По морскому лезвию войны

...ВПЕЧАТЛЕНИЕ, что красавец корабль, изображенный на картине, движется тебе навстречу. И волны, и мачты, и паруса как настоящие! Я в гостях у участника войны Николая Григорьевича Иванова. На его форме медаль «За победу над Германией», орден Отечественной войны, медаль «За победу над Японией» и многие другие. Сейчас Николаю Григорьевичу 83 года, в столь почтенном возрасте ветеран не ушел на покой, он председатель медицинской комиссии совета ветеранов пароходства.

9 май 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3336 от 9 май 2013
fc7f04a45ded5f2a07700726ead9279b.jpg Николай Григорьевич начинает рассказ о своей морской огненной юности, и, кажется, что корабль с домашней картины переносит нас на волнах памяти в далекие военные годы....Родом Николай Григорьевич из деревни Орлово Венгеровского района Новосибирской области. Семья переехала во Владивосток в марте 1941 года, и первое, что удивило мальчика Колю в городе, ставшем для него родным на всю жизнь, это... обилие хлеба на магазинных полках. В Сибири ситуация была совсем другая: все вывозилось для фронта (шла война с Финляндией), и народ получал скудную пайку. Правда, с началом Великой Отечественной и во Владивостоке стало несладко, тем более отца забрали в армию, мать осталась с тремя детьми (Коля был старшим сыном).В 1943 году Николай решил оставить занятия в общеобразовательной школе. Тогда в Приморье в массовом порядке открывались школы морского обучения. Дело в том, что сложилась крайне тяжелая ситуация с обеспечением торгового флота экипажами. А объемы ленд-лиза — союзнического договора, согласно которому США поставляли (за деньги, разумеется) своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и т.д. – стремительно росли. Путь через Баренцево море был слишком опасным, навигацию решили вести через Тихий океан. Так что необходимы были рабочие руки на Дальнем Востоке.– Я учился в школе морского обучения № 7 на матроса. В обычных условиях обучение заняло бы 2 года, но на войне как на войне... Мы проучились всего полгода, из них 3 месяца работали в порту на выгрузке судов, – рассказывает Николай Григорьевич. – А в 1944 году нас распределили по пароходам. Уже на третий день меня стали учить стрелять из пушки, чтобы, когда выйдем в море, я мог участвовать в обороне судна. Так 15-летний Коля стал юнгой на пароходе «Новороссийск». Пять раз их экипаж ходил за грузами по ленд-лизу в Америку (дорога туда и обратно занимала около двух месяцев). Возили пушки, танки, даже паровозы. И продукты: сало, тушенку, яичный порошок, сухое молоко. Все эти грузы на фронте были необходимы красноармейцам. И каждый рейс как последний, словно по лезвию ножа. – 25 наших пароходов не дошли до Владивостока, погибли ребята, с которыми я учился, – по щекам ветерана текут слезы. …9 мая 1945 года их судно стояло в Портленде на ремонте. О победе советским морякам сообщили американцы: мол, все, сегодня праздник, не работаем. Да еще какой праздник! Эти чувства не передать словами, те далекие минуты, когда пришла долгожданная весть, священны...После войны Николай Григорьевич служил в торговом флоте – окончил курсы командного состава, получил специальность штурмана-судоводителя. Но, как оказалось, и в мирной жизни военный опыт пригодился. Во время войны во Вьетнаме пароход «Зея», на котором Николай Иванов ходил капитаном, возил в порты Хайфон и Хамфа муку, а оттуда – уголь в Японию. Конечно, советские суда военные США не трогали, но были случаи, когда наш флот попадал под обстрел американцев, люди гибли. Так что в жизни ветерана Иванова была и третья война.

Автор: Юлия КАЛАШНИКОВА