Школа на эмоциях

Пожалуй, ни одно возвращение арендованной муниципальной собственности городу не вызывало такой резонанс в СМИ, как попытка города вернуть здание, которое сейчас занимает образовательный центр «Гармония»

20 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3308 от 20 март 2013
СИТУАЦИЯ и в самом деле неоднозначная и на первый взгляд довольно провокационная: выселяют школу, потому что городу вдруг понадобилось здание. Некоторые наши коллеги тут же разразились эмоциями, жалея «Гармонию» и возмущаясь черствостью городских властей.При этом забывая добавить, что выселяют школу частную, то есть коммерческую организацию, месячная плата за пребывание ребенка в которой в среднем 20 тысяч рублей. Да и «на выход» попросили не без оснований: договор аренды закончился еще в прошлом году. А забирают – кстати, предоставив другие варианты помещений – не затем, чтобы разместить там каких­-нибудь иных коммерсантов, а чтобы возвращенное здание вновь оборудовать под крайне необходимый микрорайону БЕСПЛАТНЫЙ детский сад, коим оно, собственно, и являлось до девяностых годов.Особенные дети?– Ситуация действительно двоякая, – соглашается депутат Думы Владивостока Андрей Андрейченко, которому городские парламентарии поручили помочь школе и городу найти компромисс. – Нельзя бросать на произвол судьбы этих особенных детей.Депутат Андрейченко имеет в виду четверых воспитанников, у которых проблемы со здоровьем – они инвалиды детства. Всего же в «Гармонии», по данным, озвученным директором учреждения, 76 школьников и 18 детсадовцев. Я несколько раз была в этой школе – писала о ней. И когда директор Ольга Мызгина перечисляла многочисленные достоинства образовательного центра, она ни разу не упомянула об уникальном контингенте школы. Так что позиционировать себя как «школу для детей с ограниченными возможностями» «Гармония» начала буквально недавно – когда возникла опасность выселения. Признаюсь, какие-­то гадкие мысли по этому поводу в голову лезут: такое впечатление, что «подняв» своих учеников-инвалидов на транспарант, администрация школы просто спекулирует ребятишками, дабы отстоять помещение. Мол, богоугодным делом занимаемся – обучаем детей, за которые ни одна другая школа не возьмется. А деньги? Ну что деньги – есть у родителей возможность платить, вот и платят. Очень хочется быть в данной ситуации неправой, но со стороны вот как­-то так и выглядит. Тем более что родители учеников «Гармонии» стали настойчиво всех убеждать: их дети – все «особенные». «Мы сами справки собираем… Много детей с очень и не очень, но серьезными диагнозами и вообще с хроническими болезнями либо психологическими травмами (разводы родителей, стрессовые ситуации в семье и т.д.)», – это откровение родительницы, на одном из городских порталов.Прямо с языка срывается: «Голубушка, поверьте, подавляющее большинство детей проходят через стрессовые ситуации в семьях, многие из них прошли через разводы родителей. Это, увы, хоть и неприятная, но зачастую привычная ситуация для многих семей. Если родители своими силами не справляются с проблемами ребенка, так психолог им в помощь! Но разводы в некоторых семьях не повод, чтобы оставлять микрорайон без детского сада». Вот и я, извините, сбилась на эмоции. Но если отстраниться от конфликта и рассуждать о чистой психологии, то родители ведут себя явно недальновидно. Я, конечно, не имею в виду детишек, имеющих степень инвалидности, которым, вероятно, общеобразовательная школа действительно не подходит. Я обо всех остальных, коих в пылу войны за здание, собственные мамы-папы записали в ранг особенных, которым ну просто «противопоказана» обычная школа.– Удивляет отношение детей и их родителей к муниципальным школам, – делится своими впечатлениями депутат. – Вот дословное высказывание одного из учеников про ужасы общеобразовательных школ: «Я знаю, там детей с десятого этажа выбрасывают»!Вот скажите, чьи мысли повторяет ребенок?Кстати, по словам детского психолога Надежды Соболевой, боязнь общеобразовательных школ вообще присуща ученикам частных школ – с их маленькими, «домашними» классами – и их родителям.– Как¬то ко мне пришел тестироваться весь четвертый класс одной из частных школ-садов на предмет готовности к пятому классу, – рассказывает Надежда Геннадьевна. – Так вот у всего класса был стресс в связи с будущим переходом в общеобразовательную школу. Они уже заранее были напуганы «людоедским» отношением учителей и учеников.