Хождение по бизнес-мукам

Почему благие намерения не всегда приносят прибыль

20 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3308 от 20 март 2013
У МНОГИХ на слуху занятные истории про то, как Ричард Дрю случайно изобрел скотч, Томас Салливан – чайные пакетики, а Ласло Биро – шариковую ручку. Идеи полезных и ныне кажущихся просто незаменимыми вещей возникали в ходе обычных житейских (порой даже курьезных) ситуаций. В итоге одним слава и дивиденды от запатентованных изобретений, а другим – очень нужные в обиходе предметы, делающие жизнь комфортнее и веселее. Именно на то и другое надеялась жительница Владивостока Светлана Бараник во время путешествия поездом Москва–Санкт-Петербург в 2010 году.Озарение охватило ее, пардон, во время посещения вагонного туалета. Поверхность унитаза, как это зачастую бывает в отечественных общественных уборных, была далека от идеальной. «Впору надеть на нее какой-­нибудь непромокаемый одноразовый чехол типа бахил…» – пронеслось в голове у женщины. Так зародилась бизнес-идея, воплощение которой, по мнению Светланы, сулило много всяческого позитива и для нее, и для окружающих. Насколько наивной была эта идея в условиях суровой российской действительности – изобретательница поняла много позднее.Патент – это еще не все!– Вернувшись во Владивосток, – рассказывает Светлана, – я окунулась в Интернет, подняла статистику железнодорожных пассажирских перевозок на тот период. И была просто ошеломлена колоссальным количеством потенциальных покупателей таких чехлов. По совету мамы я запатентовала свою идею, став первым в России и, похоже, единственным автором подобного изделия. 11 октября 2010 года мне выдали патент «на полезную модель под номером 102189 «Гигиеническая накладка для сиденья унитаза». Но я решила на этом не останавливаться и самой открыть производство данных изделий: прослушала курсы по подготовке предпринимателей при центре занятости, открыла свое ООО, пройдя многочисленные бюрократические препоны, получила от краевой администрации субсидию на развитие малого бизнеса – в размере 300 тысяч рублей. Так как этих средств было недостаточно, пришлось влезть в банковские кредиты и долги к друзьям и знакомым. Потом долго искала оборудование для производства своего уникального изделия. Такого оборудования не нашлось. Пришлось проектировать и делать его под индивидуальный заказ в Китае. Затем, со слов Светланы, началась эпопея с доставкой 600-килограммового станка из Китая во Владивосток, поиск поставщиков сырья – полиэтилена. Из первого арендованного помещения Светлану вскоре попросили – оно не было оборудовано вентиляционным выходами. Нашли второе. Установили станок, там наконец смонтировали оборудование. Сын Светланы за несколько дней научился на нем работать. В марте 2012 года, после получения сертификата соответствия, изделие наконец­-то было запущено в производство.«Вы – молодец… Но мы вам не поможем»Для предпринимательницы настал следующий этап хождения по мукам – поиск заказчиков для своей продукции. Но тут оказалось, что ее продукцию потенциальные клиенты – юридические лица – закупать оптом отнюдь не торопятся, а в розницу – тем же физическим лицам – Светлане продавать его весьма затратно с технической точки зрения. Да и с правовой затруднительно: предприятие зарегистрировано как производственное, а не торговое. Через аптечную сеть Владивостока Светлане удалось реализовать часть своей продукции, но эти продажи не окупают пока даже аренду. По мнению Светланы, для более интенсивной продажи нужна реклама. А средств на нее нет. – Самое обидное, что на словах во всех инстанциях мой продукт – гигиенический одноразовый полиэтиленовый чехол на сиденье унитаза – хвалили, а на деле – фактически открещивались от какой­-либо административной помощи в его реализации, – сообщает Светлана.Так, получив вежливый отказ от главврачей краевых больниц – «вещь полезная, но мы организации бюджетные и лишние расходы себе позволить не можем», – женщина обратилась в мае 2012 года к директору департамента здравоохранения по Приморскому краю Владимиру Кузнецову. Через месяц получила ответ со следующей формулировкой: «В краевом бюджете не предусмотрено статьи расходов на приобретение средств гигиены – гигиенических одноразовых чехлов… Внести изменения в краевой бюджет не представляется возможным, в настоящее время имеется дефицит бюджетных средств». Заканчивалось послание по-чиновничьи витиевато: «Решение о приобретении этих гигиенических средств за счет платных услуг входит в компетенцию руководителей медицинских организаций и должно быть подкреплено экономическими расчетами платных услуг и целесообразностью расходов на закупку этих средств гигиены». Попытки распространить продукцию в поездах дальнего следования также не увенчались успехом. Проводники испуганно шарахались: «Нам разрешение начальства нужно!». Руководство Владивостокского отделения ОАО «РЖД» переадресовало Светлану прямиком к президенту компании – Владимиру Якунину. Ответа от последнего предпринимательница ждет показательный срок – целых девять месяцев. Между тем, по словам Светланы, те из пассажиров, кому она вручила образцы своей продукции для тестирования, с восторгом отозвались о ней. Дескать, вещь в поездке очень нужная. Прогресс не задушишьВпрочем, оптимизма и веры в людей Светлана Петровна не теряет. Несмотря на то что долгов у нее по кредитам и займам свыше миллиона рублей, а из арендованного помещения грозят выселить со дня на день за просроченную арендную плату. – В чем-­то я была сама виновата, пустившись неподготовленной во все тяжкие маркетинговой политики и искусства продаж. Но, набив все эти шишки, я сворачивать с избранного пути не собираюсь. Цивилизация все­-равно нас не минует, стремление к здоровью, комфорту и уюту в людях ничем не вытравишь. А значит, моя продукция так или иначе найдет свой путь к покупателю, – уверена Светлана Бараник, женщина, у которой не вышло так гладко, как у Томаса Салливана с чайными пакетиками или у Ласло Биро с шариковой ручкой. Хотя, кто знает, возможно, и у них были свои подводные камни, о которых умалчивают дошедшие до нас бизнес-легенды.

Автор: Эдуард ПОПОВ