Нестареющий секонд-хенд

ОСТРОСЛОВЫ нередко называют Владивосток родиной бэушных японских автомобилей. И это верно подмечено. Вот уже два десятка лет если не больше, как отечественные автомобили на дорогах краевого центра – большая редкость. Здесь в основном «шуршат» шинами машины из Японии и Кореи, иногда из США. Но не забыты времена, когда иномарки были диковиной в столице Приморья.

24 апр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3328 от 24 апр. 2013
71a9c6f00817a3fd7803814f43faf7ee.jpg О том, как японский автосеконд-хенд впервые появился во Владивостоке, корреспонденту «В» рассказал бывший главный энергетик Приморсклеспрома, ныне пенсионер Юрий Трифонов, непосредственный участник этой экспансии. По его словам, началось все еще в 1973 году. Незнание законов затормозило прогрессМало кто знает, но в Советском Союзе табу на ввоз и регистрацию иномарок никогда не было. Хоть с правым рулем, хоть с левым. Зато существовало Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О запрете на реализацию населению грузовиков, пикапов, автобусов и микроавтобусов, тракторов, броневиков, правительственных «Чаек» и «ЗИЛов» и всего другого коммерческого транспорта», которое неукоснительно выполнялось. – Показательный случай произошел в 1972 году, когда старпом ДВМП Владимир Веселов привез из Канады «Шевроле» с левым рулем. Более полугода «американский дорожный крейсер» курсировал по улицам города и дорогам Приморья без надежды на его регистрацию. И лишь потому, что Веселов купил и привез иномарку без разрешения крайкома КПСС, без согласия парткома и профкома ДВМП, капитана судна, – рассказал Юрий Иванович. И все­-таки «Шевроле» получил прописку в СССР. Благодаря звонку по телефону Юрия Трифонова начальнику РЭО ГАИ капитану милиции Василию Какуркину, своему другу. Для постановки на учет первого автомобиля секонд-хенд, купленного за рубежом жителем Владивостока, хватило чека на 200 американских долларов, подтверждавшего покупку машины, справки с парохода об оплате провоза и таможенной декларации. На оформление ушло 20 минут. По словам Юрия Трифонова, пока оформлялись документы, партийные чиновники всех рангов по телефону запрещали начальнику РЭО ГАИ ставить секонд-хенд на учет. Поставленная во Владивостоке на учет первая иномарка создала прецедент свободы действий на местном авторынке, но пока только лицам, имеющим паспорт моряка. Сегодня Юрий Трифонов убежден: если бы граждане Страны Советов, имевшие разрешенный доступ к валюте и к выезду за границу, знали нюансы таможенного и регистрационного российского законодательства, то поток бэушных иномарок в страну развитого социализма начался бы лет за 20 до их массового ввоза в конце 80-х годов прошлого века. Сын ответил за отца? В конце марта 1973 года во Владивосток было привезено моряками ДВМП сразу два праворульных автомобиля секонд-хенд. Евгений Кравченко, главный механик теплохода «Пионер Владивостока», купил в Японии «Тойоту­-Карину­-Марк-­2», а начальник радиостанции – совершенно роскошный «Ниссан­-Цедрик» светло-серого цвета. И, как и в случае с «Шевроле» Владимира Веселова, гаишники в течение месяца отказывались ставить на учет машины из Страны восходящего солнца. И вновь моряков выручил «звонок другу»: Юрий Трифонов позвонил Василию Какуркину – и «японки» тут же получили российские техпаспорта и госномера. …Судьба «Тойоты­Карины­Марк­2» и ее хозяина сложилась трагично. Евгений Кравченко разбился в 1975 году на спуске в районе Первой Речки. – За несколько минут до его гибели мы с Евгением неожиданно встретились около кинотеатра «Москва». Машины остановили прямо на трамвайных путях и разговаривали через опущенные стекла дверей. Он торопился к жене, она лежала на сохранении в больнице. Женя вез диетический обед, приготовленный заботливыми руками тещи, а я ехал по рабочим делам на мебельную фабрику, – говорит Юрий Трифонов. Юрий Иванович вспоминает, что после гибели друга по городу тут же поползли слухи, будто бы хозяина «Тойоты» бог наказал за то, что его отец, будучи в должности первого секретаря горкома партии, дал команду на снос единственной в городе церквушки на Океанском проспекте. Старожилы Владивостока наверняка помнят это красивое строение из дерева. У его подножия находился погост и колодец с кристально чистой водой. Когда церковь снесли, вода из колодца стала течь на проезжую часть. В холодное время года асфальт в этом месте покрывался ледяным панцирем. На этом льду, да еще на