Биржа определит образовательный эффект

КОГДА посетителю в ресторане после сытного обеда становится скучно, он начинает переставлять предметы на столе. Складывается впечатление, что российские чиновники действуют по той же схеме. Иначе как объяснить грядущее нововведение в среде образования — проверять вузы на предмет эффективности при помощи данных с биржи труда?

1 март 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3298 от 1 март 2013

В прошлом году Минобрнауки впервые провело мониторинг всех государственных вузов за исключением оборонных и военных. Для выявления неэффективных учебных заведений назначили пять критериев: средний балл ЕГЭ студентов, объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в расчете на одного педагога, число окончивших вуз иностранных студентов, доходы вуза в расчете на одного преподавателя, а также общая площадь принадлежащих учебному заведению помещений. В итоге 136 вузов и 450 филиалов показали плохие результаты. При этом в числе аутсайдеров оказались вполне престижные заведения, такие как Российский государственный гуманитарный университет, Московский архитектурный институт.Но на этом чиновники решили не останавливаться. В качестве шестого критерия для отсеивания негодных вузов они изобрели поверку учебных заведений биржей труда. Суть этого метода заключается в том, чтобы выявить, сколько выпускников того или иного вуза остались безработными. В Минобразования оправдываются тем, что на введении показателя, характеризующего взаимоотношения системы высшего образования и сферы труда, настаивают работодатели. Казалось бы, почему нет? Однако у этого метода есть существенный недостаток — точно определить число тех, кто вышел из стен родного университета и не пошел работать по заявленной в дипломе специальности, невозможно хотя бы потому, что статистика показывает: к услугам центров занятости в российских городах прибегает лишь малая часть безработных — остальные ищут работу самостоятельно.Что уж говорить о том, что по поводу этого нововведения думают сами противники подобных мер — в прошлом году в знак протеста против закрытия РГТЭУ его студенты и преподаватели бастовали две недели. На площадках различных СМИ разгорелись нешуточные дискуссии на тему целесообразности планируемых реформ.Единственное, с чем соглашались спорящие, так это с тем, что система высшего образования страны действительно нуждается в перестройке и модернизации. Но вот какими методами…Что обнадеживает в сложившейся ситуации: все мероприятия, нацеленные на отделение зерен от плевел в сфере образования, планируются на конец 2013 года, и будут ли они проводиться вообще — пока под вопросом.

Автор: Татьяна АНДРЕЕВА