Дети, которые не спешат...

УДИВИТЕЛЬНО, но такой чудесный период, как родительство, постоянно сопряжен с кучей всевозможных страхов. Начиная с беременности: хоть бы здоровеньким родился. И на протяжении всех последующих лет: почему головку еще не держит, почему еще не ползает, соседский вон уже пополз, или, напротив, почему так рано пошел, а это не опасно, почему так долго молчит, соседний уже песни поет…

8 май 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3335 от 8 май 2013
b5da3d289b8d5fc3fdd48d348e85ec79.jpg Одни спешат, другие медлятВсе дети разные, и это вам любой педиатр скажет, и нельзя сказать точно, во сколько месяцев и дней ваше чадо начнет ходить или говорить. Существуют нормативы с приблизительно указанными сроками, определенными стандартами ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Есть любознательные непоседы, которые, опережая своих сверстников, жаждут познать окружающий мир, начинают раньше других ползать, а то и вовсе ходить, причем стараются передвигаться сами, без маминой или папиной руки. А есть более спокойные, или осторожные, если вам угодно, малыши, которые стараются занять позицию наблюдателя и не вылезают вперед. И действительно, для чего куда-то идти или ползти, мало ли что вас там ждет. Да и с речью аналогичная ситуация, может быть, просто необходимости у них нет в лишних разговорах…Дайте возможность упастьОднако индивидуальность индивидуальностью, но врачи, педагоги, психологи все же дифференцировали причины замедленного развития. Одна из них, увы, может быть следствием недоразвития центральной нервной системы, спровоцированная заболеванием матери во время беременности или ребеночка в первые дни, месяцы его жизни. Это может быть следствием преждевременных, длительных или стремительных родов, родовых травм и даже раннего перевода ребенка на искусственное вскармливание.Иногда причина может быть в функциональной недостаточности (плохо слышит, плохо видит), в таком случае необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Если малыш растет в скандальной, конфликтной среде, так называемый психогенный фактор, то это может стать причиной медленного развития.Малыш не спешит начинать говорить, если его мама-папа немногословны или если он растет в неполной семье, там, где у единственного взрослого просто нет собеседника.Он не торопится познавать пространство, поздно начинает ползать, ходить, если его окружает гиперопека. Где каждое его движение контролируют и каждое перемещение подстраховывает обязательная пара рук: а вдруг упадет?!!!– И напрасно, – уверена психолог Татьяна Кацура. – Надо учиться падать и подниматься, иначе у ребенка просто не разовьется чувство равновесия. И потом, оказывается, навыки падения и, самое главное, обязательных после этого подъемов развивают в ребенке успешность! Вот кто бы подумал! А ведь действительно, если ассоциировать простое падение с жизненными неурядицами, то так и получается!Нежелание самостоятельно двигаться могут спровоцировать и так любимые современными родителями ходунки. – Это вообще вред для ребенка, – уверена Татьяна Николаевна. – Нельзя ребенка преждевременно ставить на ножки, это наносит вред еще неокрепшим костям, а в дальнейшем – здравствуй, сколиоз. В общем, всему свое время, пусть ребеночек идет только тогда, когда он сам встал и пошел.Практическая польза прятокА если малыш все-­таки «выпал» за границы нормы? Обращайтесь к врачам, психологам. Там, где задержка в развитии, не осложненная функциональными причинами, компенсация происходит довольно быстро. Разумеется, при активном участии родителей.В чем оно заключается? Разговаривайте с детенышем. Кстати, для диалогов с младенцем вовсе не стоит ждать, когда он сможет вам отвечать. Дети понимают речь мамы, даже когда находятся еще внутри нее, – ученые это давно доказали. Подтолкните малыша для самостоятельного познания пространства. Делать это нужно ненавязчиво, без давления на малыша, чтобы не испугать его, не вызвать обратную реакцию. Можно заинтересовать ребенка новыми открытиями, вызвать желание посмотреть другие уголки дома, подбодрить его, если видно, что он боится. Если малыш падает, не надо со всех ног бросаться к нему, иначе он точно испугается… Успокойте ребенка словами, ведь ничего страшного не случилось. У него не должно появиться ощущение, что с ним рядом всегда есть взрослый, который поможет в случае необходимости. Так он никогда не научится преодолевать трудности. Позвольте ему стать самостоятельным: нужно дать ребенку возможность самому учиться ходить, лазить, подниматься, спускаться. Согласитесь, зачем предпринимать какие-­то усилия, если за вас все сделают другие: подадут нужную игрушку, донесут до нужного места?Кстати, интересный факт: если чадо в три года не ломает игрушки, чтобы понять, как они устроены, это уже повод для беспокойства.Играйте с ребенком, в этом возрасте мир познается именно через игры. Ведь даже банальные, простые прятки дают малышу бесконечно много навыков, например, учат подчиняться правилам, развивают наблюдательность, помогают постичь пространственное мышление (а ну-ка догадайся, откуда голоса доносятся) и так далее…Причем, если ваш детеныш не организован в каком-­нибудь детском коллективе вроде детсадовской группы, найдите ему сверстников-компаньонов. Бабушек и мам после трех лет для игр уже недостаточно.Молчит – настоящий мужчинаТо, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек, давно известно. А вот что является причиной этого? Ученые выдвигают различные версии, и одна из них – количество тестостерона у беременной женщины. Если его уровень превышает средние показатели, то мальчик начинает говорить намного позже сверстников.Еще одна версия заключается опять же в различии полов и в разном их предназначении. К примеру, женщинам больше, чем мужчинам, необходимы коммуникативные навыки, чтобы быть хранительницей очага, строить отношения. А вот мужчинам свойственно более стойко выдерживать эмоциональные нагрузки, не высказывать вслух все свои проблемы и не задавать бесчисленное количество вопросов.Пусть девочки начинают раньше говорить, зато у мальчиков рано развиваются чувство пространства и логика. Поэтому мальчикам-­подросткам уже понятна игра «Монополия», а девочки туговато в ней разбираются. Ученые заметили еще одну особенность. Если возникает проблема, девочки сразу разбалтывают ее маме или папе, а мальчишка пытается решить самостоятельно. И зачем лишние слова?Конечно, бывают логопедические проблемы, связанные с поздним развитием слухового восприятия, с частыми болезнями, с социальными условиями. А еще ученые утверждают, что задержка развития речи может быть связана с тем, что в комнате, где играет ребенок, звучит речь из телевизора, да еще родители разговаривают между собой, с кем­-то по телефону. Это называется избыточно информативной речевой средой. Отдельный случай – задержка умственного развития. Во всех этих случаях необходима помощь специалиста­-логопеда.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО