На Угольной зайдешь – на Тихой выйдешь

ЧИТАЛЬНЫЙ зал библиотеки им. Горького, в котором директор Владивостокского диггерского клуба (ВДК) Артур Романенко и его коллега Виталий Теплов организовали публичную лекцию о тайнах Владивостокской крепости, был полон желающих узнать, что скрывают подземные городские пространства.

28 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3313 от 28 март 2013
a171e6c280acd38c3efad96acb0265af.jpg Диггерский клуб существует вот уже 16 лет. И все эти годы его члены исследуют форты, а заодно опровергают мифы, накопившиеся в сознании горожан.Мост на Русский – дублер тоннеля под водой?Самый популярный миф о Владивостокской крепости: все ее 16 объектов соединены друг с другом единой системой тоннелей.Огромный интерес этот слух вызывает не только у приморцев. По словам Артура Романенко, москвичи, петербуржцы и жители других городов уверены в том, что пространство под Владивостоком изрыто подземными тоннелями, а сам он буквально стоит на пустоте. Когда они видят в центре города ямку в асфальте, уверенно восклицают: «Ну вот! Уже проваливается!» Читателю на заметку. В начале двадцатого столетия золотой запас Российской империи был самым внушительным в мировых масштабах. На строительство фортовых сооружений во Владивостоке было потрачено ни много ни мало 7 процентов от этого богатства. При этом стоит отметить, что тоннели прокладывались через твердую горную, с гранитными вкраплениями породу. Общая протяженность подземных ходов во Владивостоке никому до сих пор, по словам диггеров, не известна, но длина тоннелей самого большого форта №2 им. Петра Великого порядка 7 километров. Не нужно забывать и о том, что объекты крепости расположены так, что между ними пролегают расстояния в 35¬40 километров. А теперь представьте, каковы были бы затраты на возведение единой сети?По словам любителей подземных путешествий, некоторые товарищи пытаются убедить охочих до баек граждан еще и в том, что существует тоннель, связывающий Владивосток с островом Русским и что лично их отцы и деды трудились не покладая рук, работая на его прокладке в горной породе. – Если бы эти заверения имели хоть какое­-то отношения к правде, строителям пришлось бы работать круглосуточно, не отрываясь на еду и прочие людские потребности, несколько лет, – утверждает Виталий Теплов. – Подземный тоннель на остров обошелся бы российской казне в семь мостов на Русский!«Ноги» этого мифа «растут» из плана Владивостокской крепости, где дороги, соединяющие форты, на поверхности выглядят так, будто все они сообщаются и под землей, что и вводит обычных граждан в заблуждение. Замуровали, демоныВторой по популярности миф гласит: крепость построили японцы в годы интервенции. Помимо этого, владивостокцы склонны полагать, что к возведению фортов причастны и каторжане. Представители ВДК объяснили неправдоподобность сей байки тем, что японцы лишь пытались выдать себя за корейцев, которые в то время трудились рабочими на приморских стройках. Однако все поползновения врага Российской империи успехом не увенчались. Да и корейцы к секретному строительству не допускались: они занимались лишь земляными работами.Недавно был случай, когда несколько очень пожилых жителей Страны восходящего солнца нанесли визит во Владивосток лишь ради того, чтобы взглянуть на крепость и попытаться понять, почему их соотечественники в свое время не смогли сломить величие Российской империи. Как утверждают диггеры, ставшие свидетелями приезда иностранной делегации, японцы молча взглянули на форты и так же молча уехали. Что касается заключенных: бытует мнение, что к работам на фортах были причастны самые опасные преступники, которых по окончании строительства замуровали в бетон. Диггеры считают, что основанием для этих слухов стала общемировая практика привлекать на больших стройках бесплатный труд заключенных. При помощи слайдов диггеры продемонстрировали внутреннюю отделку одного из фортов и объяснили, что такое прочное (фортификационный бетон по своей прочности превосходит тот, из которого выполнены пилоны моста на Русский) и комфортабельное (с плиткой и штукатуркой) сооружение могли построить только те, кто делал это для себя. Холодильник опустел Еще одно «подземельное» заблуждение: сопка Холодильник внутри пуста. А как иначе можно объяснить то, что внутри нее находится продуктовое хранилище? И входы с разных сторон сопки есть. Однозначно, Холодильник пуст!– Если бы внутри Холодильника была пустота, рядом с сопкой мы наблюдали бы ее близнеца, почти равного ей по размеру – в виде отвала горной породы, – отмечают диггеры. Хранилище для продуктов на самом деле имеет отношение к сопке Холодильник, но находится не внутри ее, а у подножия. Порталы в другой мирОтдельного внимания заслуживает легенда о духах, призраках и прочей нечистой силе. По мнению Артура и Виталия, все они родились из воображения излишне впечатлительных людей, в частности, тех, кто исследовал форты в далеком прошлом, когда технический прогресс пребывал в зачаточном состоянии и в распоряжении тогдашних искателей приключений вместо мощных фонарей были лишь факелы. Что может придумать человек, когда гаснет огонь, а вокруг зловещая тишина, растворяемая лишь звуками капающей воды? Когда начинают слышаться какие-­то шорохи, шепот и даже звуки шагов? Конечно же это говорят души замурованных заключенных! О духах Владивостокской крепости снимали сюжеты журналисты одного из телеканалов, которые пытались отыскать путь в какую-то магическую страну и якобы даже стали свидетелями паранормальных явлений в стенах фортов. Но опять же стоит взять во внимание специфику телеканала.Курицы-героини, тайное метро и упор в пустотуА вообще, какими только небылицами подземелье Владивостока не обросло за более чем вековую историю существования.Говорят даже, что столь небывалую прочность бетону, который использовался при возведении объектов крепости, придало не что иное, как… куриные яйца! О том, сколько героических курочек-­несушек потребовалось бы для участия в замешивании этого самого бетона, приходится только догадываться. А чего стоят домыслы о том, что под бывшим зданием Морского штаба флотилии располагался секретный кинозал для правительства? А предположения о наличии в городе с повышенной сейсмической опасностью метро? Раз в подземных сооружениях действует узкоколейная железная дорога (не забывайте, форты, по мнению многих, соединены между собой в единую сеть!), значит есть и метро. Некоторые граждане, особо «осведомленные» о местонахождении различных объектов, скрытых от глаз обывателей, выдвигают и вовсе абсурдные гипотезы. Мол, опора Золотого моста со стороны центра Владивостока упирается… в пустоту, ибо аккурат под ней находится помещение секретного военного завода. Другие склоняются к тому, что пустоты под опорой все-­таки нет, потому что предприимчивые строители залили в пустое пространство бетон. Опровергая очередной миф, Артур Романенко заявил: бетонируя помещение завода, строители ну никак бы не успели сдать мост к саммиту. И успокоил слушателей, что опора моста под землю не уйдет, так как стоит как раз между двумя подземными помещениями.

Автор: Татьяна АНДРЕЕВА