Зачем Высоцкий приходил ночью к скульптору?

ДАЖЕ самые отъявленные скептики признают: бронзовая скульптура Владимира Высоцкого, установленная во Владивостоке в Театральном сквере, получилась очень жизненной. Легендарный бард – не пафосно-монументальный, а такой настоящий, родной и близкий

7 авг. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3385 от 7 авг. 2013
c378696b4923ddb6d9a3309eb7528be5.jpg Сначала скелет, потом плоть. Так создавался памятник всенародно любимому артистуКак удалось 29-летнему скульптору, который родился, когда Высоцкого уже не было в живых, который и фильмы-то его не смотрел, обойти маститых профессионалов и так точно передать образ артиста?Как уверяет Петр Чегодаев, он получил совет от самого барда.Помню салют и туманы Петру Чегодаеву повезло: с детства его окружали интересные и образованные люди. Сначала это были друзья мамы и отца по универовскому общежитию, в котором семья жила после окончания Чегодаевым-старшим отделения океанологии геофизического факультета ДВГУ. На этом же факультете, только на отделении метеорологии, училась и мама нашего героя. Чегодаев-старший уходил в моря на несколько месяцев. Привозил из экспедиций не только подарки, но и заграничные пластинки в красивых конвертах. Он был страстным меломаном. Наверняка были у него и песни Владимира Высоцкого. Но Петру – по его малолетству – песни российского барда не запомнились. Зато он хорошо помнит, как отец помог ему слепить из пластилина биплан с крыльями из палочек для мороженого. Четырехлетнего мальчишку поразило, что самолет можно сделать своими руками. Тогда же Петя нарисовал марширующих солдатиков, уходящих за горизонт, как говорят художники: с перспективой. Родителей это впечатлило. Влюбленный в тираннозавров Получить квартиру во Владивостоке супругам Чегодаевым не светило. Поэтому в 1989 году они переезжают в село Яковлевка к бабушке Шуре, у которой был свой дом с огородом.Когда Чегодаев-младший посмотрел мультфильм «Земля до начала времен», то сразу захотел стать мультипликатором. Но, узнав, что герои мультика – динозавры – когда-то жили на Земле, решил переквалифицироваться в палеонтологи. И стал лепить динозавров, потратив на них около 10 кг пластилина. – Самым первым ящером, которого я слепил, был динозавр Дино из книги Кира Булычева про Алису. А самым любимым – тираннозавр. Мне дарили книжки про этих животных. Я изучал их скелеты, лепил кости, которые насаживал на каркасы из скрепок и проволоки, – вспоминает Петр.Знания превыше всего Из Яковлевки Чегодаевы переехали в Находку. Петр стал учиться в экономическо-правовом колледже, который окончил экстерном в 15 лет. Среди тех, кто помог будущему скульптору в освоении азов рисования, был и Николай Саунин, профессиональный художник из Находки. Он год учил мальчика академическому рисунку и скульптуре. Петр попытался поступить на архитектурный факультет ДВГТУ, но его не взяли, хотя на вступительных экзаменах он набрал 28 баллов из 30 возможных. Чтобы не терять год, он поступил на специальность «художественная обработка материалов», только что открытую в этом же вузе. В ДВГТУ Петр познакомился с известным приморским скульптором Эдуардом Барсеговым, преподавателем университета. Для нашего героя это была судьбоносная встреча. После первого курса Барсегов убедил-таки Чегодаева вернуться к мечте и перевестись на «дизайн архитектурной среды». К тому времени они подружились, скульптор стал учить Петра мастерству и разрешал ему работать в своей мастерской в Пушкинском театре. Сегодня Чегодаев называет себя учеником Эдуарда Владимировича. Но не последователем его школы – из-за расхождения во взглядах на скульптуру. Во время учебы в вузе Петр увлекся компьютерной графикой, которая для него стала даже важнее архитектуры. – Я понял, что компьютерная графика – это мой шанс выйти на скульптуру, где я не буду привязан ни к материалам, ни к закупкам глины, ни к изготовлению каркаса и так далее. И там будет реализовываться мое понимание формы, – говорит Петр. Еще в студенчестве Чегодаев стал лауреатом Потанинской и губернаторской стипендий, получил престижное звание «Молодое дарование России», поработал преподавателем в ДВГТУ и защитил диплом. Были в его послужном списке и известная во Владивостоке архитектурная фирма, и компьютерные компании в Санкт-Петербурге. Но не компьютерная графика, а именно скульптура принесла Петру Чегодаеву успех и увековечила – а чего бояться столь громкого эпитета, если это так? – его имя в истории Владивостока.