Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Образование

Перейдут на личности

Проблемы функционирования и оснащения школ так или иначе решены. Дело оcталось за кадрами
ВО ВЛАДИВОСТОКЕ в этом году впервые проводился конкурс педагогического мастерства, приуроченный к юбилею со дня рождения народного учителя СССР Николая Дубинина. Его организовало управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока. А инициировал проведение конкурса председатель общественного благотворительного фонда имени народного учителя СССР Николая Дубинина Валерий Семенов. Рассмотрели со всех сторон Конкурс проводился в трех номинациях – лучший руководитель образовательного учреждения города Владивостока, лучший учитель физики и физической культуры. Претендентам предстояло сразиться только на заочном этапе. Поэтому участники должны были подать в оргкомитет конкурса целый пакет документов. Руководители школ подготовили аналитическую справку об управленческой деятельности, а учителя, соответственно, об образовательной. Портфолио конкурсантов оценивались по целому ряду параметров: качество образования, воспитательная и внеурочная деятельность, распространение собственного педагогического опыта… В пункте «Качество образования» рассматривались такие показатели, как успеваемость учащихся, число учеников, получивших аттестат, рейтинговые оценки учеников по сдаче ЕГЭ. На суд жюри представлялись итоги трехлетней работы. Внеурочная деятельность оценивалась не только по количеству детей, в нее вовлеченных. Здесь также учитывалось число проблемных учеников – имеются в виду ребята, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. А также динамика – положительные изменения в поведении детей. Руководители учреждений старались продемонстрировать, как их внеурочная деятельность влияет на уровень «проблемности» подростков. То есть показать, что школа способна работать как социально-культурный центр микрорайона. Каждый конкурсный параметр оценивался по шкале от 1 до 10 баллов. Всего за портфолио можно было набрать от 100 (у руководителей и учителей физики) до 140 очков (у учителей физкультуры). Квалификацию конкурсантов оценивали экспертные комиссии. В их состав вошли специалисты-предметники (если речь идет о кандидатах-учителях) и руководители государственных образовательных учреждений. В итоге на конкурс заявились 8 руководителей учреждений, 9 учителей физкультуры и 6 – физики. Конкуренция не страшна Кураторы конкурса из городского управления образования отметили, что на конкурс подали работы как известные в профессии преподаватели и руководители, постоянные участники аналогичных муниципальных и краевых профессиональных мероприятий, так и новички. – Портфолио поступили не только от руководителей гимназий и за многие годы зарекомендовавших себя школ, но и от обычных учреждений, – говорит Ольга Безрук, главный специалист отдела дополнительного образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования городской администрации. – Работы представили как опытные директора, так и новички. Например, начинающий руководитель из 44¬й школы. Некоторые заявились для участия всего после двух лет работы в должности. Председателем конкурсной комиссии, рассматривавшей портфолио руководителей образовательных учреждений, выступил заслуженный учитель РФ директор Дальневосточного гуманитарно-технического колледжа Сергей Пикин. – Во-­первых, приятно, что приняли участие руководители школ Владивостока, которые имеют свою историю, – говорит он. – Это и 28-я, старейшая школа города, и 1-я гимназия. Я бы отметил, что сохраняются традиции, и руководители внушают чувство оптимизма: в образовании не все так плохо, как говорят. Во-­вторых, среди директоров одной из школ Первомайского района я встретил знакомую фамилию. В 80-е годы в наших кругах эта фамилия была на слуху, потому что ее обладатель была очень известным педагогом. Здорово, что ее дочь тоже выбрала для себя эту стезю. Педагогические династии – это важно. Особенно члены жюри отметили директора учреждения, где удалось сохранить стабильность ученического коллектива. Даже в условиях демографического спада число учащихся увеличилось примерно на 150 человек. Это, по мнению специалистов, говорит о том, что родители, выбирая образовательное учреждение, делают выбор в пользу традиций. Педагогам вернут авторитет По словам Пикина, одна из самых насущных проблем современной системы образования – забыто, насколько важна личность. Утеряна система передачи опыта от мэтров профессии к новичкам. – Раньше существовала постоянно действующая школа молодого директора, куда недавно назначенный руководитель мог прийти и чему-то научиться, – говорит заслуженный учитель. – И те, кто претендовал на должность директора, были в так называемом кадровом резерве, тоже посещали эти курсы. Такие механизмы существовали. А потом наступили сложные времена, когда нужно было просто сохранять школу, решать очень простые задачи с финансированием, оттоком персонала, потекшими крышами, наконец. И все забыли про то, что главное – это личность. Вспомните, ведь Дубинин не боялся выражать свое мнение, у него был общественный статус, авторитет. А что мы имеем сегодня? Руководитель при принятии какого-либо решения думает: а не будет ли моя инициатива наказана? Должность директора школы, мягко говоря, непопулярна. Поэтому очень важно, что городские власти несколько лет назад ввели доплаты руководителям учреждений. Для привлечения молодых специалистов многое начали делать: это и подъемные, и надбавки в первые несколько лет работы. Это все первые ласточки, а работа предстоит большая. И, кстати, такие конкурсы, как этот, очень важны. Педагогическое сообщество должно знать, что в определенной школе не просто яркий коллектив – там есть яркая личность. Технологии наступают на пятки Тем не менее какие бы проблемы ни испытывала образовательная сфера, хорошие учителя были всегда. В городском управлении образования специалисты с ходу назвали мне с десяток фамилий педагогов, которые известны именно благодаря своей активной деятельности. Одна из таких – учитель информатики гимназии №1 Галина Швалова. Например, в прошлом году она выиграла