уклоне неведомая сила закрутила машину Евгения Кравченко и бросила на встречную полосу, прямиком под колеса мусоровозки на шасси «ГАЗ-53». Когда стали выяснять причины и обстоятельства ДТП, оказалось, что именно расположение руля, то есть местонахождение водителя, стало одной из главных причин непоправимой трагедии. Долой лишние кресла! Массовый ввоз в Приморье автосеконд-хенда для последующей перепродажи начался в 1989 году. Тогда же во Владивостоке зародился знаменитый на всю Россию автомобильный рынок «Зеленый Угол». По словам Юрия Трифонова, первый коммерческий автомобиль секонд-хенд, микроавтобус марки ММС «Делика» на восемь мест, привез его друг Владимир Любинский. Микроавтобус made in Japan с правым рулем прибыл во Владивосток на грузовой палубе теплохода «Михаил Шолохов» в марте 1989 года. Владимир Любинский, ныне покойный, отдал за него две тысячи долларов США. Надо ли говорить, что с регистрацией «Мицубиси-­Делики» тоже возникли проблемы. Хотя микроавтобус не попадал под вышеупомянутое Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О запрете на реализацию населению грузовиков, пикапов, автобусов и микроавтобусов, тракторов, броневиков, правительственных «Чаек» и «ЗИЛов» и всего другого коммерческого транспорта», поскольку речь в документе шла только о продаже, а не о постановке на государственный учет. На этом и сыграл Юрий Трифонов, когда отправился хлопотать за друга к тогдашнему начальнику РЭО ГАИ полковнику милиции Петру Тарлавину. Полковник несколько раз перелистал постановление, а потом произнес историческую речь: – Откуда японцы знают, какие машины можно регистрировать в Советском Союзе, какие нет? Какие советским людям можно покупать, а какие запрещено? Потом спросил о количестве пассажирских мест в микроавтобусе, Владимир честно ответил, что мест восемь, и тут же поехал в гараж снимать два кресла. Чтобы подогнать количество мест в «Делике» под стандарт «Волги» ГАЗ-24… После регистрации кресла вернулись на штатное место. Хотели менять «Жигули» на иномарки – В печально знаменитом круизе для своих, организованном в 1989 году для депутатов и чиновников краевой администрации, было куплено автомашин в два раза больше, чем было мест на борту теплохода «Михаил Шолохов». И больше половины везли на продажу. Ввоз автомобилей секонд-хенд из Японии во время реформ Ельцина–Гайдара, а затем дефолта и финансово­экономического кризиса дал возможность жить безбедно тысячам жителей Приморья. Понимая экономическую и политическую значимость ввоза японских бэушных машин для ДВ региона и для страны в целом, в 1990 году начальник Примоскглавснаба Николай Макаренко предложил мне через своих друзей в управлении автоэкспорта и автоимпорта стран СЭВ протолкнуть в Совмине СССР Постановление «Об организации ввоза и продажи автомобилей секонд-хенд из Японии». Николай Рыжков, председатель Правительства СССР, принимая во внимание, что подержанные «японки» стоили тогда 200 долларов, решил давать нам для продажи за валюту странам АТР по 60 тысяч «Жигулей» в год. А за вырученные доллары должны были покупать не менее 200 тысяч автомобилей секонд-хенд, – рассказывает Юрий Трифонов. Между тем тогдашний начальник Главного управления ГАИ МВД СССР генерал­-лейтенант милиции Борис Коряковцев был категорически против покупки японских машин с правым рулем, так как их фары слепят водителей встречных машин. И здесь он был прав. У «японок» есть мертвые зоны спереди, справа, слева и сзади. Из-­за чего водитель не видит пешехода, выскочившего с тротуара на проезжую часть дороги, аккурат под бампер. При обгоне водитель праворульной машины слепой, он не видит приближающийся автомобиль. При столкновении со встречной машиной, как правило, страдает пассажир. – Фары на «японках» стояли круглые, такие же, как на «ГАЗ¬24» и «Жигулях». Я же предложил включать в контракт замену фар в Японии. Или менять на фары для леворульных машин во Владивостоке. Вечером мы отдыхали на правительственной даче, которую позже «прихватизировал» демократ Касьянов. Вообразите, вековые сосны, тишина, слабый снежок. Слегка слезятся глаза от дыма мангала... Запах специй и шашлыка, спиртное... и генерал­-лейтенант сдался! Я ликовал, – говорит Юрий Трифонов. Но история появления в СССР иномарок с правым рулем сделала неожиданный финт. Через несколько дней Михаил Горбачев снял с должности Николая Рыжкова, тот с горя попал в больницу с инфарктом. И постановление о бэушных «японках» осталось неподписанным…