Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Мегаполис

Светить, и никаких гвоздей

В апреле Владивосток впервые принял участие в Международной промышленной выставке-ярмарке в Ганновере (Hannover Messe, Германия). Всего в ней было представлено свыше 6,5 тысячи компаний из 60 стран. Из этого числа от России – более 160 компаний. Единственным представителем столицы Приморья стало Владивостокское предприятие электрических сетей (МУПВ «ВПЭС»).
Система автоматизированного управления наружным освещением, разработанная специалистами компании, смогла удивить не только московских коллег, но и иностранных журналистов. Об этом и о многом другом «В» рассказал заместитель главы администрации Владивостока Александр Юров, курирующий вопросы топливно-энергетического комплекса. Удивили всех и сами удивились – Владивосток был приглашен на ганноверскую выставку принимающей стороной – Германией – как победитель общероссийского конкурса по системам автоматизированного управления наружным освещением, – отметил Александр Николаевич. – Почему город в лице нашего предприятия выиграл этот конкурс? Во-первых, эта система – не план на бумаге, не реклама того, что можно сделать, а реализованный проект, который действует уже второй год. Во-вторых, нововведение принесло вполне конкретные результаты в области функциональности, надежности, энергетической эффективности наружного освещения. Наверное, именно поэтому данный инновационный продукт вызвал большой интерес как у зарубежных СМИ, так и у членов делегаций других российских городов, промышленных предприятий. На выставке нашим стендом очень заинтересовались представители Москвы, Московской области, Красноярска, Чебоксар. Высоко оценил проект заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов. Удивление вызвало то, что такой инновационный продукт появился не в столице страны, не в каком-либо другом российском городе-миллионнике, а именно во Владивостоке. Как это работает? Суть системы автоматизированного управления наружным освещением заключается в том, что про-грамма «видит» практически каждый светильник Владивостока и в случае какой-то неисправности подает сигнал диспетчерам. Главное слово тут «автоматизация». Легко провести аналогию с человеческим телом, в котором большинство процессов также автоматизировано. Например, если вас уколют булавкой, то вы мгновенно почувствуете боль. Сигнал в виде электрического импульса пройдет по нервам в позвоночник, в вегетативную систему организма, которая запустит нужный рефлекс. И вы быстро отстранитесь от булавки. Представьте, что после укола боль придет с опозданием в несколько часов. За это время можно серьезно себе навредить. Система автоматизации наружного освещения в данном случае выполняет роль своеобразного городского позвоночника. Когда светильник не работает, сигнал об этом поступает посредством сотовой связи – через GPS-модемы – в диспетчерский центр, откуда специалист дает команду аварийной бригаде. И проблему удается решить оперативно. – Данная система – это целый комплекс, – поясняет Александр Юров, – в который входит компьютерная программа, осуществляющая автоматизированное управление; набор коммутационных аппаратов, которые непосредственно включают-отключают освещение на улицах; GSM-модемы, которые передают сигналы. И непосредственно сами сети наружного освещения: уличные фонари, архитектурная подсветка телевизионной вышки, подпорных стен и фасадов зданий. Вся информация поступает на экран дежурному диспетчеру: где прошел сбой, где освещение включилось не в полном объеме и т.д. При этом включение-отключение происходит автоматически, без оператора. Программа создана и запрограммирована с учетом наступления темного времени суток и рассвета согласно текущей дате в календаре. Если необходимо отрегулировать что-то вручную – по тем или иным причинам изменить время включения-отключения освещения, то оператор может сделать это дистанционно. Управлять программой освещения, имея ключ доступа, можно из любой точки земного шара. Она не привязана к месту. – Программа действительно учитывает каждый фонарь во Владивостоке? – Есть линия уличного освещения, которая разбита по питающим центрам, – комментирует Александр Юров. – И учитывается каждый из них. Если что-то произошло – аварийно не включилась та или иная линия, то от питающего центра идет информация, что нагрузка изменилась, то есть набрана не полностью. А раз не полностью, значит, что-то не включено. На место выезжает оперативная бригада и определяет отключенный участок: либо это один, либо два фонаря, либо целая линия отключилась – в зависимости от того, какой объем мощности не набрал центр при получении сигнала включения освещения. Также системой отслеживается сохраность оборудования: коммутационных шкафов, распредели-тельных щитов и т.д. Установленные датчики реагируют на любое проникновение извне. – Дело в том, что мы всегда знаем, когда персонал предприятия занят на объекте, например, в целях планового ремонта или ревизии, – подчеркивает вице-мэр. – Знаем, кто, где и зачем проводит работы. И в случае, если на объекте ничего не проводится, а система передает сигнал о проникновении к оборудованию, логично предположить, что проникновение это несанкционированное – либо в целях хищения, либо просто ради интереса. И тогда на место выезжает служба охраны. Первый среди российских На данный момент среди городов России Владивосток обладает уникальной системой управления уличным освещением. Так в чем ее уникальность? – Мы разрабатывали программу специально для нашего города, с учетом его рельефа, разноуровневости, – отмечает Александр Юров. – Проект позволяет оперативно управлять системой уличного освещения и определять аварийные участки. Другие города пока работают по старой схеме. Яркий пример – фотореле. Это