Мальчик-подпасок задушил старика-пастуха

В Находкинском городском суде состоялся необычный процесс. Судили 16-летнего жителя села Душкино Ваню Вилижанина, убившего в августе прошлого года 60-летнего душкинского пастуха Василия Глущука.

18 март 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №338 от 18 март 1998

В Находкинском городском суде состоялся необычный процесс. Судили 16-летнего жителя села Душкино Ваню Вилижанина, убившего в августе прошлого года 60-летнего душкинского пастуха Василия Глущука.

Ремарка

Ваня умертвил пожилого пастуха, затянув на его шее поясной ремень. По внешнему виду никогда не подумаешь, что он способен на такие "подвиги" - невысокий, щупленький, невзрачный. В январе ему исполнилось 16 лет, а выглядит максимум на 14. Обычный деревенский подросток без "печати интеллекта" на лице. Образование - 3 класса начальной школы. Но простачком не назовешь. В разговоре с корреспондентом перед началом процесса заявил, что к убийству пастуха непричастен, а только начался суд - сразу же "чистосердечно" признался. Такого же рода "противопоказания" Ваня давал во время предварительного следствия. Хотя доказательств его вины предостаточно.

Преступление

Кроме Вани в семье еще 5 детей. Ваня - старший. На нем лежит большая часть ответственности за прокорм младших и за "пропой" родителей. Последние нигде не работают, "насущный хлеб" добывают бортничеством и рыбалкой. Отчим Вани поведал, что на шампиньонах да на зубатках с пузанками семейство зарабатывает больше, чем если бы они числились в зверосовхозе.

Хозяйства, то есть скотины, которую надо кормить (а нечем), не держат. Не занимаются и своим, по-деревенски обширным земельным участком.

Когда в июле прошлого года образовалась вакансия подпаска, Ваню “сосватали” с радостью. За месяц работы он должен был принести домой два с половиной миллиона рублей. Хорошая прибавка к семейному бюджету!

История

С середины июля по 8 августа Ваня помогал дяде Васе пасти 90 душкинских коров. Расчет простой: за голову каждый хозяин платит 50 тысяч рублей. Деньги можно было получить или в конторе, или непосредственно от хозяина скотинки. Вот только уверенности, что получит свои “кровные” сполна, у Вани не было - дядя Вася, по словам подростка, сильно пил. На этой почве и произошла трагедия.

8 августа, как обычно, выгнали коров на пастбище, расположились на берегу Волчанки. Ваня по просьбе пастуха сгонял в магазин за “поллитрой”. Сам не пил. Ближе к обеду наведались к ним и родители Вани - тоже с выпивкой. Когда они уходили домой, дядя Вася пребывал в “изрядном” подпитии. Ваня поинтересовался у него относительно зарплаты. Пьяный пастух ответил, что подпасок ничего не заработал и денег не увидит. Ваня перегнал стадо через речку, потом вернулся, снял с себя брючный ремень, накинул сзади на шею дремлющего пастуха и стягивал до тех пор, пока у того “не высунулся язык”. Столкнув бездыханное тело в воду, погнал стадо в деревню.

Труп пастуха нашли только 11 августа. Все это время Ваня молчал и делал вид, что ничего не знает. На первом же допросе сознался в убийстве и был взят под стражу.

Наказание

На суде в защиту Вани встали и общественный защитник (адвокат Голубцов) и (!) государственный обвинитель (прокурор Бакарась). Оба сочли, что подросток не заслуживает сурового наказания.

Трагизм ситуации, по словам Анатолия Бакарася, состоит в безысходности нынешней душкинской действительности. Работы в селе нет, процветает пьянство. Ваня, на шее у которого находилось 5 братишек и сестер, переживал безденежье особенно остро. К преступлению его подтолкнуло пьянство напарника и сомнение, что с ним рассчитаются за работу. Убийство, судя по всему, было совершено в состоянии аффекта.

Последнее слово Вани на суде было коротким и по-детски наивным: “Извините, пожалуйста, я больше не буду”. Судья Маношкин объявил решение суда: 3 года условно...

Автор: Юрий БОДУХИН, "Владивосток"