Дерево само подскажет образ

Школьник из Приморья постигал секреты бонсай на его родине – в Японии

27 февр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3296 от 27 февр. 2013

В Ботаническом саду-институте ДВО РАН возобновляются занятия для тех, кто стремится постичь философию бонсай, разгадать секреты притягательности экзотического пока для нас восточного искусства и освоить его приемы. Растения, в которые вы вдохнете новый образ, украсят ваш дом или приусадебный участок, придадут им неповторимые черты. Своим новым опытом, приобретенным во время почти трехмесячной учебы у выдающихся мастеров Японии, с желающими научиться созданию бонсай готов поделиться десятиклассник Андрей Бессонов. Первые свои уроки он провел в прошлом году и благодаря им начал объединять любителей бонсай.Амбиции не на пустом месте– Хотя, если честно, не по душе мне слово «любитель», – признается Андрей. – Оно оправдывает безалаберное отношение к делу, вредит ему. А искусство бонсай требует ответственности и огромного желания научиться профессионально работать с растениями.Применительно к себе он рассматривает бонсай не просто как хобби, а нечто большее – как путь, по которому готов идти дальше, упорно поднимаясь к вершине мастерства. Можно удивляться не по годам серьезным размышлениям школьника. Но только если не знать его. Андрей на самом деле во всем такой целеустремленный и основательный. Умеет общаться с аудиторией и заинтриговать слушателей, даже если тема сложная. В своей школе в селе Галенки Октябрьского района читал, например, лекции о вреде табака и алкоголя. Рассказывал доходчиво и правдиво, поэтому его доводы не были восприняты сверстниками как нравоучения. Не стушевался, когда вел занятия по бонсай в Ботаническом саду и послушать пришли даже кандидаты наук. У него не было повода стыдиться из¬за незнания ботаники или неграмотной терминологии, а разжечь искру интереса к привнесенной с Востока эстетике удалось – это чувствовалось по реакции слушателей.Давно доказано: ничего в этой жизни не дается просто так. Не будь у Андрея страстного желания совершенствоваться в бонсай, не имей он серьезных амбиций сказать в нем свое слово (они возникли не на пустом месте!), вряд ли у кого¬то появилось бы желание помочь ему осуществить мечту. Но он не просто витает в облаках. Поэтому нашлись люди, поддержавшие его устремления. Андрей отправился учиться искусству бонсай на его родину – в Японию. Организовал поездку и обеспечил комфортное пребывание в гостях директор компании Bonsai Network Japan г­н Накамизу. Андрей жил в его семье в городе Сайтама.Уроки мастерстваВ этом городе находится один из известных не только в Японии, но и в мире питомников бонсай – Мансэйэн. Он ведет свою историю с 1925 года, и уже несколько поколений семьи Като, которая владеет питомником, поддерживают его уровень. Наставником Андрея стал глава семьи г­н Хатсудзи Като.Быть подмастерьем у большого мастера – это, считает школьник, огромная честь. – Первым деревом, с которым я работал в питомнике, была зельква из семейства вязовых, – рассказывает Андрей. – Его нужно было при помощи обрезки привести в порядок. Мастер объяснил порядок работы, дал необходимые инструменты, а потом периодически проверял правильность выполнения задания. Не буду лукавить, сначала, когда учился той или иной технике, дрожали руки, переживал, как бы не нанести вред живому растению. Но постепенно появлялось все больше уверенности. В Японии для бонсай используются как хвойные, так и листопадные и вечнозеленые деревья, реже кустарники. Понравилось работать с китайскими можжевельниками и белыми соснами, раскрывая заложенный в них потенциал, создавая образ. «Америка» открывалась для меня каждый день. Дома я задавался множеством вопросов, на которые не было ответов. В Японии я нашел их с помощью настоящих гуру этого искусства. Хотя, должен признаться, теперь задаюсь все новыми и новыми вопросами. Наверное, такова логика жизни?– Какую¬то работу признанных мастеров можешь назвать любимой?– Да, это «Танцующий дракон» г­на Кимуры – мастера, работы которого ценятся во всем мире. Я мечтал хотя бы просто увидеть его сад, а повезло взять у него уроки, несколько дней понаблюдать, как он работает.«Танцующий дракон» – классика бонсай, яркий его образец. Каждый видит в нем что­то свое. Что вижу я? Нелегко было выживать в горах этому можжевельнику. Но он, как мог, цеплялся за жизнь, приспосабливался к окружающему его миру, преодолевал трудности. И сумел выжить, стал сильнее и красивее. Так часто складывается и в человеческой судьбе. Выпадающие на нашу долю препятствия формируют внутренний стержень, заставляют найти прочную опору в жизни.Мастера бонсай ведут творческий поиск в разных направлениях. Очень понравились работы г­на Кавабэ, который предпочитает хвойные породы, добытые в горах. Художественное видение мастера позволяет ему создавать настоящие шедевры ямадори – так называются подобные образцы бонсай. Поразили сохины (миниатюрный бонсай до 25 см), на которых специализируется г­н Урусибата. Работа очень тонкая, требующая особых навыков и большой сосредоточенности. У этих мастеров мне тоже повезло поучиться. Еще меня приглашали в музей искусства бонсай. Не только в качестве гостя, но и учителя для ребят, которые занимаются тут в клубе. Интересно было с ними пообщаться.Художник слышит дерево– Похоже, в Японии искусству бонсай учатся с младых ногтей?– Да, он очень популярен. Но поразило меня даже не это, а в целом отношение к природе, озеленению городов. Было ощущение, что наконец­то я попал в цивилизацию, где ухоженные деревья и газоны, великолепные цветники и зеленые изгороди. Выходит, можно не только брать у природы, но и отдавать ей взамен. – Но не вступает ли бонсай в противоречие с естественной природой?– Дерево, приобретая новые эстетические черты, остается деревом. Оно выполняет те же функции: очищает городской воздух от загрязнения, вырабатывает кислород, поглощает некоторые вредные вещества, фильтрует воду и воздух, в летнее время участвует в формировании температурного режима и даже снижает напряженность, характерную для городской среды.– Андрей, тебе удалось разгадать главный секрет успеха настоящих мастеров бонсай?– Художник бонсай, работая с деревом, находится с ним в гармонии. Хорошая техника имеет свое значение. Но не менее важно умение чувствовать растение, слышать, что оно тебе подсказывает. Никогда не следует спешить и забегать вперед. Но и тормозить на ровном месте не стоит. Надо уверенно идти шаг за шагом. – Такую философию ты тоже почерпнул у японских мастеров?– Эти мысли пришли как­то сами собой. После того, как осмыслил преподнесенные мне уроки.СПРАВКА «В» СУЩЕСТВУЕТ большое разнообразие стилей бонсай (каскадный, веерный, согнутый ветром, богемный и др.), которые являются результатом эстетического осмысления форм деревьев, произрастающих в природе. Такая классификация – не догма, а отправная точка для создания конкретного образа.P.S. При поддержке Ботанического сада¬института ДВО РАН организуется клуб любителей бонсай.2 марта приглашаем всех желающих учиться бонсай и стать участниками клуба. Встреча состоится по адресу: г. Владивосток, ул. Маковского, 142, Ботанический сад. Начало в 11 часов. Вход свободный. По всем вопросам обращаться по электронному адресу: [email protected] или по телефону 8¬924¬248¬97¬04.

Автор: Надежда БРАЖИНА