Черная палатка, мандат и фотокор императора

УНИКАЛЬНЫЙ фотоальбом «Лучшие фотографии Дальнего Востока» скоро увидит свет во Владивостоке. Изюминка издания в том, что оно впервые открывает широкой публике имена и творчество тех, кто создал дальневосточную фотошколу, вели фотолетопись жизни Дальнего Востока.

24 июль 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3377 от 24 июль 2013
7e928fc427fcfa177a7747d852891202.jpg Имена первых фотографов Дальнего Востока будут представлены широкой публикеВ числе фотографов – военный губернатор – В прошлом году, – рассказывает Юрий Луганский, председатель Приморского отделения Союза фотохудожников России, председатель Тихоокеанского союза фотохудожников, – мы отмечали 150-летие дальневосточной фотографии. В 1862 году первый фотограф Владивостока Владимир Ланин открыл фотоателье в нашем городе. Также мы отмечали в Благовещенске столетие Амурского фотографического общества, 50-летие народной фотостудии «Камчатка». Все эти события сопровождались большими фотофестивалями. Итогом и стала идея издания фотоальбома. Дальневосточная фотошкола, дальневосточная фотография имеет свои корни, своих отцов-­основателей, и настало время обобщить их труды, показать и назвать имя каждого. Кроме того, нельзя упустить момент, пока живы и даже, как на Камчатке, плодотворно трудятся несколько 80-летних фотокорреспондентов – те, кто может лично рассказать о становлении дальневосточной школы фотографии, вспомнить, как это было. Ведь многие ушли из жизни, например, Николай Назаров – один из корифеев фотографии на Дальнем Востоке, создавший истинные шедевры! Скоро мы отметим 100-летие со дня рождения мастера, и поверьте, это будет достойно. Альбом «Лучшие фотографии Дальнего Востока» – это 450 фотоснимков, 150 авторов, 200 страниц, над которыми Юрию Луганскому пришлось немало потрудиться, посидеть в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, обращаться к фотосообществам разных регионов России. Как только увидит свет первый том – а это случится уже совсем скоро, в течение месяца, – сразу же начнется работа над вторым. – Среди авторов альбома, – рассказывает Юрий Кириллович, – адмирал Степан Макаров, военный губернатор Приморской области Павел Унтербергер, которые были не только выдающимися государственными деятелями, но и увлекались фотографией. В доме генерал-­губернатора Унтербергера сохранилось помещение, в котором он занимался работой с фотографиями, и одна из его первых книг была широко иллюстрирована именно его работами.Всегда с собой палатка и стеклоНо главная гордость составителей альбома «Лучшие фотографии Дальнего Востока» – это работы и имена тех, кто сам писал историю дальневосточной фотографии. Открывается альбом снимками Владимира Ланина. По большому счету, авторы открывают это имя для публики. – Владимир Ланин, – говорит Юрий Луганский, – был первым фотографом Владивостока, старостой города Николаевска, первым нотариусом Владивостока. Первый фотоальбом, изданный к 50-летию города, включал в себя и его фотографии. Дата рождения Владимира Ланина до сих пор неизвестна, мы ставим ее приблизительно исходя из других событий его жизни –1831 год. В 1857 году он приехал в Николаевск­-на-Амуре и уже тогда начинал заниматься фотографией. Вы только подумайте, что значило в то время купить фотоаппарат! Это было и дорого, и очень сложно. Ланин был знаком с ученым Федором Шмидтом, который не раз отправлялся в экспедиции. Ученый мир как раз стал требовать от экспедиций подкреплять исследования не только рисунками, но и фотографиями. Вот Шмидт и подсказал Владимиру Ланину идею: ты разъездной торговец, ездишь по окраинам, у тебя есть прекрасная возможность внести вклад в науку и стать первопроходцем. Это был дельный совет. Ланин во все поездки брал фотоаппарат. А это было крайне громоздкое, тяжелое сооружение. Мало того, тогда фотоаппараты были еще мокроколлоидными, так что нужно было возить с собой стекло, коллодиум и черную палатку. Все остальные фотографы пришли на Дальний Восток позже, когда процесс стал чуть более легким, появились фотопластинки. А Владимир Ланин изведал все трудности. Но при этом умудрился создать уникальную коллекцию – показать облик аборигенов Амура и Дальнего Востока. Он отправлял свои снимки на этнографическую выставку в Париж, получил малую золотую медаль Императорского российского географического общества за серию видов и типов Восточной Сибири! И даже сын Менделеева…Еще одна удивительная личность, чьи снимки представлены в альбоме, – Эмиль Нино. Он приехал на Дальний Восток из Франции, вместе с братом они в Николаевске основали торговлю. Но он уже занимался фотографией, был членом Географического общества Франции. Писал статьи о Дальнем Востоке и свои снимки отправлял в качестве иллюстраций к ним. – Это снимок середины XIX века, сделанный Нино, – показывает Юрий Луганский, – медвежий праздник в деревне Пули на Сахалине. Посмотрите, какие живые, какие прекрасные фотографии! Конечно, они сохранились плохо, но мы для альбома максимально поработали, возвращая этим снимкам их первоначальный вид.