Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Политика

Униженные и оскорбленные

Депутаты Госдумы собираются ввести один из самых сырых законопроектов в своей истории
Униженные и оскорбленные
Священнослужители уверяют: Бог поруган не бывает. А народные избранники сомневаются… Горячие споры вызвал в обществе законопроект о защите религиозных чувств верующих, одобренный Госдумой в первом чтении. Эксперты в большинстве своем сошлись в критике: закон неточный, сырой, дублирующий уже существующее законодательство и в некоторых местах конфликтующий с ним. Законопроект одобрили 330 депутатов, воздержался один, а против голосовали всего семь народных избранников. По мнению корреспондента «В», депутаты уж слишком ударились в область чувств, отодвинув на второй план область норм, прав и обязанностей. Ужесточили то, не знаю что Новый закон предлагает защитить весьма расплывчатое понятие «религиозные чувства верующих» вполне конкретными наказаниями: штрафами до 500 тысяч рублей и тюремным сроком до пяти лет. Авторы данной инициативы – люди в обществе известные. Среди них, например, депутат Сергей Железняк, запомнившийся как истый патриот и поборник морали. В одно время он намеревался ввести квоту на иностранные фильмы, чего не произошло, а в другое – запретить и жестоко штрафовать СМИ за «нецензурную брань», какое правило уже действует. Также в списке авторов Владимир Жириновский (доктор философских наук и заслуженный юрист РФ), Елена Мизулина (доктор юридических наук) и многие другие. Несмотря на авторитетный авторский состав, основная критика экспертов обрушилась именно на юридические неточности и терминологию, которой оперируют депутаты. Так, вводится юридически неопределенная формулировка «публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан», а также понятие «религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Ко всему прочему добавляются прорехи в логике. Так, в тексте проекта есть фраза «публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний». Притом, как могут быть унижены неодушевленные предметы и понятия, не только не объяснено, но и, в принципе, не может иметь объяснения. «Унижение или оскорбление являются формами посягательств на честь и достоинство личности, а не на определенную последовательность действий, каковыми по сути являются богослужение, религиозные обряды и церемонии», – отмечается в официальном отзыве на законопроект Верховного суда. Это самые явные недостатки законопроекта. Суд также указал, что в документе содержатся термины, «не имеющие правового закрепления (например, богослужение, религиозные обряды и церемонии)», а такая терминология, как «оскорбление убеждений», не вполне соответствует понятийному аппарату, традиционно используемому в уголовном законодательстве. Схожего мнения придерживается и правительство РФ, предложившее устранить конкуренцию действующих уголовно-правовых норм с нормами, прописанными в законопроекте. И тем не менее законопроект готовится ко второму чтению. В свете этого «В» попросил представителей «религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России», про-комментировать свое отношение к инициативе народных избранников: Церкви этот закон не нужен Иерей Дмитрий Федорин, благочинный I округа Владивостокской епархии: – В этом законе не надо искать того, что он защищает только церковь и православных верующих. Он защищает любого верующего человека и члена религиозной организации, правомерно действующей на территории страны. Мое личное мнение как священника и верующего человека: законопроект недостаточно точен. Терминология не определена. Не определено, насколько чувства должны быть оскорблены, чтобы вменить какое-то наказание. А потому, как это на практике будет применяться, тоже не ясно. Вводить его в таком виде вообще не нужно. Церковь в этом законопроекте не нуждается. Другой вопрос: в нем нуждается общество. Мы сейчас начинаем погружаться в болото кощунства и отсутствия всякой святости к нашим культурным ценностям. Поэтому где-то в этом направлении нужно работать. Что касается Приморья, то случаи вандализма по отношению к святыням были, но до публичных оскорблений религиозных чувств не доходило. Да, есть провокации со стороны творческих коллективов, которые выступают во Владивостоке. К примеру, скоро у нас будет нашумевшая рок-опера «Иисус Христос суперзвезда». Церковь давно уже выступила с тем, что эта опера оскорбляет чувства верующих. Однако никаких действий в юридическом плане не проводилось и вряд ли будут проводиться. Я лучше распространю информацию о том, чтобы люди не шли на эту оперу, не участвовали в сатанинском сборище, не уподоблялись тем людям, которые Христа распинали. Я ее, кстати, не слушал и слушать не собираюсь. Опера может быть гениальной в творческом плане, но имеет провокационное название. Тем более это рок-опера, а рок у нас все время ассоциировался с движением сатанинского толка. Буквально в прошлом году накануне освящения храма в Спасске-Дальнем неизвестные баллончиком расписали сатанинской свастикой двери храма. Однако это вандализм. Очевидно, какие-то школьники или подростки. Такого движения от взрослого населения церковь в Приморье не наблюдала. Сопротивлений, открытых высказываний или попыток какого-то противостояния между верующими и неверующими приморцами не было. Вот пример – придорожный поклонный