляют задуматься об их компетентности и ответственности.Неужели в крае, который выстроил объекты саммита АТЭС, а значит, приобрел неоценимый опыт ведения дорожных работ в самых сложных условиях и в сжатые сроки, подобные казусы возможны? Как уже писал «В», возмущены не только приморцы и гости края, недавно вопрос о профессионализме дорожников был поднят в Законодательном собрании Приморского края. Депутаты даже обратились в краевую прокуратуру с просьбой проверить, отвечает ли качество реконструкции участка федеральной трассы М-60 безопасности дорожного движения. Пока прокуратура ведет расследование, мы обратились за консультацией к профессионалам. – Нельзя во всем обвинять дорожников, во многом они зависят от поставщиков, – уверяет заместитель генерального директора ТМК Александр Яковлев. – Когда мы работали на объектах саммита АТЭС, выбирали только надежных поставщиков стройматериалов, которые выдерживали сроки и поставляли продукцию, соответствующую ГОСТу. Совместными усилиями строили качественно и в срок. Мы своей работой можем гордиться. – Действительно, срывы поставок материалов для производства дорожного покрытия и их некачественные компоненты могут привести к нарушению технологии укладки самого покрытия, а значит, повлиять на его износостойкость и даже, безопасность, – говорят специалисты из Якутского проектно-научно-исследовательского института, которые не первый год проектируют дороги не где­-нибудь, а в условиях вечной мерзлоты. В ответ на вопрос, как в Якутии удается строить дороги, которые выдерживают огромные перепады минусовых температур, а у нас асфальт плывет после первого же тайфуна, ученые ответили, что в дорожном деле мелочей не бывает. Качество дороги зависит даже от качества щебня. Простого дробленого камня. Качество смерим фракцией Итак, щебенка. Одна из основных составляющих дорожного покрытия. Она должна быть прочной, морозостойкой, хорошо сопротивляться удару и износу (истиранию). Все параметры регламентируют ГОСТы – государственные стандарты. Соответствует ли применяемый щебень ГОСТу, показывают лабораторные испытания. – Кстати, именно такая щебенка есть в Приморье, – рассказывает главный технолог Владивостокского бутощебеночного завода Светлана Беленкова, – коллеги, которые приезжают к нам на завод и оценивают ее качество, всегда удивляются: у вас такие возможности, вам строить и строить! Дело в том, что наша щебенка уникальна. Породы, с которыми мы работаем, называются «изверженные», то есть это своеобразные каменные сплавы, которые «переварила» земля. Они очень прочные, марка на истираемость нашего щебня высшая. Но дело ведь не только в прочности. Оказывается, на качество дорожного покрытия влияет еще и форма щебенки, а не только ее размер. Форма камня должна быть как можно ближе к кубической, чтобы обеспечить устойчивое положение на поверхности покрытия. Яйцевидная форма гравия, так называемая форма колумбового яйца, не имеет стабильного положения. Плоские зерна и в виде вытянутой иглы хрупки и плохо укладываются в покрытие.– У нас, например, есть щебень для дорожных работ кубовидной формы, – поясняет Светлана, – именно он предпочтительнее: не режет шины, плотно ложится, что очень важно в условиях приморского климата. Наша фабрика оснащена специальными дробилками, которые выпускают щебень первой, наивысшей группы, как я уже говорила, кубовидной формы. Он идеален для прочного асфальта. К сожалению, мы не можем диктовать проектировщикам дорог свои условия, а потому поставляем им именно тот стройматериал, под который они проектировали свою дорогу. То есть получается, что в Приморском крае есть качественные материалы для строительства дорог – материалы, вырабатываемые из уникального природного камня. Есть специалисты, которые могут «накрошить» этот камень на фракции (размеры) от 5 до 70 мм и сделать его хоть круглым, хоть квадратным. Чего же нет? Ответственного подхода дорожников к своему делу? Желания работать с поставщиками качественных стройматериалов? Понятное же дело, что из тухлой рыбы уху не сваришь, но, кажется, некоторым все равно охота сэкономить. Чтобы отравить нам с вами жизнь: пробки, нервы, опоздания, сорванные встречи – все это наши дороги. Впрочем, может быть, это я со зла. Но вы меня простите и поймите. Я только что оттуда. Из-­под Уссурийска.

Автор: Александр ИВАНОВ