городской, а затем и Всероссийский конкурс по методикам эффективного использования интерактивных досок в образовательном процессе, который проводился компанией Panasonic. Ее и еще двух российских учителей в качестве поощрения направили в Японию. В Стране восходящего солнца российских педагогов всю неделю катали по разным регионам, водили на производство, где выпускаются вышеупомянутые доски и прочее технологичное оборудование, и, конечно, показывали местные школы. – Японские учителя работают с электронными ресурсами не так, как мы, – говорит Галина Швалова. – У них в классах перед детьми лежат учебники, и та же самая информация, только в мультимедийном варианте, выведена на доску. Я так поняла, что все учебники у них есть как в бумажном, так и в электронном варианте, то есть они под это оборудование специально адаптированы. А у нас таких пособий нет, задания приходится придумывать самим. И в конечном счете это идет только на пользу. Наши учителя более креативны, чем японские. И хочу сказать, современное развитие техники многого требует от педагогов. Особенно от преподавателей информатики. Приходится постоянно что­то читать и осваивать. Мне не хватает каких­то специализированных курсов для учителей моего профиля, в крае их не найти. К тому же я преподаю как в старших классах, так и в младших, как в профильных математических, так и в обычных. Малышам нужно донести информацию определенным образом, взрослым по другой методике. А в старших классах, где начинается подготовка к ЕГЭ, нагрузка колоссальная. И в каких-­то областях, действительно, дети знают больше меня. Например, если ребенок увлекается флэш­-программированием, ничего нового об этой области я не смогу ему сказать. Таких детей надо поощрять углублять свои знания. С ними мы пишем научные работы, которые школьники защищают на конференциях. Сейчас я преподаю преимущественно у малышей, но мы с ними все равно участвуем во всевозможных мероприятиях: интернет¬проектах, турнирах по программированию и других. А сейчас появилось новое занятие. На портале методисты.ру мы обучаем учителей использованию современных образовательных технологий, у нас там целый форум. Я выступаю в роли эксперта, курирую группы математиков-­информатиков. Из нашей гимназии здесь обучаются 10 человек. Они уже втянулись, им очень нравится. А главное – детям так учиться гораздо интересней. В школы молодым дорога Все больше в школы Владивостока стало приходить молодых специалистов. Людей, у которых глаза не замылены, а желание не просто работать, а что-­то менять к лучшему еще не разбилось о рутину будней. Учитель физкультуры школы №17 Иннокентий Васильев имеет всего полтора года педагогического стажа. Однако он уже уверен: менять систему необходимо. – В первую очередь нужно отходить от оценки, которая ставится по результатам сдачи каких­-то нормативов, – говорит Иннокентий. – Это в корне неправильно, ведь все дети разные, и физические способности у них отличаются. Если ребенок на уроке работает, старается, то ему можно поставить «пятерку», хотя километр он, может быть, и не бежит за три минуты. Нормативы можно оставить в качестве мониторинга, чтобы оценивать состояние уровня физической подготовки школьников. Все учебные программы, которые я успел прочитать за 1,5 года работы, словно писались одними и теми же людьми на протяжении лет, наверное, 30. А ведь тогда и питание, и здоровье детей было абсолютно другим. И до сих пор дети из сельской местности физически гораздо крепче, чем городские. Хотя все-таки сейчас учителей жестко к программам не привязывают, всегда остается место для фантазии. Я стараюсь разнообразить обычные уроки. Некоторые занятия строю таким образом: дети увлечены игрой, но каждые несколько минут они прерываются на выполнение упражнений, после чего возвращаются к интересному для них занятию. Идей очень много. Например, можно привлекать профессиональных спортсменов проводить для учеников мастер-классы. У нашей школы дружеские отношения с баскетбольной командой «Спартак-Приморье». Игроки команды приходили на урок физкультуры и занимались с детьми. Точно так же можно пообщаться с какой-­нибудь спортивной федерацией. Технологии настолько совершенны, что урок можно провести по скайпу, при этом человек может находиться хоть в Москве. Нужно только проектор в зале повесить, а Интернет давно есть во всех школах. Я сам состою в федерации спортивного ориентирования, так что иногда устраиваю ребятам тренировки прямо в спортзале. На весенних каникулах, наверное, отправимся за этим на пришкольную территорию. КСТАТИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ конкурса объявят 23 марта на торжественной встрече учителей Владивостока, которая пройдет в зале «Андеграунд» ВГУЭС. Мероприятие будет посвящено 85-летию со дня рождения народного учителя СССР Николая Дубинина и 5-летию со дня основания фонда его имени. Встреча начнется в 14.00, регистрация участников с 13.30. Приглашаются все желающие, особенно ждут выпускников школы-интерната №2.

Автор : Михаил НЕЩЕДРИН, «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Главная задача – вернуться живыми
Главная задача – вернуться живыми

Полицейским наказали выполнить долг, но не искать лишних приключений

Бизнесу предложили работать на город

НА ЭТОЙ неделе глава Владивостока Игорь Пушкарев обсудил с предприятиями краевого центра возможность выпуска на имеющихся мощностях продукции для городских нужд, сообщает пресс-служба администрации краевого центра.

Турнир по панкратиону будет вести Сергей Бадюк
Турнир по панкратиону будет вести Сергей Бадюк

Известный спортсмен, актер и телеведущий Сергей Бадюк станет специальным гостем и ведущим Международного турнира по панкратиону. Напомним: мероприятие пройдет 20 апреля во Владивостоке. Приезд Сергея Бадюка станет значимым событием для всех любителей боевых искусств.

Для льготников работают девять аптек

Получить льготные лекарства во Владивостоке можно в девяти аптеках, сообщили в администрации Приморья.

Рыбному рынку ищут хозяев

Во Владивостоке ищут инвесторов, которые примут участие в проекте по строительству рыбного рынка.

Последние номера
газета
газета
газета
газета