Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Подробности

Почему японец не стал старообрядцем

УДИВИТЕЛЬНУЮ историю имеет выставка «Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского ученого Ямадзоэ Сабуро. 1938-1941», открывшаяся вчера в музее имени Арсеньева.
Почему японец не стал старообрядцем
В начале нулевых снимки деревни Романовки, которую, сбежав от советской власти, основали в Маньчжурии староверы, в музей передал Йошиказу Накамура, иностранный член Российской академии наук, лауреат Большой золотой медали имени Ломоносова за исследование и распространение русской культуры и русского языка в Японии. Больше 60 лет господин Накамура изучает русскую культуру, говорит на русском языке – практически без ошибок и очень грамотно, читает русскую литературу – очень любит писателей-­деревенщиков. Он прирос к России душой и не скрывает этого. – Мне случайно посчастливилось найти эти фотографии Романовки, – рассказал Накамура­-сан. – Научный сотрудник Токийского института освоения территорий Ямадзоэ Сабуро, который много работал в Романовке, был лично знаком со старообрядцами этого села, показал мне снимки, а затем, зная о моей любви к России, к истории вашей страны и ее культуре, подарил мне их. Я прислал снимки сотрудникам музея имени Арсеньева. Так началась наша совместная работа. В Хабаровском крае есть деревня Березовка, в которой живут старообрядцы, в том числе выходцы из Романовки. Накамура­-сан бывал там не раз, ездил по всем странам, куда закинула судьба переселенцев из Романовки. В итоге ему удалось опознать почти всех, кто изображен на снимках, узнать их судьбу. – Почему вам интересны старообрядцы? – Когда я был аспирантом в университете Токио, изучал древнерусскую литературу. Переводил на японский житие протопопа Аввакума. И подумал, что это уникальное историческое и культурное явление. Меня заинтересовали его жизнь, раскол церквей и все, что было дальше со старообрядцами. Я был в Польше, Румынии, Бразилии, Австралии, США, где живут потомки старообрядцев. Много общался с ними в Новосибирске. По сути, стал для них своим. – Вы сами не стали старообрядцем? – Мне предлагали. Я уважаю их традиции, мне близко их почтение к старшим, сохранение обычаев предков. Но стать православным пока не собираюсь. – Ваша работа интересна для японских подданных? – У меня есть немало единомышленников. И вообще эта тема – старообрядцы, если изучать ее многосторонне, имеет общечеловеческую ценность. Старообрядцы хранят настоящий русский язык. Их богослужебные песнопения, духовные стихи (светские песни запрещены) такие же, как и много веков назад, и несравнимы с тем, что исполняют в церквях новообрядческих. Это надо хранить, записывать. Это народное достояние. Ваше, российское. В конце апреля 80-летний Йошиказу Накамура приедет во Владивосток снова – на выставку, чтобы закончить работу над изданием альбома по ее итогам. Приедет не один – с внучкой. СПРАВКА «В» РОМАНОВКА была основана после революции на территории Маньчжурии беглыми старообрядцами из Приморья, которые были не согласны с повальной коллективизацией и атеизмом, вводившимися советской властью. Сюда староверы добирались вплавь через Амур, через границу. За удивительно короткое время им удалось превратить поселение в крепкую, богатую деревню, завести хозяйство, обеспечивать себя всем необходимым. Японцы, которые как раз в 30-е годы собирались колонизировать Маньчжурию, крайне заинтересовались опытом староверов. И они самым серьезным образом изучали Романовку: как строят дома, что сеют, когда, как располагают огороды по отношению к сторонам света. За несколько лет было издано несколько фундаментальных трудов, которые пока не переведены на русский. Следует заметить, что староверы, особенно переселенцы с Южного Сахалина, хорошо относились к японцам, охотно шли на контакт, знали язык, фотографировались, даже в моленную, куда обычно не пускают чужаков, разрешали входить. Японская киностудия «Маньчжурфильм» сняла фильм о Романовке. Когда в 1945 году в Китай вошли части Советской армии, фильм был реквизирован и вывезен. Возможно, его уничтожили, а может, пылится где­-то в архивах под грифом «секретно». В Романовке была одна улица и сорок дворов, но население очень большое, потому что в семьях было помногу детей. Японцы сумели в жизни староверов разглядеть тот опыт, которым Россия пренебрегла, и очень уважительно к нему отнеслись. Когда Советская армия вошла в Романовку, практически все мужчины села были арестованы и вывезены в Россию, где их сразу же отправили в лагеря. Часть женщин поехали за мужьями, большая же часть уехали в Бразилию и Австралию. К 60-м годам они перебрались в Орегон, сейчас живут там. Очень хорошо живут, благословляя эту землю, которая приняла их.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Взорвать, чтоб не было беды
Взорвать, чтоб не было беды

ЕСЛИ верить метеорологам, нынешнее половодье в Приморье будет сильнейшим за последнее десятилетие. Чтобы минимизировать последствия, спасатели начали взрывать лед на реках.

Рудневский мост умножают на два

В ЭТОМ году Рудневский мост ждет капитальный ремонт. Дорожные работы будут проходить без остановки автомобильного движения – в крае есть положительный опыт такой технологии. Также в планах проектирование и строительство еще одного моста на Руднева.

Десять дней на отстрел водоплавающих

В регионе начинается весенняя охота на водоплавающую птицу. Разрешается добывать селезней, уток, гусей, вальдшнепа, сообщает администрация края.

Ремиксер ждет тепла

Ремонт и строительство дорог во Владивостоке начнутся с установлением постоянных положительных температур и запуском асфальтобетонных заводов, сообщает пресс-служба администрации города.

В бикинских лесах кто-то стучит

Прокуратура проверяет информацию о рубках ценных реликтовых лесов, которые якобы ведутся в долине реки Бикин.

Последние номера
газета
газета
газета
газета