С Торой по жизни

Еврейская община планирует украсить центр города синагогой и 4-этажным культурным центром

28 февр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3297 от 28 февр. 2013
f5449fd1155cc4b8db624ac63065051f.JPG В минувшее воскресенье евреи Владивостока отмечали иудейский религиозный праздник Пурим — день спасения евреев от рук врагов в эпоху персидского царя Артаксеркса. История знаменитого религиозного и одновременно национального праздника восходит к ветхозаветному преданию, согласно которому храбрая еврейская девушка по имени Эстер сорвала планы коварного Амана, советника персидского царя, замыслившего истребить весь еврейский народ. Торжественный вечер по случаю праздника стал хорошим поводом для общения с первыми лицами общины. Собеседниками корреспондента «В» стали раввин Приморского края и Владивостока Шимон Варакин и председатель еврейской общины Владивостока Максим Кривелевич.– Господа, что представляет собой сегодня ваша организация, насколько доступна она для вступления в нее тех, кто интересуется историей и культурой древнейшего народа Земли?Ш. В.: – Еврейская община Владивостока – самая крупная среди всех еврейских общин Приморья. В ее активе около 300 членов, есть синагога – главный объединяющий религиозный и культурный стержень. В Уссурийске и Находке также есть еврейские общины, но нет храмов. Поэтому можно сказать, что Владивостокская городская еврейская община одновременно является и Приморской краевой. Кто может вступить в нее? Замечу сразу, что еврей — это понятие не столько этническое, сколько религиозное. Поэтому самые идеальные кандидаты для вступления – с точки зрения всех канонов иудаизма – это те, кто прошел обряд посвящения в евреи (гиюр) или по матери является евреем. Но это не значит, что закрыт доступ евреям по отцу и представителям других национальностей, разделяющих положения иудаизма. Просто эти люди будут составлять скорее культурную, нежели религиозную часть нашей общины. – Еврейская религиозная община действует в Приморье по меньшей мере 100 лет. И все это время не раз возникала речь о полноценном храмовом комплексе. Сегодня достигнута какая-то определенность в этом вопросе? Ш. В.: – Здание владивостокской синагоги по адресу: Пр. Комарова, 5, возвращенное общине в 2005 году, нуждается в реконструкции. Я, как раввин, считаю своим долгом восстановить храм в ближайшие два­-четыре года. Инвесторы под этот проект уже есть – крупные еврейские бизнесмены из Москвы. Рассчитываем, что к 2017 году – 100-летию легализации в России иудейского вероисповедания – центр Владивостока украсят синагога и 4-этажный Еврейский культурный центр. М. К.: – Эти здания также станут своеобразным символом свободы совести, которая так свойственна Владивостоку и Приморью в целом. Вообще, Приморье – по свободолюбию и веротерпимости своих жителей, отсутствию здесь конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве – напоминает мне Америку, по которой я много путешествовал. А столица края – Владивосток — замечательный город во многих отношениях. И мы, представители городской еврейской общины, гордимся тем, что являемся его жителями.Справка «В»До февральской революции 1917 года, российские евреи имели право содержать только частные молитвенные помещения в арендуемой недвижимости, без права собственности. Первоначально Владивостокская еврейская община арендовала молитвенное помещение в доме по адресу Комарова, 5. После краха империи в 1917 году собственное здание Владивостокской синагоги было построено рядом с прежним молитвенным помещением на частные средства.В конце 1932 года синагога была упразднена советской властью в русле генеральной линии борьбы с религией. С 1933 по начало 1990-х годов в здании синагоги располагался клуб кондитерской фабрики. А в начале 2005 года синагога была официально возвращена Еврейскому религиозному обществу.

Автор: Отдел новостей «В»