Выбор есть

Необходимость избрания городского совета (думы) сегодня не отрицают даже самые непримиримые оппоненты. Чтобы избежать ошибок и не вернуться к практике прежнего противостояния, и законодательной, и исполнительной власти города необходима правовая основа для своей деятельности. Таким документом должен стать Устав города Владивостока.

18 март 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №338 от 18 март 1998

Необходимость избрания городского совета (думы) сегодня не отрицают даже самые непримиримые оппоненты. Чтобы избежать ошибок и не вернуться к практике прежнего противостояния, и законодательной, и исполнительной власти города необходима правовая основа для своей деятельности. Таким документом должен стать Устав города Владивостока.

Устав - документ сложный и многоплановый. Но каждый ли житель города может считать себя достаточно подготовленным специалистом, чтобы дать конкретную оценку этому документу? Логично было бы, чтобы Устав города был принят городским советом (думой), коллективом людей, наделенных полномочиями жителей города.

Однако мэрия города предлагает проект своего Устава принять на городском референдуме. Не думаю, что это правильное решение, ибо вместо серьезного анализа документа в ход пойдут эмоции и личные предпочтения. Тем более что у нас теперь есть выбор. Приморское отделение “Народно-патриотического союза России” разработало и опубликовало (газета “Новости” и “Народовластие”) альтернативный Устав города Владивостока. Вот на этих проектах Устава и стоит остановиться подробно.

Вариант первый - Устав, предложенный мэрией. Даже непосвященному в юриспруденции человеку становится ясно, что согласно этому документу в городе существует только одно должностное лицо - мэр. Он руководит всем хозяйством города, в том числе и законодательным органом города - думой (ст. 39), ему подчинены все городские финансы и имущество. Мэр назначает и снимает любое должностное лицо городской администрации. Он никому неподотчетен (ибо нельзя считать таковым отчет мэра перед думой, в которой он сам председатель), практически неуязвим для собственных избирателей, которые, сделав один раз выбор, уже лишены всякой возможности распоряжаться своей судьбой в течение четырех лет. Даже право награждения горожан и присвоения им почетных званий принадлежит исключительно мэру. Ответственность же должностных лиц городского самоуправления прописана невнятно, а личная ответственность мэра вообще отсутствует.

Скажу честно, становится неуютно жить в таком городе, у руля которого будет стоять человек с такими диктаторскими полномочиями.

Альтернативный вариант Устава города Владивостока представлен НПСР. Права и обязанности законодательной и исполнительной ветвей власти расписаны конкретно и четко. Законодательная власть (горсовет) не вмешивается в исполнительно-распорядительную деятельность администрации города и не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции администрации города (ст. 26 п. 1, 2). Все органы администрации города и ее структурные подразделения находятся в подчинении и главы администрации города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним (ст. 32 п. 2).

В то же время городской совет оставляет за собой право согласовывать назначение заместителей главы администрации, руководителей структурных подразделений администрации города, в том числе руководителей администрации муниципальных районов и поселков. Это дает возможность избежать случаев протекционизма и некомпетентности при назначении на ответственные посты, а с другой стороны, ограждает данных руководителей от произвола главы города.

Четко прописаны в данном проекте Устава и обязанности депутатов городского совета, его председателей, главы администрации. В своей деятельности они подотчетны как выборному органу горсовету (думе), так и рядовым избирателям. В определенных условиях жители города всегда могут воздействовать на любое должностное лицо. Прописаны и возможности досрочного отзыва должностных лиц, и внесение дополнений в Устав города без громоздких и дорогостоящих мероприятий типа городского референдума. В проекте Устава мэрии таких положений нет.

На что особенно стоит обратить внимание - это вопрос депутатской неприкосновенности. Проект Устава, предоставляя депутату городского совета неприкосновенность в течение всего срока его полномочий, отнюдь не превращает его в “дипломатическую персону”, а четко (и вполне логично) определяет его взаимоотношения с законом (статья 23 п. 3).

Теперь о районах. Несмотря на многократные преобразования городской инфраструктуры, районы в городе Владивостоке существуют де-факто. Необходимость их в крупных городах, каким является Владивосток, подтверждена более чем 70-летней жизненной практикой.

Данный проект Устава четко определяет систему города, снимая все вопросы по независимости глав районных администраций. Бюджеты районов - часть консолидированного бюджета города рассматриваются и утверждаются городским советом (думой). Вертикаль подчинения: глава администрации города - глава района сохраняется; контроль за городским советом - тоже. Все на своих местах, и исчезает сам предмет споров.

Организация жизнедеятельности города по этому Уставу позволяет горожанам быть активными участниками и устроителями своей жизни. От нас самих зависит сделать правильный выбор. А выбор есть!

Автор: Сергей БЕЛЯЕВ, председатель совета движения "Наше Приморье"