Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Семья

Аргументы против «не хочу»

Что это, возрастное явление или огрехи воспитания?
Аргументы против «не хочу»
– НЕ БУДУ, не пойду, не хочуууу! – надрывался малыш в коридоре детской стоматологии. Ну что ж, его как раз понять можно, иногда даже нам, несмотря на все прожитые десятилетия, хочется устроить что-то подобное перед кабинетом зубного врача. Это «не хочу» понятно и логично. Но что делать, если твой ребеночек, который для тебя словно раскрытая книга, слова и поступки которого ты можешь предугадать за несколько ходов, на привычную просьбу заявляет «не хочу»?! Правильно, оправившись от шока, мы начинаем размышлять: почему? И как реагировать? Каждому возрасту свое «нет» Между тем психологи даже придумали этому «не хочу» определение – «детский негативизм», которое означает вид психологического протеста на требования взрослых. С помощью «не буду», «не хочу» он хочет отстоять права своей личности. Негативизм – форма протеста, свойственная нормальному процессу развития здорового ребенка. Этот психологический этап становления новой личности такой же важный, как и этап физического развития, например, первые самостоятельные шаги. Поэтому расстраиваться и паниковать родителям не стоит, а всего лишь нужно внести изменения и коррективы в свое поведение и отношения с ребенком. Любой заботливый и понимающий родитель порадуется, услышав первое и повторяющееся «нет!», но расслабляться тоже нельзя, ведь от того, как вы себя поведете в конкретной ситуации, зависят дальнейшие ваши с ним взаимоотношения. Как и любой нормальный процесс в развитии нового человека, детский негативизм имеет свои временные рамки, или, другими словами, фазы. Фаза первая. Проявляется у малыша практически сразу же, как он начинает говорить (вспомните, «не хочу» появилось практически сразу же в лексиконе вашего чада), а длится приблизительно до трех лет (но эти рамки очень индивидуальны). На данном этапе дитя знакомится с новыми, совершенно незнакомыми ранее ощущениями, эмоциями, такими как гнев, агрессия, которые следуют за отказом на принуждение со стороны мамы или папы, например, к купанию, одеванию или принятию пищи. Необходимо помнить, что запретить так вести себя вы ему не можете, но и потаканием можно только усугубить ситуацию. Второй этап обычно приходится на шесть лет (впрочем, временные рамки и здесь очень индивидуальны). В этом возрасте отрицание более обоснованно, если так можно выразиться. Чадо наотрез отказывается выполнить какое­-либо действие, которое выполняло раньше без трудностей, или делает вид, что не слышит просьбы… Лом – это не прием Не стоит воспринимать такое поведение как попытку вам насолить или разозлить. И не переусердствуйте с наказанием, в противном случае детеныш просто замкнется… Рецепты для родителей и в этом, и в предыдущем случае практически хрестоматийны. Необходимо четко определить границы поведения отпрыска. Знайте, вседозволенность порождает только негативные качества в детской психике. Маленький человечек проверяет мир на прочность, и вас в том числе, вы ведь его составляющая. Ему жизненно необходимо знать границы, что можно, а что нельзя и почему, – это придает ему уверенности в вас, так как он в любой ситуации может на вас рассчитывать и положиться. Очень важно, чтобы каждое ваше «нельзя» было в сопровождении альтернативного «можно» и четкого объяснения, почему все-­таки «нельзя». Соблюдайте последовательность ваших слов и действий. Если уж запретили: «никаких конфет», «телевизора уже достаточно», к примеру, то изменить свое решение уже нельзя. Иначе ребенок начнет вами манипулировать. Важно, чтобы требования к ребенку были одинаковыми со стороны всех членов семьи, и если устанавливаются запреты, то придерживаться их должны все. Чтобы не было «мама плохая потому, что запрещает, пойду лучше к папе – он разрешит». В противном случае и вы, и ваше чадо проблем в будущем не оберетесь… По возможности соблюдайте режим дня. Традиционные действия и манипуляции вызывают у детей чувство стабильности, а значит – защищенности. Одобряйте и хвалите свое чадо даже за самые мелкие, непозитивные действия и игнорируйте негативные. Проверяя мир и вас на прочность, он может искать новые методы воздействия на вас, если заподозрит и увидит хоть каплю сомнения в вашей решимости, и на эту каплю он сможет надавить для достижения своей цели. Уроки в розовых тонах Совсем особая тема «не хочу делать уроки». Для этого случая, пожалуйста, небольшая выжимка психологических советов. По идее, если их придерживаться, то к концу первого класса механизм приготовления «домашки» будет работать как швейцарские часы! С первых школьных дней для малыша важно понять: уроки должны быть