Сады по стандарту

В НАСТОЯЩЕЕ время в Министерстве образования и науки РФ ведется работа по утверждению федерального государственного стандарта дошкольного образования. Его внедрение планируется с января 2014 года по декабрь 2015 года.

7 авг. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3385 от 7 авг. 2013
01f673f2859e104f16834c1f64028438.jpg Каких нововведений стоит ожидать родителям дошколят?Нововведения крайне волнуют родителей, оно и понятно: мы знаем, что в саду (в муниципальном – обязательно) ребенок помимо присмотра и ухода (покормить, умыть, погулять, спать уложить) получает еще и образование. То есть учится рисовать, лепить из пластилина, поет хором и занимается физкультурой.Понятно, что эти нехитрые занятия не только занимают досуг ребенка, но и способствуют его физическому, интеллектуальному развитию, а также развитию творческих способностей. Сейчас же у родителей появились страхи, что все эти занятия останутся историей.Стандарт был и будет– Федеральные государственные требования к реализации образовательной программы дошкольного образования существуют и в настоящее время, – поясняет заместитель начальника управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока Лариса Ковалева. – Ребенок, выходя из стен детского сада, должен получить определенные навыки, а именно: он должен быть подготовлен психически и физически к школе, должен познакомиться с культурными традициями своей страны. Кроме того, он должен усвоить социальные нормы, уметь общаться со взрослыми, сверстниками. Новые стандарты, по сути, мало отличаются от существующих требований, разве что они прописаны более подробно, системно и понятным для педагогов языком. Все опрошенные «В» педагоги-дошкольники с восторгом отзываются о нововведениях. Если их изложить тезисно в очень сокращенном виде, направлены они на то, чтобы создать в детском саду благоприятные педагогические условия. Что выражается в том числе и в создании благоприятной эмоциональной атмосферы, и в организации развивающей предметно­-пространственной среды детского сада и групп – она должна быть не только насыщенной, доступной и безопасной, но и трансформируемой и многофункциональной, обеспечивающей свободный выбор детей. На свободном выборе делается акцент. В переводе на более привычный пониманию язык получается, что если Вася Иванов заявит, что не хочет вместе со всеми лепить ежиков, ему предоставят право заняться чем-­то иным, по его, Васиному, желанию. Программа на свое усмотрение– Кроме того, если раньше детский сад выбирал для себя программу и все педагоги ее придерживались, то новый стандарт дает свободу педагогу. Он может выбрать программу, которая, на его взгляд, наиболее соответствует целям дошкольного образования и способствует всестороннему развитию воспитанников именно его группы, – добавляет Лариса Викторовна. – Главное, чтобы она охватывала коммуникативно-личностное, познавательно-­речевое, художественно-­эстетическое и физическое развитие ребенка.То есть вопреки всем страхам в саду будущего в обязательном порядке, как и раньше, будут проводиться занятия по ИЗО, лепке, музыке, будет вестись физкультура. – Новый стандарт предполагает также непосредственное вовлечение в воспитательно­-образовательный процесс родителей воспитанников, более тесное сотрудничество между педагогами и родителями. Хотя у нас и сейчас есть немало детских садов, в которых мамы и папы являются активными участниками многих дел и мероприятий, – комментирует Лариса Викторовна.В отличие от школьных дошкольные стандарты рассчитаны сразу на все возрастные категории детей, то есть они будут распространяться и на занятия с трехлетними детьми, и с подготовительными к школе группами. – Мы разрабатываем муниципальную программу «Развитие образования» на 2014 – 2018 годы, в которую входит и подпрограмма развития дошкольного образования, – рассказывает Лариса Викторовна. – Так вот, к окончанию ее реализации, то есть к 2018 году, мы планируем создать условия, соответствующие требованиям нового стандарта, не менее чем в 80 процентах муниципальных детских садов. Более того, у нас нет опасений, что сейчас начинать придется с нуля, – в городе уже есть сады, полностью отвечающие новым требованиям. Кроме того, наши сады являются самыми активными и творческими участниками фестиваля образования, который ежегодно проводится в крае, участниками городского конкурса инновационных образовательных программ. Эти замечательные педагогические коллективы являются примером для подражания и всегда готовы поделиться опытом работы с коллегами.Цена за садДругая детсадовская тема, бурно обсуждаемая на родительских форумах, предстоящее повышение платы за содержание ребенка в детском саду. Дело в том, что новый федеральный закон «Об образовании» снимает 20-процентное ограничение (до сих пор размер платы не превышал 20 процентов от фактических расходов на содержание ребенка в детском саду) и отдает право регулировать размер платы муниципалитету (ст. 65).В принципе, размер родительской платы регулярно пересматривается в связи с повышением стоимости содержания ребенка в саду. Последнее повышение произошло в июне прошлого года до 1200 рублей (пребывание одного ребенка в детском саду в первом квартале этого года обходилось муниципалитету почти в семь тысяч семьсот рублей в месяц).Как пояснили в управлении по работе с муниципальными учреждениями образования, до декабря 2013 года никакого повышения родительской платы не планируется. Скорей всего, это случится в новом календарном году, но и в январе ничего чрезмерного и шокового ждать не стоит.Кстати, в этой же статье говорится, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией родительская плата не взимается.

Автор: Анжелина ШИЛАН