крест. Если его специально кто-то спилил, снял это на камеру и выложил в Интернете со словами «православные мракобесы!» – это один случай. А если этот крест случайно был сбит в результате автомобильной аварии – другой. В первом случае – злой умы-сел и попытка разжечь войну на религиозном чувстве. Это должно наказываться. Естественно, не тремястами рублями, как сейчас, потому как такая ответственность никакого эффекта не даст. Но и уголовный срок тоже, конечно, перебор. Достаточно принудительных работ. А самое главное – воспитательная беседа. Дело церкви – не наказывать или поддерживать какой-то законодательный проект, а воспитать, в частности, лояльность российских граждан к чувствам других людей. В пространстве блогеров каждый раз, когда церковь выступает с какой-то инициативой или программой, находятся люди, которым это не нравится, и они оставляют гневные записи. Мы к этому привыкли и не противостоим, никому на них не жалуемся. Молодые прихожане, которые сидят в Интернете, мне часто сообщают о нападках на церковь среди блогеров явно антихристианского, богоборческого настроения. Я говорю: пусть они в этом пространстве обитают. Прочитали да забыли. Бог поруган не бывает. – Если бы ваши религиозные чувства были задеты или оскорблены, вы бы обратились в суд? – Только от лица общины. Например, если бы был осквернен храм: допустим, в него зашла компания скинхедов, разбила иконы, краской измазала иконостас. Тогда от религиозной организации – естественно, в рамках закона – мы подадим в соответствующие органы заявление, чтобы их привлекли к ответственности. А если, например, в подъезде, когда я поднимаюсь домой, на меня плюнет пьяный прохожий и скажет: «Ох! Смотрите-ка, поп идет!», то я ему отвечу «Бог тебя простит» и никакие иски подавать не буду. В тесноте, но не в обиде Бахадир Нураков, председатель общественной организации узбеков и уроженцев Узбекистана «Адолат» Приморского края: – На сегодняшний день наша проблема в расположении мечети и ее объеме – маленький зал. Верующих очень много. Около 80 процентов среди прихожан – узбеки. Мест, конечно, не хватает. Очень тесно. Хотелось бы, чтобы нормальная мечеть была – большего нам не надо. А чтобы кто-то грубо обращался к верующим – еще ни одного заявления не было. Отношения с другими нациями у нас тоже нормальные. Сам регион считаем спокойным. Проблем национальных и религиозных между людьми нет. По поводу уголовного наказания я считаю: оно должно быть, потому что непонимающих людей сейчас много. С другой стороны, исполнение моральных принципов мусульманства на сегодняшний день немножко ослабло среди верующих. В том числе и среди узбеков. Есть пьющие, непослушные. Многие просто притворяются, носят маски. Как бы мусульмане, но ведут себя не как истинно верующие. Религиозный насморк Игорь Гостев, практикующий буддист традиции Карма Кагью, Владивосток: – Буддизм во Владивостоке традиционно чувствует себя комфортно. Мы не даем повода, чтобы нас атаковали. К тому же, на мой взгляд, сегодня законодательство уже обладает всеми инструментами, чтобы привлечь к ответственности человека, решившего оскорбить чувства верующих. Вот, например, одно время – еще при советской власти – за срыв стоп-крана в поездах полагалась административная ответственность. Поезд останавливался, государству причинялся конкретный убыток. И когда власть поняла, что административная ответственность не работает – мизерные штрафы и народ не пугали, и потерь не восполняли, то ввела уголовное наказание. По поводу оскорбления чувств верующих – очень сложно подсчитать этот «убыток» в каком-либо конкретном значении. Тут проявляется эмоциональная сторона. В некоторых странах на определенные правонарушения существует срок подачи заявления – человек должен подождать один день, ус-покоиться, привести чувства в порядок. В данном же случае может произойти так: «потерпевший», оскорбленный в своих религиозных чувствах, может пойти в больницу, где у него обнаружат, на-пример, простуду, и затем он скажет, что его простуда была вызвана в результате религиозного оскорбления. И до такого может дойти. Просто принимать законы на фоне каких-то тенденций в обществе – это какое-то законотворческое новшество. Почему одну группу людей защищают, а другую нет? Так в скором времени могут воз-никнуть законы о защите чувств, например, собирателей марок…

Автор : Сергей ПЕТРАЧКОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Охранники парковки сожгли пять автомобилей
Охранники парковки сожгли пять автомобилей

ПОЖАР во Владивостоке на улице Котельникова получился поистине масштабным.

Водители начали платить за работу без тахографа

ПО ИТОГАМ двухнедельной проверки ГИБДД за отсутствие тахографов оштрафованы 39 руководителей компаний и водителей, сообщает пресс-служба краевой Госавтоинспекции.

Реки держат под контролем

ПАВОДКОВАЯ обстановка в Приморье стабильная, сообщает пресс-служба краевого управления МЧС.

Темной-темной ночью… вас ждут в библиотеке

ВЛАДИВОСТОК второй раз принимает участие во всероссийской акции в поддержку чтения «БиблиоНочь», сообщает пресс-служба администрации города.

Обанкротиться, чтобы не отдавать долги?

ЗАО «РИМСКО» подал в Арбитражный суд Приморского края заявление о банкротстве. Введена процедура наблюдения, сообщает пресс-служба краевого управления ФССП.

Последние номера
газета
газета
газета
газета