Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Персона

Найти хорошего штурмана это вам не замуж выскочить

Для приморских «Королев автострады» состав экипажа – вопрос серьезный
ЖЕНСКОЕ ралли в России явление нечастое. Но в самом автомобильном городе страны Владивостоке подобные соревнования уже устоявшаяся традиция. С Татьяной Сокольницкой я познакомился во время путешествия в Лазовский заповедник. Кандидат химических наук, научный сотрудник лаборатории сорбционных процессов Института химии ДВО РАН – в той экспедиции, где она занималась изучением гидрохимического режима прилегающих к заповеднику вод. Я же оказался там совершенно случайно. Первое, что меня потрясло, – это автомобиль. Пятидверный джип «Сузуки­ Эскудо», со всех сторон обклеенный виниловыми логотипами различных, совсем не женских клубов. Машина сразу выдавала принадлежность ее владельца к стану любителей крутой бездорожной езды. Но водитель – хрупкая девушка на каблуках. Это сбивало с толку. Обратно ехали вместе. Машина шла ровно и целеустремленно, не меняя скорости, не обгоняя, но и не затормаживая. Чувствовались в этом ходу большой опыт и разумная сила. Татьяна – многократный призер и судья традиционных в Приморье соревнований «Королева автострады». Мужчины не желают быть королевами. Боятся? Узнав в марте об очередном ралли, созвонился с Татьяной, договорился о встрече. Первое, что бросилось в глаза, – знакомый автомобиль и совсем новый номер «20», наклеенный прямо на капот. Вопрос возник сам собой: – Скажите, мужчины, видя такие «знаки отличия» – логотипы серьезных автоклубов, понимают, что за рулем хоть и женщина, но далеко не стажер? – Нет, никакого особого уважения это на дороге не дает. Да и пешеходы мешают: останавливаются на переходах перед машиной и читают… по слогам, пока зеленый свет не загорится. – На старт «Королевы автострады» выходят исключительно женщины? – Традиционно у нас абсолютный матриархат. Мы этого не скрываем, и всячески позиционируем дискриминацию по половому признаку (смеется). По правилам ралли оба участника – штурман и водитель – женщины. Но в этом году мы решили провести эксперимент. Почему? Пошли навстречу тем нашим девушкам, которые не чувствуют в себе силы участвовать в гонке сугубо дамским коллективом, опасаются без мужчин. Мы их, конечно, перевоспитаем со временем. Еще наши соревнования хоть и любительские, но принцип их совершено спортивный. Королева автострады – это чемпионат края по ралли третьей категории. Присуждаются разряды и награды различной степени ценности. – У состязаний настолько значительный призовой фонд? – Призового фонда никакого нет. Один год у нас спонсор был, дай бог ему здоровья, г­н Сунил Ганди – он за первое место давал кольца с бриллиантами. Мой экипаж тогда второе место занял. Проскочили мимо наши бриллиантики… Так расстроились, что на следующий год финишировали первыми. Вдруг откуда ни возьмись… зашифрованный судья – Что в ваших состязаниях выходит на первый план? – Есть гонки водительские, здесь же штурманские. Хладнокровие, расчет и опыт играют большую роль, а побеждают аккуратисты. Рулят не лихость и адреналин, наше ралли – это соревнование на регулярность движения: нужно к определенному месту на трассе попасть в строго обозначенную минуту, почти как в задачках по математике. Фиксируется все на судейском пункте контроля времени (КВ). Участник подъезжает в назначенную ему минуту, отмечается. Существуют внезапные КВ, когда никому не известный, зашифрованный судья выставляется в любом месте на трассе. Едет участник, задумался, на спидометр не смотрит, а за поворотом – бац – и красный знак. Все, попался. Таких пунктов участники боятся не меньше, чем настоящих гаишников. – Что еще предлагается экипажам, кроме движения по заданной схеме? – В ходе ралли существуют спецучастки, на которых проводятся различные дополнительные соревнования. Девчонки очень любят скоростное маневрирование. На небольшой площадке выставляем змейки, восьмерки, гараж, и надо все пройти на скорость, ездить задним ходом. Еще участники сдают правила дорожного движения – получают билет и решают его за отведенное время. Моя любимая номинация при награждении – это пенализация офф. Она отмечает тех, кто решил все задания без единой ошибки. Таких 2-3 человека бывает, основная же масса держится в пределах 1¬2 ошибок. Это, поверь, задание непростое даже для тех, кто за рулем много лет – некоторые нюансы правил успеваешь забыть. У тебя ведь есть права? Вот скажи­ка на память, например, какова должна быть длина «шкворки» при буксировке? Не скажешь. Поэтому нашим девушкам приходится при подготовке к ралли зубрить ПДД заново. Есть и другие замечательные штуки: движение с закрытыми глазами, по подсказке штурмана или замена колеса на скорость. – Тоже с закрытыми глазами? – Ну нет, с открытыми! – Из-­за такой аккуратной езды ничего на трассе не случается? – Серьезного, тьфу-тьфу-тьфу, ничего не было. Соревнования проводятся по всем правилам. Все силовые структуры предупреждены, все согласования получены. Врач в замыкающем автомобиле едет. Хотя на заре нашего дела во время выполнения задания на скорость «подъем на холм» один автомобиль врезался в стоящий на обочине «КамАЗ». Поцарапал ему решетку. После окончания гонки такие разборы полетов устраиваются, так страсти кипят, словно это ралли Монако. Бывает, ябедничают друг на друга. Но система подсчета результатов такова, что она