Не надо стереотиповУчастие в конкурсе на лучший эскиз памятника Владимиру Высоцкому, объявленном администрацией Владивостока, для Петра Чегодаева было сродни авантюры. Дело намечалось ответственное, а у него до этого был единственный опыт в изготовлении скульптуры: на пятом курсе вылепил из глины бюст царя Петра I для вестибюля военной кафедры своего вуза. Тем не менее рискнул потягаться с известными мастерами скульптуры. – Сначала никаких образов памятника у меня в голове не было. Лег спать и стал думать: что для меня Высоцкий? Каким я его представляю? И в три часа ночи понял: сегодня уже не усну. От энергии, генерировавшей в моей голове, стало жарко. Пошел на кухню и стал рисовать, – вспоминает Петр. Его первый эскиз памятника был схематичен: Высоцкий в джинсах, с обнаженным торсом на фоне круга, символизирующего гитарную деку, разрывал струны, прорываясь сквозь них, как сквозь решетку. По мысли автора, струны – это «железный занавес», окружавший Советский Союз. Разрушая преграду, поэт давал людям свободу. Эскиз был представлен мэру Владивостока… и он его забраковал. Как забраковал и эскизы других участников конкурса. Тогда Петр сделал еще три эскиза. Последний, где Высоцкий сидит на ступеньках с гитарой, был утвержден. – Я не был знаком с творчеством Высоцкого, и у меня был стереотип его восприятия. На этом и попался. Владимир Семенович преподал мне первый урок. Он как бы сказал: нужно уходить от стереотипов в скульптуре. Все существующие памятники Высоцкому – это видение скульпторами его образа. Но люди хотят, чтобы им сделали «живого» Высоцкого. Они помнят его простым, а не пафосным, за что до сих пор и любят. Народу не интересно мнение скульптора о любимом поэте. Но нет, мастера пытаются заложить в скульптуру идею. Не было никаких идей! Все они – в его песнях, а не в его форме. А скульпторы пытаются через форму показать идею. Это нонсенс. Высоцкий – это в первую очередь человек, личность. А для меня он – человек-страсть, – говорит Петр. Оживляющий поцелуйСкульптуру Высоцкого в натуральную величину отливали в Красноярске. Хотя были варианты изготовить ее на Дальзаводе или в Тольятти, где есть формовочные цеха. Но все решили сроки. Чегодаев лепил Высоцкого, как в далеком детстве динозавров. Сначала сделал кости, скелет, череп, потом стал наращивать на них мышцы, кожу, одежду. Гитара была последним штрихом образа поэта. Местные скульпторы, наблюдая за его работой, поначалу посмеивались. Они прежде не видели ничего подобного и не верили, что у парня из Владивостока, не имеющего ни специального образования, ни навыков, получится что-то путное. Но, когда скульптура начала все четче выкристаллизовываться, скептики Петра зауважали. В Красноярске Чегодаев встретил мастера на все руки, непрофессионального скульптора Марата Миннибаева, от которого узнал о старинной традиции целования скульптуры. – Он сказал: «Если ты хочешь, чтобы народ полюбил твою работу, надо, чтобы скульптуру поцеловала красивая девушка. Живая энергия перейдет в неживой металл, и тогда скульптура будет жить самостоятельной жизнью», – говорит Чегодаев. Идея с поцелуем понравилась мэру Владивостока. И горожане, присутствующие на открытии памятника, ее одобрили. И нашлась красавица, подарила Владимиру Семеновичу поцелуй. Теперь у юных жительниц Владивостока есть своя фишка – поцеловать Высоцкого и загадать желание.Может, и прав был скульптор Миннибаев… Ведь скульптуру Высоцкого с первого же момента ее появления действительно никто не воспринимал как монумент – безликий и безжизненный. Вот вроде только что присел на ступеньку живой Владимир Высоцкий, тронул гитарные струны…Сегодня трудно сказать, появятся ли новые работы Петра Чегодаева на улицах Владивостока. Скульптор говорит, что планов у него много, но он не хочет раскрывать карты.

Автор: Сергей КОЖИН