светочувствительный датчик, который при наступлении рассвета или суме-рек передает сигнал системе включения-отключения уличного освещения. На практике фотореле показывают себя ненадежно. Большое влияние на них оказывают погодные условия – в зимнее время идет налипание снега, в результате чего прибор работает неэффективно, и при наступлении рассвета сигнал об этом уличным фонарям не приходит, что ведет к перерасходу электроэнергии. У нас же схема по фотореле просто не работает. В зависимости от рельефа и расположения участка (на сопке или в низине) сигнал может приходить раньше или позже фактического наступления рассвета или сумерек. Отсюда либо фонари горят, когда уже светло, либо, наоборот, свет отсутствует в темное время суток. Также фотореле не способно дать информацию о том, какой участок, допустим, не включился или включился не полностью. Это можно было узнать только в результате физического обхода. На дежурство вступает монтер, он должен обойти всю линию, увидеть проблемные участки и только после этого принимает какие-то меры. При условии, что город с населением более 500 тысяч, сделать это проблематично. Во-первых, содержание бригады сотрудников, которые будут делать осмотры, приводит к серьезным затратам, так как протяженность сетей освещения в таких городах значительна. К примеру, во Владивостоке она составляет более 500 километров, и чтобы ежедневно их осматривать на предмет своевременности включения, необходим немалочисленный штат сотрудников и автотехники. Во-вторых, устранение неполадок происходит медленно: пока будет выявлен этот участок, пока поступит звонок аварийной бригаде, теряется оперативность. А то время, пока фонари не горят, пока темно, – это явные предпосылки к возникновению ДТП, к ухудшению криминогенной обстановки и т.д. Неэвклидова арифметика – Система работает во Владивостоке второй год. На данный момент уже должны быть известны результаты: экономические, организационные... – Во-первых, в городе проводится целый комплекс мер. Система автоматизированного управления освещением одна из них. И действует она наравне с внедрением энергосберегающих технологий, применением системы регулирования мощности уличного освещения, заменой ртутных ламп на натриевые, что снижает потребление электричества, улучшает качество освещения и уменьшает эксплуатационные расходы при обслуживании. Плюс мы не привлекаем к ремонтным работам сторонние организации – все работы выполняем своими силами. Внедряем незатратное по эксплуатации оборудование. Раньше у нас были голые провода, которые рвались, при ветре происходили частые отключения освещения из-за их замыкания. Вследствие чего увеличивались расходы при проведении ремонтных работ. Сейчас применяются изолированные самонесущие провода, которые выдерживают все стихийные природные явления – выпадение мокрого снега, сильный ветер и прочие следствия морского климата. Благодаря этому уменьшаются расходы на содержание сетей. Уже нет такого объема аварийных работ, освещение функционирует бесперебойно. В итоге мы получаем значительную экономию. Самый яркий пример: с каждым годом в городе увеличивается количество светильников, а затраты на их обслуживание сокращаются. Здесь нет прямо-пропорциональной зависимости: чем больше ламп, тем больше тратится средств. Наоборот. Смотрите, на сегодняшний день, если сравнивать только 2012 и 2013 годы, снижение затрат на обслуживание одного светильника произошло на 20 процентов. А количество их увеличилось по сравнению с 2012 годом на 58 процентов. Экономия на благо горожан – В 2008 году уровень освещенности в городе составлял всего 16 процентов, – продолжает Александр Николаевич. – Глава города, учитывая жалобы и обращения жителей, обратил серьезное внимание на эту проблему. И сейчас процент освещенности доведен до 52. Это только улиц и дворовых территорий. В эту цифру не попало освещение, сделанное для мест массового отдыха горожан и формирования художественного облика города. Это освещение более 20 скверов, подсветка зданий, подпорных стен. Также по указанию Игоря Пушкарева сделано освещение территорий всех детских садов и школ. Таким образом, в 2008 году было 3000 светильников, а сейчас их более 31000. Да, это еще не 100 процентов. Но динамика за четыре года очевидна. К тому же за счет получаемой экономии у нас появляется резерв, благодаря которому удается выполнять еще больше работ по установке новых светильников. Так же произошло и с системой автоматизации. Изначально, внедрив в городскую сеть энергосберегающие технологии, мы получили существенную экономию средств. И затем постепенно за два года выполнили монтаж системы автоматизированного управления наружным освещением.

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

В этом номере:
Cезон фонтанов открыли во Владивостоке
Cезон фонтанов открыли во Владивостоке

Во вторник вечером торжественно были запущены фонтаны: пять на Арбате и главный цветомузыкальный на набережной Спортивной гавани.

В деятельности Росрыболовства в ДВФО нашли три тысячи нарушений

Речь идет о работе ведомства в 2012 году, сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры РФ.

Паромы перешли на летнее расписание

Во Владивостоке с 1 мая меняется расписание движения паромов на остров Попова, сообщает управление транспорта администрации города.

Школам и детсадам добавят обновлений

В муниципальных учреждениях образования Владивостока грядет большое обновление мебели, оборудования и игрушек, сообщает пресс-служба администрации города.

Приморцы попали в десятку счастливчиков

Социологи фонда «Общественное мнение» (ФОМ) составили «карту счастья». Приморье по количеству счастливых людей находится на десятом месте (78 процентов населения). Наши соседи из Хабаровского края в десятку не попали.

Последние номера
газета
газета
газета
газета