Почему люди боятся обычной школы – загадка. В подавляющем большинстве случаев атмосфера в классах вполне нормальная, здоровая, дружелюбная. Может быть, условия тут не столь идеальны, как в частных заведениях, но обычная школа помимо знаний дает путевку в жизнь, учит поведению в нормальном, не «дистиллированном» обществе. Ведь дальше – в университете – уже не будет классов по пять человек, не будет индивидуального подхода и прочих бонусов. На одном курсе занимаются сотни студентов. И чтобы проявить себя, согласитесь, нужно иметь определенные навыки. – Конечно, родители хотят особо комфортного и безопасного пребывания ребенка в школе, – считает психолог. – Но от обычной жизни его все равно не спрячешь, в том числе от естественных сложностей взаимоотношений. Можно кутать детей в вату вплоть до выпускного, но рано или поздно будет выход в жизнь, и лучше научиться ладить с людьми еще в школе. Ведь не адаптированному к жизни человеку будет ох как неуютно.Нет альтернативы?По сети гуляет ролик, смысл которого сводится к тому, что здесь, в «Гармонии», детям хорошо, а там, то есть за ее пределами, будет ой как плохо. А заключительным аккордом идет ряд детских мордашек с грустными глазами, которых злые тети и дяди начальники выгоняют на улицу. Беспроигрышный ход – что может быть красноречивей укоризненных детских глаз? Из высказываний родителей следует приблизительно такой же вывод! Об этом же думаешь, когда читаешь высказывания на форумах.– Складывается такое ощущение, что часть информации проходит мимо родителей, – делится своими наблюдениями депутат Андрейченко. – Мне, откровенно, непонятно, почему руководство «Гармонии» отказалось от предложенного администрацией варианта – 40-й школы на Толстого. Напомним, что еще в 2011 году администрации «Гармонии» было предложено два варианта: помещения в школе № 39 на Эгершельде и в школе № 40 – целое крыло с отдельным входом.Очевидно, в руководстве школы были убеждены: здание, которое сейчас школа занимает, никуда не денется, в случае чего можно и на общественное мнение надавить. А кроме того, был страх растерять учеников после переезда в другой район города. Правда, возникает вопрос: почему в по-настоящему хорошие школы и гимназии родители готовы возить своих детей со всех концов города? Ну да это вопрос риторический.Уже в этом году администрация вновь предложила директору Мызгиной альтернативу – на этот раз три варианта. К сожалению, ни один из предложенных вариантов Ольгу Владимировну не устраивает. 72¬я школа в экологически чистом районе на Емаре, возле детского центра «Океан», (казалось бы, что может быть лучше для детишек с ослабленным здоровьем), с достаточно большой рекреационной зоной и отдельным входом, не подходит, по ее словам, из-за удаленности. Резоны Мызгиной все те же: «Так я растеряю и педсостав, и учеников». Хотя, повторюсь, для хорошей школы территориальность непринципиальна. Отвергла Ольга Владимировна и школу № 68 на Сабанеева, и школу № 69 на Иртышской – якобы недостаточно большая площадь. Поясним: предложенные площади расположены на первых этажах и занимают 350 и 340 метров соответственно. Причем, как разъяснили «В» в управлении по работе с муниципальными учреждениями образования, эта площадь только лишь для учебных целей. Школьные спортзал, актовый зал, столовая – всеми этими помещениями «Гармония» имеет полное право пользоваться.Дело о миллионах– И все же интересы школы должны быть соблюдены, – считает депутат, – например, 4,5 миллиона, которые были затрачены школой в прошлом году на ремонт, должны ей быть возвращены, хотя бы для того, чтобы обустроиться на новом месте.Повторюсь, я пару раз была в школе, заходила и в группы детского сада. Да, помещение ухоженное, что в общем­-то ожидаемо – администрация школы обязана содержать в порядке арендуемое здание. Но результатов миллионного ремонта я там, честно говоря, не увидела. Может быть, плохо и не туда смотрела? К сожалению, директор школы еще в одном визите корреспонденту «В» отказала, просто потому что «пока я никого не принимаю». На мой взгляд, совершенно напрасно – я так думаю, что, если у человека в подобной ситуации есть возможность продемонстрировать общественности проделанную работу и результат затраченных миллионов в виде отремонтированных санузлов, замененных инженерных сетей, суперреконструкции и т.д., он непременно ею воспользуется.На вопрос по телефону, куда деньги пошли, получила от Ольги Владимировны очень даже общий ответ: «На подготовку помещения под размещение в нем детского сада».А пока Ольга Владимировна затягивает суды, строчит жалобы в Москву, даже японским чинам от образования пожаловалась на местное руководство. То есть оттягивает переезд всеми мыслимыми и немыслимыми способами, создавая проблемы не только городу (уже можно было бы зайти на здание и начать его ремонт), но и местным жителям, чьи малыши вряд ли смогут в этом году попасть в новый детсад. А также держа в подвешенном, непонятном состоянии своих собственных учеников и их родителей.

Автор: Лика ТКАЧЕНКО