На сцене любовь и русский бунт

В ПРИМОРСКОМ краевом театре молодежи прошла открытая репетиция нового спектакля. Режиссер Лидия Василенко в сотрудничестве с известным театральным художником Александром Арсененко работает над постановкой «Капитанской дочки» по знаменитой классической повести Александра Пушкина.

17 июль 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3373 от 17 июль 2013
3086152ee676c77d4a8a3c85cef2835e.jpg В театре молодежи репетируют масштабную постановкуЛюбовь и соцреализм– Это без преувеличения эпическое очень масштабное произведение, – говорит Лидия Василенко. – И да, было страшновато браться. Но мы сейчас занимаемся выравниванием репертуарной политики, наш зритель – молодежь, которой мы хотим показать спектакли о самом важном. А в классической литературе, на мой взгляд, «Капитанская дочка» – образец взаимоотношений молодых людей, первой любви, чистоты, чувства долга.Чтобы сегодня показать «Капитанскую дочку», театрам приходится либо писать собственные инсценировки, либо искать их во временах досоветских, потому что практически во всех вариациях советского периода очень мало внимания уделяли главным героям – Маше Мироновой и Петру Гриневу, их любви. Упор делался на «классовую борьбу крестьян с ненавистной царской властью» и прочую сиюминутную политическую мишуру. Те, кто в советское время изучал «Капитанскую дочку» в школе, помнят, как извращали смысл произведения попытками впихнуть его в рамки «соцреализма». Вот и Лидия Василенко за основу взяла инсценировку, которую ставил еще в конце XIX века Александринский театр.Два сюжета в одном– В произведении Пушкина фантастическим образом живут и дополняют друг друга два сюжета, которые вообще-то по сути своей контрдействия: любовь и русский бунт, – говорит Лидия Василенко. – Мы, конечно, во главу ставим историю любви. Сегодня так много говорят о том, что, мол, любила – перелюбила, любил – другую полюбил, потом еще одну. Ушло само понимание, суть того, что есть любовь. Поэтому мы хотим показать истинные чувства. Такую модель взаимоотношений, когда людям удается пронести свою любовь через трагические события –кровавые, яростные, как пугачевский бунт. Маша Миронова (актриса Мария Стратулат) и Петр Гринев (ведущий актер театра Кирилл Денисовец) идут навстречу друг другу, преодолевают невероятные препятствия, чтобы вновь встретиться, не боятся дойти до сильных мира сего, чтобы найти правду и защитить свою любовь. Сегодня мало таких историй, даже в литературе нет героических подвигов во имя любви. А здесь – есть! «Капитанская дочка» – громадное произведение, чрезвычайно сложное для театра, ведь в нем есть и снежная буря, и батальные сцены, и роскошь императорских дворцов, и нищета. Художник Александр Арсененко создал очень интересную концепцию спектакля, оттолкнувшись от идеи детского конструктора. Деревянные лавки, придуманные им, легко превращаются то в забор, то в лестницы императорского дворца, то даже в виселицы. – Когда мы разбирали постановку, еще в самом начале, ставилась задача – легко переходить из одного существования в другое, чтобы повествование лилось не линейно, а вырванными из жизни кусками. И эта перебивка ритмов, я надеюсь, создаст нам нужную атмосферу. Мы старались не увлекаться историчностью и костюмностью, – говорит Лидия Василенко, – ведь чрезвычайно важно, чтобы произведение прозвучало в сегодняшнем дне. Хотя и старались сохранить ауру XVIII века. Ведь в «Капитанской дочке» действуют реальные исторические личности – Емельян Пугачев (Адисон Салахутдинов), а также списанный Пушкиным с собственного «дядьки» Никиты Козлова Савельич (Александр Волосянко).Премьера «Капитанской дочки» состоится в сентябре, ею театр молодежи намерен открыть новый сезон.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