дублируется, причем не один раз. Сфальсифицировать не получится – не подсудить, не изменить. Взятки нам предлагать бессмысленно, к сожалению (смеется). Двери открыты для всех дам и автомобилей – Я уже понял, что в гонке может принять участие любая изъявившая желание дама. А как подбираются экипажи? – Команды формируются только на основе личной симпатии. Штурманов подбирают так, как мужей не выбирают! Бывает, и штурман грамотный, и водитель хороший, а характерами не сошлись. Времени на принятие решений на трассе – секунды. Взаимопонимание должно быть. В этом году одна девушка говорит: буду выступать только в паре с братом. Гонку закончила и заявила: в следующий раз поеду с младшей сестрой. Хороший штурман – редкость. Но у нас есть такие. Например, Марина Нарбутович ни разу машину не водила, а к ней люди в очередь записываются. Впрочем, даже отдельно взятый экипаж может достойно представлять клуб «Правый руль» в экстремальных условиях. Надо было только найти экипаж, который не жалко… – Крутость автомобиля дает какое­-либо преимущество? – В этом и смысл гонок, чтобы класс автомобиля ничего не значил. Вот в конце змейки стоит упражнение стоп-базой: с ходу на скорости надо остановиться, чтобы линия финиша оказалась между передними и задними колесами. Маневрировать легче на «букашке», но если джип запарковал в этом квартале, то практически выполнил упражнение, а вот малолитражку попробуй угнездить – колесо вылезло на линию – уже не считается. На трассе есть скоростные участки, есть участки на проходимость. В этом году победили на автомобиле Jimny Wide, в прошлом – на Honda Aria. – В метрику желающим стать «Королевой автострады» не смотрите? – Вопрос про возраст женщинам не задают! А так диапазон широчайший, начиная с 18-летних девчонок, которые только что получили права, заканчивая состоявшимися, солидными женщинами, у которых уже сыновья в ралли участвуют. Им и за 50, и за 60. Критерий отбора прост: наличие желания, автомобиля и действительного водительского удостоверения. Законопослушные, но суеверные – А есть ли место предрассудкам на трассе? Например, черная кошка перебежит дорогу? – Главное, чтоб под колеса не лезла (улыбается). Но, если честно, я хорошо знаю спортсменов-­профессионалов, они – как все экстремалы – товарищи довольно суеверные. С девушками, регулярно участвующими в гонках, происходит та же история: не закудыкивай дорогу, ни в коем случае не обходи машину сзади, неудачный бортовой номер (если дать самим выбирать, они будут спорить до второго пришествия). Приходится оргкомитету определять номера волевым решением. – Какими качествами на дороге женщины отличаются от мужчин? – У нас много хороших качеств, которые позволяют водить машину не хуже, а лучше некоторых представителей мужского сословия. Женщины более законопослушны, аккуратны и ответственны. Конечно, все мы создания с разным темпераментом, характером, поэтому на обучение вождению у всех может уйти разное время. Но в среднем за 2-3 месяца регулярных занятий с хорошим инструктором можно достичь определенных умений. Такие соревнования дают много полезного – чувство дистанции, габаритов, времени, да и просто практические навыки. – Какие еще соревнования проводятся клубом? – Клуб «Правый руль» действует вот уже 11 лет, но не хотелось бы, чтоб сложилось впечатление, что мы каждую пятницу собираемся и вышиваем крестиком на авточехлах. Нет, у всех семьи, работа – собираемся по делу. Из организуемых мероприятий «Королева автострады» самое известное. А вообще раз в сезон у нас обязательно что-­нибудь проводится. «Оранжевое лето» – соревнование с краеведческим уклоном, «Приморская осень» – знай и люби свой город. Например, ты знаешь, сколько у нас скульптур тигров в городе: один под «Океаном», а еще? У нас их девять. Всех надо было найти и сфотографировать. Можешь использовать хоть опрос местных жителей, хоть звонок другу, хоть Интернет. В другой год памятники искали. Никакой звонок другу не помогает. Вот где сейчас установлен памятник Осипу Мандельштаму? Он сначала стоял на ДОСААФе, потом его перенесли на Бородинскую. В конце концов памятник «осел» под зданием ВГУЭС. Подводных лодок у нас сколько? Не только «С¬56». Еще одна стоит на Морском кладбище. Зимой проводим соревнование на льду, ну и два раза в год собираемся вместе и отмечаем день рождения клуба и 8 Марта. Вот на такие мероприятия приезжаем категорически на такси!

Автор : Олег КОТОВ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Охранники парковки сожгли пять автомобилей
Охранники парковки сожгли пять автомобилей

ПОЖАР во Владивостоке на улице Котельникова получился поистине масштабным.

Водители начали платить за работу без тахографа

ПО ИТОГАМ двухнедельной проверки ГИБДД за отсутствие тахографов оштрафованы 39 руководителей компаний и водителей, сообщает пресс-служба краевой Госавтоинспекции.

Реки держат под контролем

ПАВОДКОВАЯ обстановка в Приморье стабильная, сообщает пресс-служба краевого управления МЧС.

Темной-темной ночью… вас ждут в библиотеке

ВЛАДИВОСТОК второй раз принимает участие во всероссийской акции в поддержку чтения «БиблиоНочь», сообщает пресс-служба администрации города.

Обанкротиться, чтобы не отдавать долги?

ЗАО «РИМСКО» подал в Арбитражный суд Приморского края заявление о банкротстве. Введена процедура наблюдения, сообщает пресс-служба краевого управления ФССП.

Последние номера
газета
газета
газета
газета