выполнены, невзирая ни на какие бытовые катаклизмы, будь то приход гостей, интересный фильм по телевизору, поход в театр или просто хорошая погода. Исключение – только болезнь. Если пару раз дадите слабинку, ребенок и в дальнейшем будет пытаться оправдывать свою лень самыми неимоверными причинами! Все-таки домашнее задание это не бессмысленная нагрузка: во¬первых, это способ лучше усвоить полученные на уроке знания, а во-вторых, очень действенный метод воспитания ответственности, трудолюбия и самостоятельности – качеств, без которых успешному человеку никак не обойтись. Нередко родители, сами того не осознавая, внушают ребенку мысль, что уроки – это не важно. Например, мы можем прервать занятия, позвав малыша обедать или выполнить какое­-нибудь поручение. Постепенно у ребенка формируется уверенность: уроки можно отложить ради другого дела. Дайте ребенку понять, что учеба – это одно из самых важных дел его жизни. Она сравнима с вашей работой – в важности которой малыш конечно же не сомневается! Приучайте маленького школьника делать уроки, как только их задали, а не откладывать в долгий ящик. Пусть все, связанное с выполнением домашних заданий, будет окрашено для ребенка в положительные тона: никаких криков, упреков и принуждений. Только мягкое убеждение, необходимая помощь и оптимистичный настрой! И никаких «потом»! Если вы думаете, что по прохождении кризиса шести­-восьми лет проблемы с детским негативизмом остались далеко позади, то вы глубоко ошибаетесь. Вполне может и такое случится: на вашу обычную просьбу вроде «помой посуду» или «вынеси мусор» вместо уже ставшего привычным выполнения вы получаете безапелляционное «не хочу». Что это? Возрастное явление, которое можно пережить, либо огрехи в воспитании. И что в этом случае нужно делать? По большому счету это нормально, когда ребенок не хочет мыть посуду, пылесосить ковры! Спросите себя и ответьте, только честно: вы сами с большим энтузиазмом отправляетесь мыть ту же посуду? И делать генеральную уборку? Я в этом сомневаюсь. Другое дело, что для борьбы с нашим «не хочу» есть выработанное годами железное и от этого не менее противное «надо». Вот и детеныш найдет тысячу более интересных занятий, иногда только для отмазки он начинает что-­нибудь придумывать: «ой, мама, у меня чего-то живот болит» или «у меня еще такая куча уроков» (ну вспомните себя в его годы), а иногда рубит правду-матку. Что вам больше нравится? По­моему, второй, правдивый вариант лучше. Во всяком случае, не приходится трясущимися руками хватать телефон и вызвать «скорую»: «Ой, а вдруг это аппендицит»… Но и в этом возрасте с «не хочу» нужно что-­то делать, иначе войдет в привычку, так и не дав сформироваться противному,но крайне необходимому «надо». – Это опять же провокация родителей, – поясняет детский психолог Надежда Соболева. – Что будет, если он будет вести себя как взрослый, отказываясь что­-либо выполнять, не объясняя при этом причину. Это, если угодно, попытка утвердить свои права. Что делать? Предложите варианты Вариант первый. Хорошо, сейчас нет. А когда? Только слово «потом» не принимается. «Потом» – это может быть и завтра, и через год. Требуйте конкретного времени исполнения. Или оставьте за собой право поступить так же, предупредив его об этом (знаете, земля круглая, попроси меня о чем-­нибудь…) и обязательно подтвердив эту угрозу на практике. И напоследок совет более, наверное, гастрономический, нежели терапевтический: если детеныш стал упрямым и раздражительным независимо от возраста, «укомплектуйте» его рацион молочными и кисломолочными продуктами, кормите его мультивитаминами с достаточным содержанием кальция.

Автор : Лика ТКАЧЕНКО

comments powered by Disqus
В этом номере:
Бронзовый джентльмен приглашает на кофе
Бронзовый джентльмен приглашает на кофе

В МИНУВШУЮ субботу все, кто шел привычной дорогой с улицы Адм. Фокина через цветочный пассаж на Светланскую, обратили внимание на рабочих, устанавливающих новую скульптуру.

Город поможет купить платье на бал

ВЫПУСКНИКОВ школ из социально незащищенных семей приглашают за материальной помощью.

Торговля – лидер по нарушениям закона

СПЕЦИАЛИСТЫ Роспотребнадзора составили более двух тысяч протоколов по фактам административных правонарушений.

Студенты на форуме работали бесплатно?

ПРИМОРСКАЯ прокуратура начала проверку по обращению студентов нескольких вузов Владивостока, жалующихся на невыплату зарплаты за работу на Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме.

Школьников-юмористов отправят в Анапу

В ЭТУ пятницу, 5 апреля, в Центре детского творчества Владивостока пройдет финал городской школьной лиги КВН, сообщает пресс-служба администрации Владивостока.

Последние номера
газета
журнал
газета
газета