Вот страница, посвященная работам Александра Бунина. Тоже уникальный человек. Флагманский врач Тихоокеанской эскадры. Он был командирован на Чукотку, где вместе с экипажем клипера «Разбойник» принимал участие в строительстве поселения Ново­-Мариинского (нынешний Анадырь). И вел фотолетопись, можно сказать, этого процесса, целый альбом создал, украшение которого снимок клипера «Разбойник» в бухте Анадыря! Материал о Бунине я нашел в Москве. Вообще, искать сведения о дальневосточных фотографах, о тех, кто снимал жизнь покорителей и первопоселенцев на Дальнем Востоке, очень трудно. До сих пор многие снимки в архивах не имеют указаний на автора, много неразберихи.Вот еще, смотрите: Владимир Менделеев, сын знаменитого химика. Родители сочли необходимым отправить его в кругосветку, он стал частью экипажа «Памяти Азова», на котором путешествовал великий князь Николай Александрович. Владимир Дмитриевич взял с собой фотоаппарат, причем изучал искусство фотографии прямо в рейсе, а в итоге стал отправлять снимки Александру III. Вот смотрите: первый поезд во Владивостоке выходит с места закладки железной дороги. Этот снимок почти нигде не публиковался, он уникальный! Всем известен рисунок на эту тему, но снимок… Им же сделан групповой снимок команды «Памяти Азова», и только благодаря ему мы знаем, как выглядел адмирал Басаргин – Владимир Менделеев запечатлел его среди прочих.Или Владимир Мацкевич, один из первых фотографов, публиковавшихся в дореволюционной еще газете «Владивосток». Он первым из дальневосточных фотографов провел персональную выставку своих работ в Хабаровске. Включили в альбом мы и снимки Владимира Арсеньева, ведь он тоже иллюстрировал первые свои книги собственноручно сделанными фотографиями. Просьба подвозить на телегеКонечно, большое внимание в альбоме уделено и фотографам советского периода, и современным. – Вот, к примеру, – говорит Юрий Луганский, – Михаил Ткаченко, который более 30 лет проработал фотокором «Красного знамени». У нас в архиве хранится удивительное свидетельство эпохи – мандат: «Владельцам гужевого транспорта! Просьба подсаживать на подводу Михаила Ткаченко в связи с необходимостью подготовки материалов для газеты». Он рано ушел из жизни, очень рано, потому что его работа была – и это точно – каторжной. Ночь не ночь, Покровка или Дальнегорск – он везде успевал, он не щадил себя. И таких людей нельзя забывать!Сложно было отбирать тех, кто будет представлять на страницах альбома фотоискусство второй половины прошлого века и современное. Разумеется, составители не могли не упомянуть одного из зачинателей подводной съемки на Дальнем Востоке Альберта Голубева. Он мог бы стать медицинским светилом, поскольку подавал в этом вузе большие надежды, но отправился работать по зову души в ДВНЦ и занимался подводными съемками, самостоятельно изготавливая оборудование. А ведь это были 60-е годы прошлого века.Сборник имен и уникальных кадровНа страницах альбома читатель встретит такие имена, как Игорь Гусев, Виталий Аньков, Вячеслав Воякин, много лет отдавший работе в газете «Владивосток», Юрий Мальцев. «В» гордится тем, что включены в альбом и странички Василия Федорченко, Карины Поздняк. Газета «Владивосток» продолжает оставаться кузницей фотографов! – Наш альбом, – говорит Юрий Луганский, – это не только сборник имен, но и кладезь интересных, уникальных кадров, ведь каждый снимок, помещенный на его страницы, открывает какую-то часть истории Владивостока и Дальнего Востока. Мы построили «Лучшие фотографии Дальнего Востока» так, чтобы каждый участник показал себя и в то же время внес вклад в общую задачу, общую концепцию – показать особенности дальневосточной фотографии как жанра. Или вот наше открытие – фотодинастия Шевелковы–Гудименко. Ольга Гудименко много лет преподает фотодело детям в Доме культуры Партизанска. Но оказалось, что ее дедушка, Афанасий Шевелков, учитель начальной школы, священнослужитель, еще в 1910 году увлекался фотографией. А сейчас фотографией занимаются дочь, внук и даже правнучка Ольги Гудименко!Рубрика «Дебют» в «Лучших фотографиях Дальнего Востока» – особая. Ее участники – ребята из студии «Светопись», это дети слабослышащие и глухие. Их работы поистине удивительны, они видят мир чуть иначе. Они только начинают свой путь в искусстве фотографии, но кто знает, может быть, через несколько десятилетий именно их работы станут гордостью новых альбомов – к 200-летию фотографии на Дальнем Востоке, например.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